Афганистан: союзникам США больше не стоит рассчитывать на их поддержку
Поддержать

Афганистан: союзникам США больше не стоит рассчитывать на их поддержку

Террористический захват Афганистана после стремительного и хаотического вывода американских войск по приказу президента Джо Байдена поставил точку в самой продолжительной войне Америки. Этот переломный исторический момент означает официальный конец как давно обветшавшего Pax Americana, так и долгого господства Запада.

Материалы по теме

Соединенные Штаты, возможно, никогда не оправятся от удара, который эта стратегическая и гуманитарная катастрофа наносит их международному авторитету и положению, да еще в тот момент, когда их мировому лидерству уже брошен серьезный вызов со стороны Китая. Послание этого события для союзников США состоит в том, что рассчитывать на поддержку Америки, в которой они так нуждаются, сейчас весьма рискованно.

Ведь катастрофа в Афганистане развернулась после того, как США бросили своего союзника – афганское правительство – на произвол судьбы и вступили в сговор с «Талибаном» – самыми опасными террористами в мире. Сначала президент Дональд Трамп заключил с ними фаустовскую сделку, а затем администрация Байдена поспешила вывести войска согласно этой сделке, даже несмотря на то, что талибы открыто нарушали соглашение.

Провал обороны Афганистана, а затем и падение его правительства были напрямую связаны с предательством США. Байден признает, что Трамп в Афганистане «сократил американский военный контингент до абсолютного минимума в 2500 человек». Отказавшись сохранить это небольшое военное присутствие и отдав приказ быстро уйти в начале ежегодного сезона боевых действий, Байден выбил почву из-под ног афганских военных, открыв путь блицкригу талибов.

США обучили и оснастили афганские силы не с целью сделать их независимыми, а для того, чтобы они полагались на возможности США и НАТО в решении множества боевых задач – от непосредственной авиационной поддержки, включая беспилотники для ситуационной разведки, до поддержания в рабочем состоянии систем вооружения, поставляемых США. Экстренный вывод войск Байденом без переходного плана поддержания боеспособности афганцев вызвал эффект домино, когда 8500 военнослужащих НАТО и около 18 000 американских военных подрядчиков также ушли и бросили афганские вооруженные силы в беде.

Как объяснил бывший генеральный директор ЦРУ Дэвид Петреус, с момента окончания боевых действий США в Афганистане 1 января 2015 года афганские солдаты храбро «сражались и умирали за свою страну», пока США внезапно не бросили их этим летом, ставя под смертельную угрозу оборону Афганистана. Эта оценка подкрепляется количеством погибших военнослужащих: с тех пор как более шести с половиной лет назад США перестали участвовать в боевых действиях, силы безопасности Афганистана потеряли десятки тысяч солдат, в то время как американцы – всего 99 человек, среди которых многих – в результате инцидентов, не имеющих отношения к боевым действиям.

Это не первый раз, когда США бросают своих союзников – и даже не первый раз за последнее время. Осенью 2019 года США внезапно покинули своих курдских союзников на севере Сирии, оставив их на произвол судьбы во время турецкого наступления.

Но в Афганистане США посеяли ветер и пожали бурю. Их поражение и унижение вследствие собственных действий явились результатом провала политического, а не военного руководства. Байден, игнорируя условия на месте, отменил в апреле решение своего высшего генералитета и приказал всем американским войскам вернуться домой. Итак, два десятилетия войны США в Афганистане завершились победой врага, триумфально вернувшегося к власти.

В то время как во Вьетнаме погибли 58 220 американцев (в основном призывники), в Афганистане за 20 лет – 2448 американских солдат (все – добровольцы). Тем не менее, геополитические последствия поражения США в Афганистане гораздо более значительны в глобальном масштабе, чем поражения США во Вьетнаме.

У выкормленного Пакистаном «Талибана», может, и нет глобальной миссии, но их милитаристская теология воинствующего исламизма делает их важным звеном в международном джихадистском движении, которое превращает враждебность к мусульманам-несуннитам в яростное противостояние всему современному. Возвращение талибов к власти придаст энергии и смелости другим агрессивным группировкам этого движения, помогая тем самым возродить глобальный терроризм.

В эмирате «Талибана», вероятно, найдут пристанище «Аль-Каида», остатки «Исламского государства» (ИГИЛ) и пакистанские террористические группировки. Согласно недавнему докладу Совета Безопасности ООН, «“Талибан” и “Аль-Каида” остаются в тесном союзе» и сотрудничают через базирующуюся в Пакистане сеть «Хаккани», прикрытие для пакистанской разведки.

Сведение на нет усилий по построению демократического, светского Афганистана будет представлять гораздо большую угрозу свободному миру, чем крах Сирии, вызвавший огромный поток беженцев в Европу и позволивший ИГИЛ объявить халифат и распространить его на Ирак. Абсолютная власть талибов в Афганистане рано или поздно поставит под угрозу интересы безопасности США как внутри страны, так и за рубежом.

Напротив, Китай будет в выигрыше от победы талибов над самой могущественной армией мира. Уход побежденной Америки создает больше возможностей для принуждения и экспансионизма со стороны Китая, в том числе против Тайваня, подчеркивая тем самым необратимый упадок мощи США.

Оппортунистический Китай наверняка воспользуется открывшимися возможностями для стратегического вторжения в богатый полезными ископаемыми Афганистан и для более глубокого проникновения в Пакистан, Иран и Среднюю Азию. Чтобы вовлечь в это «Талибан», с которым он поддерживает давние связи, Китай уже соблазняет его двумя вещами, необходимыми для управления Афганистаном: дипломатическим признанием и столь необходимой помощью с инфраструктурой и экономикой.

Восстановление в Афганистане средневекового ультраконсервативного эмирата, помешанного на джихаде, станет памятником вероломству США. А изображения вертолетов Chinook и Black Hawk, вывозящих американцев с территории посольства США в Кабуле, напоминающие о лихорадочной эвакуации из Сайгона в 1975 году, станут свидетельством утраты доверия к Америке – и утраты миром Pax Americana.

Брахма Челани – профессор стратегических исследований Центра политических исследований в Нью-Дели и научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: новое поле битвы в Азии» и «Вода, мир и война: как противостоять глобальному водному кризису».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *