Халиф на час
Поддержать

Халиф на час

В Турции все активнее продвигается новый неосманский проект по возрождению Халифата. По крайней мере, в преддверии прошедших парламентских выборах и сразу после них в Турции активно продвигалась мысль о том, что страна должна перейти на президентскую форму правления, после чего можно будет объявить главу страны Реждепа Тайипа Эрдогана новым халифом.

Напомним, что в Турции 1 ноября 2015 года состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых правящая Партия справедливости и развития (ПСР) набрала 49% голосов. Этот результат оказался совершенно непредсказуемым, так как большинство экспертов считали, что максимум на что могла надеяться ПСР — 40% голосов избирателей. Однако не менее интересными оказались не только сами итоги выборов, но и общественный дискурс вокруг них. Особенно попытки возрождения османского проекта.

Так ведущий обозреватель провластной турецкой газеты Yeni Akit Абдуррахман Дилипак во время выступления в канадском городе Торонто, которое состоялось за два дня до парламентских выборов, сообщил о намерении Реджепа Тайипа Эрдогана стать новым халифом мусульманского мира и объединить под своим началом всех суннитов на земле.

Он поведал и о более амбциозной цели – создании во главе с Турцией единого государства мусульман. ( О проблемах «тюркского мира» читайте: http://exclusive.kz/tyurkskij_mir_i_mirovozzrenie1.html) Как пояснил Абдуррахман Дилипак для всего этого нужно, чтобы страна перешла на президентскую форму правления во главе с Эрдоганом,  поэтому необходимы изменения в Конституцию, которые не могут быть инициированы, пока у правящей «Партии справедливости и развития» (ПСР), нет абсолютного большинства в парламенте.

К тому моменту партия имела 256 мандатов, а для принятия поправок в Конституцию нужно получить 367 мест.

«Если Тайипу Эрдогану удастся добиться перехода на президентскую систему, он, вероятно, назначит своих советников во все регионы страны. В его дворце в Бештепе откроются представительства всех стран исламского мира. Халифат в Турции был всегда «, – рассказал о планах Эрдогана Дилипак.

Между тем, президент Турции сразу после парламентских выборов и победы провластной партии  совершил намаз благодарности. 2 ноября он посетил мечеть Эюп Султана, где в свое время правители Османской империи перед вхождением на престол совершали специальный ритуал. Историк Айше Хур назвал это действие намеком на возвращение халифата во главе с Эрдоганом.

 «Эрдоган, закрывая глаза на культуру кемалисткой республики, возвращается к традициям исламской империи. Для того, чтобы стать законным падишахом нужно быть из рода Османов. Поэтому статус халифа тут более уместен. Для этого Эрдоган обращается к тем традициям и ритуалам, которые ближе по духу исламскому миру», — отметил историк.

 В свою очередь депутат партии ПСР Фуат Озгюр в Twitter в ответ на заявление главы курдской партии HDP Демирташа, о том, что Эрдоган не станет никогда настоящим правящим президентом!», ответил: «Говорили, что Эрдоган даже мэром при нас не будет. Он был премьером, стал президентом. Так будьте же готовы – халиф Эрдоган идет!».

 Exclusive попросил экспертов оценить насколько серьезно стоит относиться к словам проправительственного турецкого журналиста о витающих в Анкаре идеях возрождения Халифата.

В режиме предвыборного троллинга

Тюрколог, историк-востоковед Центра центральноазиатских исследований Университета КИМЭП Жар Зардыхан заметил, что Абдуррахман Дилипак довольно одиозная фигура турецкой журналистики. Известный своей неполиткорректностью, он слывет большим любителем теорий заговора, противником светской жизни и западной культуры.

Колкостей может наговорить про кого угодно. Даже про Партию справедливости и развития, с которой сейчас у него очень тесные взаимовыгодные отношения, при этом он успел написать и наговорить много неприятного и раскрыть коррупционные сети партии. На днях он повторил свою незыблемую идею, что Холокост и почти шесть миллионов убиенных евреев на самом деле – дело рук сионистских заговорщиков. Поэтому, по словам Жара Зардыхана его пресловутые слова про Халифат Эрдогана и  его лидерство в мусульманском мире  стоит воспринимать как предвыборный пиар-троллинг.

 «Халифат принял сегодня довольно уничижительное и деструктивное значение в виду ассоциаций с «Исламским государством» и прочими террористическими группировками, и мало-мальски разумному политику непозволительно упоминание в данном контексте. Исторически, сам процесс провозглашения «халифом» довольно сложный и требует одобрения и подчинения огромного количества мусульманских групп и организаций, и любое разногласие непременно приводит к кровавым распрям и междуусобице. Объявить себя «халифом» – это даже не пол-дела, и далеко даже не треть. Эрдоган не только несостоятелен даже как мнимый лидер суннитского мира, но даже не может заручиться поддержкой большинства населения в Турции. И это не упоминая тот факт, что его пылкая ревностная политика относительно сирийского кризиса, курдов, и «Братьев-мусульман» в Египте настроила против него немало мусульманских государств, включая и региональных тяжеловесов: Саудовскую Аравию, Египет и Иран. Пока что в регионе, скорее, легче объединиться против Эрдогана, чем за него», — сказал Жар Зардыхан.

Неоосманский замах

А вот тюрколог Ильшат Саетов  считает, что на самом деле период “халифата” уже прошел, он пал 7 июня 2015 года. Он подробно рассказал о том, как это происходило.

Если совершить небольшой экскурс в историю, то можно все правление Партии справедливости и развития разделить на несколько этапов. За рождением (2001-2002) и политическим взрослением партии (2002-2007) последовал период “лидерства”. В 2007-2010 годы окончательно оформляется единоличное  правление Эрдогана в ПСР, в ней методично искореняется плюрализм мнений. Электорат становится более гомогенным, Эрдоган консолидирует правый центр, условно “турков-суннитов”, противопоставляя их “секуляристам”, алевитам и другим группам, используя политические технологии, направленные на “свой” электорат.

Правящая партия инициировала множество проектов, которые якобы должны были решить вопросы меньшинств, например, алевитов, однако на деле практически ничего сделано не было, и в итоге в сторонниках ПСР крайне мало представителей меньшинств.

Период 2011-2013 года можно назвать “электоральным Халифатом”. После оглушительной победы 2011 года, когда ПСР набрала почти 50% голосов, неприкрытый культ личности тогда еще премьер-министра Эрдогана поднимается на новый уровень. Его правота и “безгрешность” оказываются лакмусовой бумажкой для проверки на лояльность. Все чаще слышится исламистская риторика, внутренняя и внешняя политика приобретают явный идеологический оттенок. Провластные деятели искусства высказываются о том, что название страны должно быть “Османы”, а не “Турция”. И все мусульманские государства вокруг — их своеобразными вассалами.

Тень Аллаха на Земле

Эрдоган никогда не терял надежды стать мусульманским лидером, заметил Ильшат Саетов. Многие его движения и акции были направлены в сторону воздействия на общественное мнение мусульман мира и важной в этом плане палестинской проблемы. Он резко высказал свой протест “Ван минут” на Давосском форуме и обвинил Шимона Переса в убийствах детей. Несмотря на то, что через час он публично открестился от своих слов, арабско-мусульманская улица ему рукоплескала. Затем он защищал отправку гуманитарного груза Газе на кораблях в 2011 году, на один из которых напал Израиль, и было убито девять граждан Турции. Сейчас уже известно из первоисточников, что Эрдоган был сильно недоволен этим «караваном», но ничего другого ему в контексте логики «мусульманского лидерства» не оставалось, как  ссориться на публике с Израилем. Любопытно, что Эрдоган при этом — единственный в мире мусульманин, удостоенный еврейского ордена «за смелость», и именно он снял турецкое вето с вступления Израиля в Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию.

Эти и другие действия, включая PR-деятельность политтехнологов Эрдогана в арабских странах, принесли ему славу на мусульманском Востоке, особенно среди сторонников «Братьев-мусульман» в Египте, Сирии, Катаре, Кувейте, Палестине. Даже появились детские игры «Эрдоган побеждает сионистов». Связи с этими странами приобретают важное значение и для семьи политика, его сыновья и родственники успешно зарабатывают на совместных проектах.

Смерть Неджметтина Эрбакана, бессменного лидера всех партий политического ислама в Турции, подвела черту под банкротством второго крыла исламистов, сохранивших явные черты этого политического движения — партии “Счастья”, электорат которой практически полностью перешел в стан ПСР. Уход Эрбакана в мир иной также имел очень важное символическое значение для того, кого он проклял как “сионистскую марионетку” — Эрдогана. Теперь соперников на платформе политического ислама не осталось, что облегчало ему задачу заняться “приведением к присяге” мусульманской общины.

Укрепление партии во власти дало новый толчок амбициям Эрдогана и позволило его ближайшему окружению убедить его в том, что именно он — новый “халиф всея Земли”. Его сторонники не раз публично называли его “тенью Аллаха на земле”, “человеком, собравшим в себе все признаки Бога”, “вечным руководителем” и другими аналогичными званиями. Претензия на новое лидерство Турции и самого премьера в мусульманском мире находит отражение во многих его речах, произносимых в этом регионе. В этой же плоскости можно рассматривать стремление внедрить президентскую систему правления — попытку учредить режим единоличного правления Эрдогана.

Он претендовал одновременно на три титула — лидер партии — лидер Турции — лидер мусульман. Последний, относящийся к духовной категории, вносит свои коррективы в критерии лояльности. В Турции эпохи гегемонии ПСР человек или какой-либо институт либо “присягнул на верность”, либо нет — тогда он объявляется предателем. Государство ассоциируется с ПСР и лично Эрдоганом, альтернативное мнение воспринимается как “ширк” (многобожие), премьер публично сомневается в «правильном мусульманстве» нелояльных ему мусульман, его карманные богословы заявляют, что ислам запрещает отдавать свои голоса за кого-то, кроме Эрдогана и партии.

Закат халифа

Период падения “электорального халифата” начался с коррупционных скандалов конца 2013 года и окончательно избиратели подвели черту под ним 7 июня, де-факто показав Эрдогану и его супер-президентским амбициям “красную карточку”.

Провал “неоосманской” политики на Ближнем Востоке, коррупция, “закручивание гаек” и эскалация террора внутри страны привели к тому, что Турция уже ни для кого не является примером. Шансы стать центром притяжения мусульманского мира она все еще сохраняет, но если нынешняя власть будет  и дальше удерживаться силой, то может рухнуть, убежден Ильшат Саетов.

Что касается мусульман Центральной Азии, то немало людей, незнакомых с деталями внутриполитической жизни в Турции, могут поверить популистским заявлениям Эрдогана и его пиарщиков, считает эксперт.

«Однако вряд ли это может вылиться в какие-то действия: по сравнению с парочкой других, более решительных “халифов” Эрдоган слишком секулярный и коррумпированный, это не привлечет радикалов. Для мыслящих  же рационально сложно преодолеть громадное количество фактов, которые говорят о том, что исламистская риторика — просто предвыборные технологии. Например, проституция в Турции легализована, и работницы древнейшей профессии получают от государства пенсию. И это после 13 лет безраздельного правления будто бы “исламистской партии”!

Единственное, что воспитанные в духе ихванов (“братьев-мусульман”) выпускники египетских и саудовских университетов обучены видеть в любом негативе проявление сионизма и США и готовы на любые доказательства закрывать глаза, объясняя этой теориями заговора. Таких на какое-то время Эрдоган и компания могут ввести в заблуждение. Все же здравомыслящие люди, особенно государственные деятели, всегда с осторожностью относятся к таким заявлениям собрать какую-то особую общность вместе под конкретной крышей, будь то “тюркский”, “османский” или какой-то еще мир», — заключил он.

«Сложно сказать, когда точно «электоральный халифат» себя изживет. Возможно, после выборов 1 ноября 2015 г. у ПСР открылось второе дыхание. Однако складывается впечатление, что все процессы в стране свидетельствуют против партии власти. Избирателей ПСР, пусть даже составляющих чуть менее половины всего электората, объединяет не внятная идеология или конструктивная повестка дня, а страх террора, гражданской войны, экономического кризиса, прихода мифических кемалистов. Но вряд ли это та основа, на которой Турция могла бы стабильно развиваться. А протестный потенциал для новых Гези сегодня в разы больше, чем в 2013 году», — рассказал Ильшат Саетов

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *