Узбекам, таджикам и кыргызам предлагают воевать против Украины
Казахстан, как и вся Центральная Азия пытается сохранять нейтральную позицию в российско-украинской войне. Но с каждым днем поле для маневра сужается. Но, что еще более важно, становится ясно, что война – это надолго и политика активного невмешательства уже не возможна. Каждой из них наших стран придется делать непростой выбор хотя бы из инстинкта самосохранения.
Сегодня уже очевидно, что Россия понесла не только репутационные, но и вполне осязаемые военные и экономические потери. Если экономические потери оценить довольно сложно, то количество погибших российских военных достигает 20 тысяч военнослужащих. И это не предел.
О кризисе живой силы говорит хотя бы тот факт, что Кремль начал использовать методы давления на граждан стран Центральной Азии, особенно Узбекистана, Киргизстана и Таджикистана для их вовлечения в участие в боевые действия против Украины.
Представителям так называемой трудовой миграции из Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана российские военкоматы настойчиво предлагают подписать контракты с вооруженными силами России в обмен на гражданство. Впрочем, этой участи не избежали и те выходы из нашего региона, который уже имеют гражданство России, ранее отслужившие в ВС и других воинских формированиях своей страны. Официально это называется «повторное прохождения воинской службы в ВС России».
Тем временем, цивилизованная часть мира, и даже в ущерб своим экономическим интересам, все более явно проявляет свое отношение к России как к токсичному государству. А, следовательно, причастность российских военных и их командования к военным и насильственным преступлениям в Украине не будут иметь сроков давности. Таким образом, пусть и косвенно, но граждане нашего региона уже втягиваются в зону преступления.
Но даже если не брать этот аргумент во внимание, то очевидно, что российские военные бросают на поле боя своих раненых и убитых сослуживцев. Это значит, что участие в боевых действиях в Украине на стороне России – дело не только бесславное, но и опасное в прямом смысле этого слова. Если бросают «своих», то едва ли будет особым отношение к «чучмекам», как до сих пор называют в России выходцев из Азии. Ну и уж тем более, едва ли кто-то будет озабочен их спасением в случае ранения.
Все это значит только одно – руководство Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана, Казахстана должно понимать международно-правовые последствия и ответственность за содействия стране-агрессору. Завтра никто не будет разбираться в том, было ли оно прямым или косвенным.
У Казахстана в этом смысле особое положение, в котором он оказался после обращения к помощи ОДКБ в январе этого года. Намеки о том, что «мы вас спасали, а вы не благодарите» начали звучать с первых месяцев года, а теперь они звучат все чаще.
Тем временем, Кремль продолжает готовить законодательство под миротворческую деятельность под эгидой ОДКБ. На днях было ратифицировано Соглашение о «координирующем государстве», под эгидой которого создаются коллективные миротворческие силы ОДКБ для применения в операции ООН по поддержанию мира.
Все более вероятно, Путин рассматривает возможность введения миротворческих сил ОДКБ на каком-то этапе. Например, когда ВС РФ будут остановлены и попытаются закрепиться на рубежах, для закрепления своего положения они могут попытаться задействовать миротворцев ОДКБ.
Это значит, что в ближайшее время в нашем парламенте, возможно, начнется процесс ратификации такого соглашения, как и другие законодательные инициативы по миротворческой деятельности ОДКБ. Пока этот вопрос в повестке парламента не стоит, но он может появиться в любое время. Как и добровольно-принудительный характер миротворческой операции. Теперь вопрос только в том, как руководство наших стран отнесется к этому?
1 Комментарий
в Казахстане надо поменять режим, иначе будет как на Украине.