Перестановочный синдром, или на манеже – снова те же…
В любой непонятной ситуации казахстанские власти начинают перетасовывать политическую колоду, при этом стараясь по сути ничего не менять. Так и сейчас, на фоне земельных страстей и терактов в Актобе, в республике произошли заметные кадровые изменения по известной математической формуле: «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется». Имитация бурных политических реформ идет полным ходом, но иногда даже она все-таки может дать свои плоды. Правда, не всегда съедобные.
Анализируя рокировки по персоналиям, конечно, обращает на себя внимание выдвижение кандидатуры на пост спикера мажилиса Нурлана Нигматулина, который возглавлял администрацию президента. В спешном порядке на заседании фракции партии «Нур Отан» это предложение было поддержано единогласно. Собственно, г-н Нигматуллин уже был спикером мажилиса с 2012 по 2014 год. Между тем, на свое «насиженное место» в аппарате президента вернулся Адильбек Джаксыбеков, для которого «работа в поле», то есть практическое руководство городом, оказалось непосильной ношей. Видимо, «от греха подальше», не дожидаясь, пока акима Астаны не переселят, как пригрозил президент, в юрту — Джаксыбекова решили вывести из под огня. Учитывая, что зловонные запахи в Астане по-прежнему можно учуять даже не обладая парфюмерским нюхом, это решение для экс-граданочальника оказалось спасительным. К тому же, по мнению экспертов, с хозяйственной деятельностью у г-на Джаксыбекова получалась не ахти, в отличие от написания киносценариев. Теперь у нового -старого главы администрации президента на любимое занятие будет больше времени, так как чиновники, уходящие в АП, светятся крайне редко.
Примечательна и кандидатура нового мэра Астаны Асета Исекешева, который впервые в своей карьере занял кресло акима. Привыкший пребывать в научно-исследовательских эмпиреях и рассуждать о человеческом капитале, Исекешев, на первый взгляд тоже не совсем подходит на должность хозяйственника и главного по запахам в большом городе, но все приходит с опытом. А вот виражи судьбы бывшего спикера мажилиса Бактыкожи Измухамбетова оказались незавидны. Из парламента он прямиком отправился в республиканское общественное объединение «Организация ветеранов». Хотя в его 67 лет это назначение выглядит вполне логичным, но не слишком политкорректным. Но, как известно, не стареют душой ветераны.
Очередные перестановки произведены, правда, их таинственный смысл остался непостижимым. Учитывая скоропостижность пребывания казахстанских министров и акимов на своих постах, можно предположить, что их держат таким образом «в тонусе», время от времени тасуя, а потом снова возвращая на места. Проблема такого подхода в том, что не появляется, с одной стороны, новых лиц, а с другой — старые и потертые не видят стимула к росту. А главное — нет никакой реальной конкурентной борьбы.
Политолог, экс-дипломат Казбек Бейсебаев отметил, что в большинстве стран, и особенно в тех, в число которых Казахстан стремится попасть, главные кадровые назначения проходят после выборов. Как правило, выигравшие выборы партия или кандидат в президенты назначают на ключевые посты членов своей команды. По разным причинам, в период их нахождения у власти бывают внеплановые кадровые перестановки, но они носят вынужденный характер и не оказывают особого влияния на принятый курс. Во время правления могут меняться люди, но не меняется политика и стратегия в целом. В силу того, что власть в этих странах периодически меняется, соответственно, также периодически происходят кадровые перестановки в масштабах страны. В итоге политическая конкуренция и сменяемость власти способствует развитию страны.
«В Казахстане перестановки в высших эшелонах власти проходят внутри правящей элиты. На первый взгляд, у нас тоже люди меняются, но не меняется принятый курс. Наша особенность еще в том, что кадровые перестановки проходят по горизонтали, и выглядит это неким кругооборотом в системе управления. Почти по известной басне — каждый раз по-разному садятся, а музыки нет… Длительное нахождение во властных структурах одних и тех же людей приводит к стабильности во всем и, в первую очередь, в желании сохранить устраивающий их статус-кво, который называется застоем. Кадровый застой, в свою очередь, приводит к застою во внутренней и экономической политике, результаты которой проявились в последнее время. Очевидно, что страна нуждается в обновлении и не только в кадровом, а в глубоких структурных реформах. 25 лет по человеческим меркам — это много, к этому времени ребенок превращается во взрослого, создает семью и работает на будущее. Нам тоже пора взрослеть. Но, судя всему, каких-либо движений в этом направлении не наблюдается. Это значит, что страна все больше скатывается в застой», — считает Казбек Бейсебаев.
Директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева отметила, что она ожидала кадровые перестановки в правительстве и силовых структурах, причем ключевых фигур. В частности, смену премьер-министра, руководителей МВД и КНБ. По ее словам, администрация президента, которая после, на их взгляд, удачного проведения избирательных кампаний в прошлом году и нынешнем, была спокойна. Но земельные протесты и теракт в Актобе поставил вопрос об изменениях и в идеологическом центре.
«Насколько знаю, они были все взбудоражены земельными митингами, порой переигрывали, нагнетая страх и панику, словно, завтра конец света. Видимо, глава государства эту панику расценил как слабость и растерянность главы администрации президента и всей его команды, то есть тех аналитических структур, которые подконтрольны АП. Но такой быстрой смены я не предполагала, склоняясь к тому, что АП продержится в таком составе до решения земельного вопроса, то есть пока комиссия не примет решения хотя бы по одному из вопросов. Мы видим, в последний период президент очень часто меняет главу АП, его, скорее всего, не удовлетворяет работа своих ставленников. Внутренняя сфера очень уязвима, здесь много слабых сторон, которыми могут воспользоваться его противники. Могу предположить, что кадровые перестановки теперь будут частым явлением в стране. Новые фигуры появляются, но пока на региональном уровне или на низовых структурах, но в верхние эшелоны власти, конечно, никого нового не пропустят. С одной стороны, слишком высок риск непредсказуемости нового лица, с другой, никому не хочется увеличивать количество претендентов», — подчеркнула он.
Политик Амиржан Косанов сказал, что люди уже привыкли к перманентным перетасовкам карт в кадровой колоде президента: за 25 лет эти карты изрядно потрепаны и изношены. На этих картах, кроме их масти и статуса, печать безответственности и бездеятельности за свои деяния на старом посту и страх не получить новое назначение или отправиться за решетку. Эти переназначения проводятся исключительно для решения локальных и временных задач, но не решают главного — модернизации системы государственной власти, которая уже стало самым главным тормозом не только общего прогресса, но и самой главной опасностью на пути сохранения независимости и стабильности в отношениях между обществом и властью, считает он.
«Перетасовывая свою колоду, президент на время отвлекает внимание общества от насущных проблем страны. Но все это дает только временный эффект. Это как укол обезболивающего: боль проходит, но только на время. А дальше становится еще хуже. На авансцену выходят старые, надоевшие, и во многом дискредитировавшие себя многолетним нахождением в правящих кругах и не имеющие конкретных заслуг, лица. В силу ряда объективных и субъективных причин новые лица президенту не знакомы, для них он — вне зоны доступа, а старая гвардия для него как « чемодан без ручки»: нести тяжело — за ними столько косяков — и бросить жалко», – отметил Амиржан Косанов.
Исполнительный директор Западного регионального фонда Научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев сказал, что было очевидно, что Нурлан Нигматуллин должен был «перейти на другую работу». События в Актобе, митинги на Западе страны, неадекватная реакция и отсутствие стратегии на них со стороны органов, курируемых администрацией президента не могли не привести к кадровым выводам.
«Остальные передвижения «фигур» – продолжение «первого хода». Назначения Асета Исекешева, Нурлана Нигматуллина и просто обрамляют композицию, а не являются ее целью. А вот очередное возвращение Адильбека Джаксыбекова — это то, зачем все это затевалось. С другой стороны, это назначение говорит о проблемах властной вертикали. Короткая скамейка, отсутствие обратной связи, проблемы с реализацией президентских поручений на фоне экономического кризиса говорят нам о том, что налицо системный кризис. К сожалению, передвижения персоналий по вертикали и горизонтали не дадут системного решения», – заключил Еркин Иргалиев.
Комментариев пока нет