Казахстан уравновешивает влияние России военным договором с США
Казахстан и США заключили пятилетний план военного сотрудничества на 2018-2022 годы. Однако, какие конкретные меры он включает, ни казахстанская, ни американская сторона детали раскрывать не стали.
Решение о заключении нового военного плана последовало сразу после предложений о возможности отправки казахстанских военных в Сирию, прозвучавших из России
Известно лишь о том, что подписание договора состоялось в Вашингтоне в начале июля и прошли встречи казахстанской делегации во главе с заместителем министра обороны РК, генерал-лейтенантом Талгатом Мухтаровым с представителями Пентагона, Национальной гвардии, армии и Национального университета обороны. Эксперты обратили внимание, что решение о заключении нового военного плана последовало сразу после предложений о возможности отправки казахстанских военных в Сирию, прозвучавших из России. Таким образом, по словам аналитиков, Астана стремится в очередной раз продемонстрировать, что выбирает равноудаленность от мировых центров силы и проводит многовекторную политику, в том числе и в военной сфере.
Стоит отметить, что Казахстан имеет достаточно прочные связи с западными военными партнерами, не ориентируясь исключительно на ОДКБ. Например, в ноябре 2013 года специальный представитель генерального секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Джеймс Аппатурай, выступая в Брюсселе, заявил, что Казахстан является самым надежным партнером североатлантического альянса в Центральной Азии.
Партнерство во имя мира в Центральной Азии
За основу военного сотрудничество Штатов и Казахстана можно взять 1994 год, когда РК была приглашена к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предоставлявшей право на участие в военных учениях США и североатлантического альянса. В феврале 2002 года в Казахстан прибыли 200 американских военнослужащих для обучения казахстанского горнострелкового подразделения. США был разработан план военной операции «Шторм над Каспием», предусматривавший военное вмешательство в случае возникновения противоречий между странами Каспия или резкого обострения ситуации на Северном Кавказе. Во время визита в Казахстан в апреле 2002 года Дональда Рамсфелда казахстанское военно-политическое руководство дало понять главе Пентагона, что оно заинтересовано в развитии тесных связей с США.
В октябре 2016 года состоялась обратившая на себя внимание многих экспертов встреча Дариги Назарбаевой с Джеймсом Аппатурайем
В октябре 2016 года состоялась обратившая на себя внимание многих экспертов встреча Дариги Назарбаевой с Джеймсом Аппатурайем. Тогда г-жа Назарбаева заявила, что развитие партнерства с НАТО является важным приоритетом внешнеполитического курса Казахстана и что республика заинтересована в привлечении современных программ и передового опыта Североатлантического альянса.
По словам экспертов, такая разнонаправленная военная стратегия Казахстана свидетельствует о стремлении выстроить надежный баланс интересов, как западных партнеров, так и России в Казахстане.
Руководитель информационно-аналитического центра «Институт Евразийской политики» Максим Крамаренко заметил, что подписание нового пятилетнего плана военного сотрудничества на 2018−2022 годы не стоит увязывать с предложением России об отправке в Сирию казахстанских военных.
По его словам это просто совпадение, так как вопрос подписания такого документа между Казахстаном и США обсуждался еще в прошлом году. В середине декабря 2016 года заместитель министра обороны РК Мурат Майкеев с целью обсуждения проекта этого плана проводил встречу с командующим Сухопутным компонентом Центрального командования Вооруженных сил США Майклом Гарретом. Таким образом, это соглашение о военном сотрудничестве с США не спонтанный ответ Казахстана на российские инициативы, убежден эксперт.
Он заметил, что сейчас завершает свое действие такой же пятилетний план, подписанный в 2012 году. Максим Крамаренко считает, что интерес Казахстана к наличию военного взаимодействия с США обусловлен тем, что все программы по подготовке «Казбрига», специалистов в сфере военно-полевой медицины и саперов-инженеров финансируются американской стороной. Соответственно, это и получение новых знаний, и приобретение опыта миротворческих операций, и экономия бюджета на подготовке военных специалистов и, элемент многовекторной политики руководства республики.
Военное сотрудничество США и Казахстана имеет и потенциально негативную сторону как для ОДКБ, так и для самой республики
Но военное сотрудничество США и Казахстана имеет и потенциально негативную сторону как для ОДКБ, так и для самой республики. И речь не о том, что Казахстан, взаимодействуя с США, пытается выстроить противовес в своей оборонной политике России и ОДКБ. Американцы, как правило, действуют исходя из целей собственного доминирования в том или ином регионе мира, и Казахстан не является исключением. Есть большая вероятность, что через развитие контактов в военно-научной сфере американцы получают возможность собирать обширную информацию об оборонном потенциале Казахстана и военной политике ОДКБ в регионе. Кроме этого, российские военные эксперты не раз отмечали, что предоставление США различного компьютеризированного военного оборудования несет в себе угрозу присутствия в нем математических кодов и скрытых технических средств для дистанционного снятия информации и вывода из строя материальной базы части оборонной инфраструктуры республики», — поделился своими размышлениями эксперт.
По его словам, также не стоит забывать основные цели, которые ставит американский истеблишмент перед своим военным ведомством, – сделать российское влияние в регионе номинальным и получить доступ к новым потенциальным источникам энергии.
Многовекторность не ноу-хау
Политолог Султанбек Султангалиев менее категоричен в своих оценках и не видит в военных контактах США и Казахстана особой конспирологии. По его словам, заключение очередного плана военного сотрудничества между США и Казахстана не более, чем продолжение вектора многолетнего партнерства между странами в военной сфере. Он заметил, что руководство Казахстана не собирается складировать яйца безопасности в одной корзине ОДКБ, особенно с учетом слабого, по словам эксперта, развития данной организации. Сотрудничество с США — это проявление прагматизма и в Кремле с пониманием отнеслись к американо-казахстанским инициативам в военной сфере, считает г-н Султангалиев.
Главный вектор внешнеполитического курса Казахстана на сегодняшний день и в долгосрочной перспективе – это приоритетное развитие всесторонних отношений с Россией и Китаем
«Наша многовекторность не является каким-то уникальным «ноу-хау» казахстанского МИДа. Принцип многовекторности естественен в глобальном мире, так как коррелирует с объективными экономико-географическими факторами, которые и определяют характер внешнеполитического курса любой страны. В новом изменяющемся геополитическом раскладе пришло время определится окончательно с кем и против кого придется дружить. Казахстанская многовекторность имеет ярко выраженный русско-китайский акцент, что опять-таки обусловлено геополитическим положением страны, расположенной между двумя евразийскими гигантами. Интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза и китайского проекта Нового Шелкового пути еще более закрепили особый характер отношений между Казахстаном с одной стороны и Россией и Китаем с другой. А угрозы, исходящие от международного терроризма, обусловили все большее военно-политическое сближение стран ОДКБ. Таким образом, главный вектор внешнеполитического курса Казахстана на сегодняшний день и в долгосрочной перспективе – это приоритетное развитие всесторонних отношений с Россией и Китаем. Запад во главе с США — необходимый, но второстепенный партнер во всех вопросах, в том числе и в сфере военного сотрудничества», — убежден г-н Султангалиев.
В мутной воде
Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук заметил, что Казахстан представляет собой особый объект военно-политического интереса для США. Вашингтон отдает себе отчет в том, что переформатирование Казахстана способно мгновенно изменить всю евразийскую карту. В этом плане Казахстан так же важен для России, как и Украина, которая уже потеряна. С другой стороны, Казахстан никогда не делал резких шагов и заявлений в сторону Запада, что позволяет США не терять надежду и усиливать мягкую линию в отношении Астаны, одновременно готовясь к так называемому транзиту местной власти, считает г-н Трофимчук.
Не исключено, что в обозримом будущем западные коллеги предложат Казахстану «определиться» более точно, и подходящий повод для этого будет найден
«Другими словами, Астана не может отказать Вашингтону в его ухаживаниях за собой, тем более что для этого нет никаких оснований. Проекты в области американо-казахстанского военного сотрудничества – как раз из этой серии. Совпадение, по времени, предложения Вашингтона по такому сотрудничеству с предложением Москвы по выделению казахстанских сил для непростых сирийских процессов – естественно, неслучайно. Случайно сегодня не происходит уже ничего, и одна проблема всегда тянет за собой другую. Сам Казахстан, как и ряд других постсоветских стран, практикует многовекторную политику, но возможностей для этого становится все меньше. Не исключено, что в обозримом будущем западные коллеги предложат Казахстану «определиться» более точно, и подходящий повод для этого будет найден. Тем более, что недостатка в таких поводах сегодня нет. Сам Казахстан не выстраивает никакой намеренной антироссийской линии, пытаясь подстраховаться на тот случай, если давление на Россию со стороны ЕС и США будет усилено. Просто сама геополитическая обстановка складывается так, что теперь уже неизбежно придется вставать в конкретный союзный лагерь», — сказал Григорий Трофимчук.
При этом по его словам, не стоит думать, что США только сейчас стали пристально смотреть на Казахстан. Этот интерес имелся давно, но сегодня общая обстановка складывается таким образом, что Запад может попробовать реализовать свой план на деле.
«Можно и нужно сказать четко: Астана не действует против Москвы ни прямо, ни косвенно, ни опосредованно; Астана не ищет замену ОДКБ. Просто все, что происходит сегодня в военно-политической сфере – это автоматическое отражение мутных процессов в мире, которых с каждым днем становятся все больше», — заключил он.
Комментариев пока нет