Новые ноты кыргызского «контрабаса»
Как Алмазбек Атамбаев внес значительный политический вклад в борьбу с контрабандистами и подтолкнул правительства Казахстана и Кыргызстана к созданию новой дорожной карты. Правда, не ясно — поможет ли это делу борьбы с древним ремеслом контрабандиста?
В октябре накануне и после выборов кыргызстанского президента в информационном пространстве Казахстана, после яркого демарша экс-президента Алмазбека Атамбаева, стал актуален ленинский тезис о том, что политика – есть концентрированная экономика.
Если перевести на человеческий, то, когда экономические интересы неожиданно у кого-то обостряются и обобщаются в силу, например, обиды или неприязни, то они тут же вторгаются в чистую политику. В нашем случае это выглядело так, что официозный телеканал «Хабар» в горячий электоральный период у соседей открыто озаботился вопросами реэкспорта и кыргызской контрабанды.
Напомним, что с 10 октября на границе Кыргызстана и Казахстана образовались огромные пробки. Погранслужба Кыргызстана перешла на усиленный вариант из-за предстоящих президентских выборов. Казахстан ужесточил режим прохождения, официально сославшись на плановую работу.
Месть или закон?
Главным рупором и борцом за законные экономические права родины стал бывший вице-министр по инвестициям и развитию Рахим Ошакбаев, который насчитал, что из-за контрабандистов казна ежегодно теряет что-то около 160 миллионов долларов или даже больше. С этого момента и почти всю декаду экономический эксперт регулярно выкладывал в соцсеть Facebook подробные посты о том, какой фантастический урон наносят евразийской интеграции кыргызские международные контрабандисты
– 4,1 миллиард долларов США – такова минимальная сумма СЕРОГО ИМПОРТА, завезенного в Кыргызстан из Китая в прошлом 2016 году и, большая часть которой ПРОНИКАЕТ на наш и российский рынок. Что, на минуточку, существенно больше, даже чем весь экспорт Казахстана в Россию ($3,4 млрд.), – пишет Окашбаев. – Эта шокирующая цифра легко высчитывается, если сравнивать официальные данные кыргызских властей об импорте из КНР – $1,5 млрд. (которыми они отчитываются в Евразийскую комиссию) с цифрами китайского экспорта в Кыргызстан — $5,6 млрд. Разница между $5,6 млрд — $1,5 млрд = 4,1 млрд. долларов США.
Далее автор пишет, что министр финансов Казахстана Бахыт Султанов обратил внимание на такое расхождение «в цифрах импорта в Кыргызстан и оценил ежегодные прямые потери общего бюджета ЕАЭС от недоплаты пошлин при импорте в Кыргызстан в $300 млн. или около 100 млрд. тенге».
– НАКОНЕЦ-ТО правительство обратило внимание на существование этой РЕАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ. О подобных рисках МЫ ГОВОРИЛИ ЕЩЁ С НАЧАЛА 2015 года.
Конечно, возникает вопрос, почему раньше закрывали на эту проблему глаза, и в чем причины текущей «внезапной озабоченности» правительства? Оставляем это на обсуждение политологам.
Но с экономической точки зрения мы не можем не поддержать этот правительственный дискурс и выразить БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ, что это не останется просто словами, а мы начнем РЕАЛЬНО НАВОДИТЬ ПОРЯДОК на границах и защищать рынок от серого импорта и контрафакта, которой делает БЕССМЫСЛЕННЫМ любое производство торгуемых товаров в Казахстане.
Такие государственные посты нашли однозначно положительный отклик среди тех политологов и блогеров, кого всерьез задели неуклюжие предвыборные выпады Алмазбека Атамбаева. Некоторые пользователи остроумно замечали, что экс-президент Атамбаев славно поработал на казахстанский бюджет и товаропроизводителей. В то же время определенная часть комментаторов расценила поведение официальной Астаны как откровенно незавуалированную политическую месть кыргызскому истеблишменту
Как общий политический итог, – а с момента обострения пограничных отношений прошло две недели, — вроде бы решено, что на предстоящем заседании ЕАЭС в Ереване премьер-министры Казахстана Бакытжан Сагинтаев и Кыргызстана Сапар Исаков намерены подписать дорожную карту. Над документом трудится рабочая группа во главе с первыми заместителями глав правительств Казахстана и Кыргызстана.
– Сейчас самое время, чтобы эти вопросы решить. Мы предполагаем, что в ближайшие дни наши премьер-министры встретятся в Ереване в рамках заседания глав правительств ЕАЭС, подведут черту по итогам достигнутых договоренностей, – сказал министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов. Эта карта должна каким-то образом отрегулировать таможенное и налоговое администрирование, исполнение техрегламента в рамках ЕАЭС.
Дорожная карта контрафакта
Дорожная карта – это хорошо, но само содержание двустороннего документа заинтересованной публике пока неизвестно. Что касается «серого» кыргызского/китайского импорта, то здесь, наоборот, все более-менее понятно. Это целая индустрия. Множество компаний специализируется на этом бизнесе. На том же рынке «Дордой» вам охотно и недорого помогут, и подскажут способы, как перебросить товары из Бишкека в Казахстан или в Россию. Очень хорошо, по всей видимости, осведомлены об объемах контрафакта и сами пограничники. И, если таможенные платежи в общий бюджет ЕАЭС не взимаются, то вопросы очевидно надо задавать тем, кто обязан в силу полномочий это отслеживать.
Обычно, после беспрепятственного взятия рубежей соседей, багаж в автомашинах следует на оптовки ЕАЭС и далее в магазины, в розницу. Закон допускает ввоз полцентнера товаров без пошлины для личного пользования. Ничто и никто не мешает при этом контрабандистам дробить партии товаров. Это общеизвестный факт.
По такому случаю тот же Рахим Ошакбаев предлагал: «установить нормативы провоза физическими лицами товаров для личного пользования, превышение которых рассматривалось бы как импорт в коммерческих целях для последующего камерального налогового контроля физического лица-импортера».
В пояснении указано, что «значительный объем данного вида «серого» импорта может завозиться в Казахстан из Кыргызстана» и «на сегодняшний день точный объем подобных потоков неизвестен».
Ответ Ошакбаеву
Впрочем, без критического взгляда Бишкека на Астану, обойтись было бы совсем некорректно. Так вот некоторые успешные кыргызы рекомендуют казахам попутно концентрировать внимание на нелегальном импорте товаров в Казахстан из России, Узбекистана и Китая
Социальный предприниматель Женни Женишкызы, которая не понаслышке знакома с Китаем и тонкостями бизнес-отношений, пишет:
– Разве торговля на Хоргосе (зона беспошлинной торговли между Казахстаном и Китаем) не напоминает «контрабанду», выражаясь простым языком? Там работают и живут большие группы людей, которые используют преференции беспошлинной политики, предоставленной СЭЗ Хоргос. Ежедневно привозят и вывозят несколько тонн товаров, и почему-то вас больше волнуют китайские товары, привезенные из Кыргызстана в Казахстан?
Мы еще с 1998 вступили в ВТО и имеем официальные международные соглашения и преференции по торговле с Китаем. Наш «Дордой» процветал по большому счету благодаря ВТО. Да, признаюсь, что в Кыргызстане тоже существует проблема с серой торговлей, и наши министерство экономики, правительство, бизнес-ассоциации стараются работать над этим вопросом. Но это не совсем корректно, если казахстанский эксперт громко озвучивает на публику, что «завозятся товары из Кыргызстана, которые растамаживаются либо нелегально, либо с серьезными занижениями таможенной пошлины». Неясно как вы посчитали потерю в 160 млн долларов, если речь идёт о «серой» торговле? Было бы интересно узнать ваше мнение об объеме потерь для бюджета РК от «серой торговли» напрямую из Китая в Казахстан.
В общем, вы правильно делаете, что усиливаете контроль импортных товаров на отечественный рынок. Здорово! Тогда надо не только усилить казахско-кыргызские границы, но и тщательно проверять серые схемы торговли на узбекско-казахских, китайско-казахских, российско-казахских границах. Будем вместе работать, чтобы наши рынки в регионе расцветали к лучшему!
Комментариев пока нет