Евразийский казан: сорпа еще не остыла
Поддержать

Евразийский казан: сорпа еще не остыла

Политические трения между Астаной и Бишкеком наглядно продемонстрировали, что по-настоящему представляют собой ЕАЭС и «национальные интересы» правящих кругов. 

 

 

Как показала ереванская встреча межправсовета ЕАЭС, казахско-кыргызская «дружба» вышла на более высокий, евразийский уровень противостояния управляющих процессом. В ответ в Бишкеке несколько десятков активистов пикетировали посольство Казахстана, а официальная Астана успела представить акцию так, что это всего лишь: «кыргызстанская общественность неправильно информирована о ситуации на границе между двумя странами».

 

 

И ничего, что свидетельства очевидцев говорят об обратном. Выражаясь дипломатично: о не вполне адекватной ситуации. Бывший сотрудник МИД Казбек Бейсебаев делится свежими впечатлениями в Facebook:

– На один день съездил в Бишкек и вот, что увидел на границе. Туда пройти без проблем, никакой очереди, люди и машины быстро проходят. А вот, чтобы оттуда пройти кыргызско-казахскую границу, пришлось полтора часа простоять в очереди. Машины (не грузовые) стоят по пять часов и даже больше. Более продвинутые соотечественники, зная о таких ожиданиях, оставляют свои машины на стоянке на казахской стороне и проходят пешком, а дальше на такси или на автобусе. Возвращаются таким же способом.

Некоторые водители кыргызских микроавтобусов Алматы – Бишкек тоже не проходят границу, они довозят до границы и потом там же набирают пассажиров в Алматы. Я вернулся на таком микроавтобусе. За все время прохождения границы было понятно, что народ сильно возмущается происходящим на границе и, скажем,  не очень доволен действиями с обеих сторон. В общем, такие дела на казахско-кыргызской границе.

А в это же время казахская делегация на голубом глазу убеждала партнеров по ЕАЭС, что еще с 19 октября на границе восстановлено свободное передвижение физических лиц, пассажирского и грузового автотранснспорта. Но, как вы понимаете, понятие «свобода» в Евразии вообще относительная категория

МИД Казахстана также ссылается на то, что: «премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев в ходе заседания Евразийского межправительственного совета 25 октября в Ереване дал исчерпывающий ответ о причинах введения Казахстаном усиленного контроля товаров по всему периметру государственной границы. Рассчитываем на совместную конструктивную работу на двустороннем уровне для скорейшего разрешения всех накопившихся проблем».

На самом деле в Ереване главам правительств стран-участниц ЕАЭС помимо обсуждения осеннего пограничного казахско-кыргызского обострения, кажется, хватило и других дезинтеграционных моментов. Принимающая сторона, к примеру, еще до саммита громогласно пообещала перекрыть дорогу Азербайджану, если эта страна продемонстрирует реальное желание пополнить евразийский клуб.

– Этот статус не может быть присвоен стране, которая действует во вред страны-члена и всей организации. Достаточно отметить лишь блокаду. С этой точки зрения речи не может быть даже о статусе наблюдателя, что уж говорить о членстве, – комментировал незадолго до заседания МИД Армении.

У нас все не так напряженно и запущено, как на Кавказе, но все-таки любопытно — можно ли считать действия политического руководства Казахстана подобием блокады или мелким вредительством в отношении соседей?

В столицу Армении премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев прибыл, основательно запасшись аналитикой, сыпал цифрами, и убеждал, что: «эти меры направлены не против кыргызстанской стороны, а на снижение контрабанды и другие цели они не преследуют». При этом провластные казахстанские медиаресур наперебой сообщают, будто бюджет ЕАЭС после вступления  Бишкека то ли потерял, то ли недосчитался 11 миллиардов долларов.

– Сравнительный анализ таможенной стоимости товаров, принимаемой при таможенной очистке в Кыргызстане и Казахстане, показал, что таможенная стоимость в Кыргызстане значительно занижена по сравнению с Казахстаном. «Вышеуказанное свидетельствует о наличии перетоков товаров для таможенной очистки из стран ЕАЭС в Кыргызстан в связи со слабым таможенным администрированием таможенной службы Кыргызстана», – говорил Сагинтаев в Ереване

По всему выходит, что кыргызские власти либо по забывчивости не докладывают, либо откровенно тащат мясо из общего евразийского казана

В свою очередь глава правительства Кыргызстана уклонился от широкой полемики, чтобы не занимать время, заявив, что: «некоторые проблемы уже решились, и мы благодарны Казахстану, но это не соответствует договорам, которые подписаны».

– Договорная база говорит, что грузовики не должны простаивать. Мы еще раз обращаем внимание на эту составляющую и верим, что Казахстан решит все проблемы.

Между прочим, 2017 в ЕАЭС официально считается годом улучшений условий для бизнеса. Этот статус должен, вроде бы, способствовать потеплению делового климата и росту конкурентоспособности стран ЕАЭС. А председательствует в экономическом союзе в этом году Кыргызстан, который заверяет, что страна: «сознательно выбрала путь евразийской интеграции, как путь, который максимально отвечает стратегическим и экономическим интересам нашей страны, это решение, продиктованное долгосрочными национальными приоритетами».

Если сложит все перечисленное в информационный пазл, то это выглядит насмешкой над Евразийским союзом как заявленным некогда экономическим центром постсоветского пространства

Кстати, кто-нибудь помнит, что говорил в этот раз российский премьер Дмитрий Медведев помимо того, что ему было интересно и, что создана «комфортная обстановка для работы»?

В целом же общий итог ереванским дискуссиям, подвел именно кыргызский премьер Сапар Исаков. Его велеречивое заявление можно сократить до голой сути так:

– ЕАЭС – проект, который отвечает духу и реалиям времени, в котором мы живем.

А, как известно, времена не выбирают.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *