Модернизация жилья: успехи и проблемы
Уже три года в Казахстане работает Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Суть ее заключается в том, что государство дает жителям жилых домов кредиты на проведение комплексного ремонта фасадов, подвалов, крыш, подъездов и т.д. Граждане в свою очередь возвращают государству средства в течение нескольких лет. Подобного рода схема призвана решить одну из самых сложных проблем современного Казахстана — обветшания жилищно-коммунального фонда.
Пользуясь благоприятным случаем – приездом в Алматы первого вице-министра Министерства регионального развития РК Каирбека Ускенбаева, корреспондент Exclusive.kz задал ему несколько вопросов по этой злободневной теме:
— Как реализуется Программа модернизации жилищно-коммунального комплекса?
— В целом – весьма успешно. На сегодняшний день по госпрограмме отремонтировано 1200 домов. Еще 2000 домов на очереди. Сегодня мы ведем работу над новой Программой модернизации ЖКХ, вводимой с 2014 года ( предыдущая реализовывалась с 2011 года). Сейчас мы все видим реальные результаты: после капитального ремонта, с применением энергосберегающих технологий, как минимум на 30% сокращаются расходы на электроэнергию и другие расходы на обслуживание зданий. Главное, что называется, «сформировался вкус» — владельцы кондоминимумов сейчас буквально стоят в очереди на утверждение проектных смет и ожидании капитальных ремонтов. В 2013 году в рамках Программы модернизации коммунальных сетей предусмотрено 14,7 млрд. тенге ( на реализацию 66 проектов, в том числе тепло-, электро- и газоснабжение, проект по утилизации твердых бытовых отходов.)
— Уже сейчас ясно, что не все довольны проведенным ремонтом. Люди даже подают в суды по поводу некачественной работы строителей. Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Надо признать — есть жалобы. Ложка дегтя иногда портит бочку меда. Но из-за этих случаев говорить, что вся программа модернизации ЖКХ плоха, наверное, нельзя. Да, есть отдельные негативные моменты. Примерно в 17 домах из 1200 люди были недовольны ремонтом. Из центра не всегда видно то, что происходит в отдаленных регионах. Ведь данная программа реализуется не только в городах, но и в районах, небольших поселках. И рассмотреть, правильно ли и качественно ли работает подрядчик, наверное, невозможно. Вообще, подрядчика должны определять сами жильцы. Вопрос здесь и в квалификации строительных компаний, которые берутся за эту работу.
Мы с этого года ввели лицензирование строительных компаний, они будут разделены на первую, вторую и третью категорию, в зависимости от их возможностей и сложности работ. Здесь, я считаю, нам нужно усилить контроль и допускать к работам в домах только те компании, которые имеют высокую квалификацию. Поэтому в перспективе и для нас, и для жильцов лучше всего было бы, чтобы управление жилым домом было саморегулируемым. Чтобы жильцы сами контролировали бы ход работ и их качество. Формы организации в жилых домах, которые сейчас существуют, мягко говоря, вызывают много вопросов.
— Но жильцы порой даже не знают, чего они могут требовать от КСК или подрядчика…
— Должны быть утверждены стандарты оказания услуг как подрядчиком, так и КСК или управляющим центром. Мы провели анализ и выяснили, что эффективность таких управляющих центров, например, в Европе, начинается с 50-60 тысяч жильцов. Очевидно, для этого необходимо укрупнять КСК или кондоминимумы. Тогда есть возможность накопить необходимые финансовые средства, переоснащать оборудование, содержать штат специалистов, которые могли оказывать целый комплекс различных услуг для жильцов. Будем по этому вопросу советоваться, работать с участниками рынка. Но главное сегодня – разработать обязательные для всех стандарты услуг, чтобы каждый жилец знал и понимал, какие услуги, от кого и в каких объемах он должен получать.
— Какие уроки вы извлекли в ходе реализации первого этапа Программы?
— В 2011 году мы зачастую просто не могли людей уговорить проводить ремонт и модернизацию домов. А в 2012 году люди увидели реальные результаты Программы и интерес к ней сразу возрос. Мне вспоминается один случай в Сатпаеве, где модернизировали четыре дома, а в одном, соседнем, люди отказались делать ремонт. И вот когда они увидели, что получилось, что рядом с их старым, разваливающимся домом вдруг возникли блестящие новыми окнами, качественной отделкой новенькие здания, сразу пошли жалобы: «А почему у нас такой ремонт не сделали?» И сразу же жильцы этого дома тоже заявили, что хотят включиться в эту программу.
Мы сейчас активно разрабатываем механизм стимулирования именно глубокой модернизации жилых зданий. С нового, 2014 года, мы должны приступить к реализации Программы модернизации ЖКХ, когда каждый жилец понимал бы: чем масштабнее и полнее будет ремонт дома, тем на более выгодных условиях будут выделяться под проект государственные деньги.
— На каких условиях выдаются субсидии на ремонт домов? Намного ли возрастают ежемесячные платежи за коммунальные услуги?
— Нашей главной целью является, чтобы жильцы и после модернизации не чувствовать разницу в оплате коммунальных услуг. И это возможно, так как качественный ремонт зданий с использованием современных технологий позволяет экономить до 30% тепла и электроэнергии и, соответственно, экономить на оплате. Средства на возврат должны компенсироваться экономией на оплате коммунальных услуг.
Жильцы теперь собственники. Поэтому они все должны думать, что будет с домом через 10, 20 или 50 лет. И понемножку, хоть по 50-100 тенге в месяц, откладывать на решение будущих общедомовых проблем.
Что касается наших трансфертов в виде возвратного кредита, то мы их выдаем под 0,01 процента. Практически — без процентов.
— Когда же будут внедрены новые стандарты работ и услуг?
— Я думаю, до конца года мы их разработаем. Затем мы должны, не теряя времени, обсудить их со всеми заинтересованными лицами и оперативно принять.
Оптимизм вице-министра в отношении Программы модернизации ЖКХ разделяется далеко не всеми. Проблемы здесь стоят очень серьезные и одна из них – низкое качество работ, причиной которой служит зачастую низкий уровень строительных компаний, берущихся за это непростое дело. Это понимают ив Министерстве регионального развития. На недавней коллегии МРР, где обсуждался именно вопрос о модернизации ЖКХ также прозвучало немало критики. Министр Бакытжан Сагинтаев напомнил, что задача данной программы – «не покраска фасадов». По его словам, акцент должен быть сделан на утепление жилых домов. Однако есть факты, когда термомодернизация зданий не выполняется, а средства расходуются лишь на косметический ремонт фасадов.
При всех положительных результатах реализации государственной программы модернизации жилья, некоторые граждане недовольны результатами проведенного ремонта в их доме. Основные претензии – к качеству ремонта. Почти три четверти опрошенных жильцов убеждены, что объем проделанной работы не соответствует суммам затраченных на нее средств. Только 7% опрошенных считают соотношение затраченных средств и объем выполненных работ адекватным.
Участники программы отмечают, что мнение жильцов зачастую не учитывалось при определении объема работ. Но здесь налицо другая проблема: такая ситуация во многом объясняется пассивностью самих граждан. Наши граждане очень часто не желают активно участвовать в делах и заботах своего дома, не ходят на собрания, поэтому учитывалось мнение только активных владельцев квартир. Как правило, доля таких жильцов крайне мала относительно общей совокупности. Лишь 4% опрошенных указали, что «мнение жильцов было первостепенным». В данном случае необходимо отметить, что при определении объема работ доминировал формальный подход.
И все-таки есть «свет в конце тоннеля». Несмотря на некачественное выполнения ремонта, большинство жильцов, в чьих домах он был проведен, в целом поддерживают данную программу (в совокупности почти 60%), оговариваясь, что необходимо совершенствовать процедуры. Это подтверждает ее необходимость. Механизмы стимулирования, новые стандарты, о которых говорил вице-министр – это, конечно, хорошо и нужно. Однако без резкого повышения профессионального уровня тех, кто непосредственно берется за ремонт жилых домов по госпрограмме, а также без двойного контроля за ходом ремонта – со стороны собственников жилья и акиматов – очень нужная для казахстанцев Госпрограмма модернизации жилья может «забуксовать».
1 Комментарий
Здраствуйте! Я инвалид детства 2группы. Я одна живу. 3-х комн. У нас подъезде начали ремонт по модернизации. Я должна платить 15 лет 5 700тенге каждый месяц. У меня пособие не хватит на такие денег. На ком услуги ели хватает. Почему не рассмотрены инвалидам со скидкой по модернизации. Сейчас вообще тяжело жить,продукты очень дорого. Акимат должны рассмотреть эту проблема.