РЕФЕРЕНДУМ
Мудреное иностранное слово «референдум» за последние два месяца стало настоящим хитом в информационных сводках, высказываниях государственных и общественных деятелей, политологов и аналитиков. Все остальные жизненные вопросы, кои в Казахстане отнюдь не перевелись, скромно отошли на задний план. Более пяти миллионов граждан, несмотря на морозы и каждодневную рутину, нашли время, чтобы высказать свою позицию: референдуму о продлении полномочий президента быть! В этом они видят едва ли не главный залог светлого и устойчивого будущего в девятой по территории стране планеты. Но что есть такое референдум? Откуда он взялся и, главное, как применяется? В чем его плюсы и минусы? Эти и другие вопросы мы и решили адресовать Интернету.
Референдум (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по какому-либо важному вопросу государственной или общественной жизни.
В отличие от выборов, при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится референдум, — закон, законопроект, Конституция, поправка к Конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразная форма референдума — плебисцит, то есть опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В других странах (США) не делают различия между плебисцитом и референдумом (http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c1e706f3-f07f-42e9-ac57-abfdbb07bcc2).
Здесь уместно заметить, что сам корень plebs, от которого, собственно, происходит термин плебисцит (лат. plebiscitum, plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление), в современном русском языке несколько поменял первоначальную семантику и применяется в форме «плебей», которая несет резко отрицательный смысл, означающий «раб», «низкородный».
Впервые практика обращения к мнению народа возникла в Древнем Риме в начале V века до нашей эры, в период сословной борьбы патрициев, то есть господ и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев как низшего сословия. Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 г. до н. э.), с законом Публия (339 г. до н. э.) или с законом Гортензия (287 г. до н. э.). С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%8).
Правда, само слово «референдум» было впервые законодательно закреплено не в Италии, а в Швейцарии. Принято считать, что первый достоверно известный референдум был проведен в 1449 году в швейцарском кантоне Берн по финансовому положению этой средневековой республики. После Первой мировой войны референдумы закреплялись в конституциях многих европейских государств — Веймарской республики (1919), Австрии, Чехословакии и Эстонии (1920) и т. д. Но случаи проведения референдумов были единичными. Всемирное признание институт референдума получил после Второй мировой войны. Референдумы стали проводиться по вопросам государственного строя и по другим важным проблемам. В настоящее время референдум предусмотрен конституциями более 20 государств. Еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран (http://etelien.ru/Collection/28/28_00072.htm).
Если взять статистические цифры, то с 1793 по 1994 год референдум более всего практиковался в Швейцарии: всего 414 раз на национальном уровне, причем до 1900 года — 57 раз, а наибольшее число народных голосований пришлось на 1971–1980 годы (87); в 1981–1990 годах состоялось 76 референдумов, а в 1991–1993-х — 33. В остальной Европе за эти 200 лет референдумы имели место 149 раз, на Среднем и Ближнем Востоке — 93 раза, в остальной Азии — 30 раз, на Американском континенте — 49 раз, в странах Океании — 64 раза. Всего за это время было проведено 799 общенациональных референдумов. Их обилием выделяются также Италия (43 референдума), Австралия (44), Франция (22), Ирландия (18), Дания (13), Египет (19), Филиппины (11) (http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1519_page_42.html).
Референдумы могут быть организованы по множеству случаев. В США, к примеру, не стесняются выносить на всенародное голосование что угодно, абсолютно любые вопросы. Главный критерий — они действительно должны волновать общество. Например, в штате Калифорния путем референдума удалось выяснить отношение жителей к однополым бракам — они высказались против. В этом же штате в ноябре 2010 года население проголосовало против легализации марихуаны. Причем защитники этой идеи высказывали весьма интересные доводы: в том случае, если наркотик будет продаваться через магазины, а не на черном рынке, казна сможет получать порядка миллиарда долларов в год. Но разум победил. Американцы, прописанные в Оклахоме, не захотели признавать действие законов шариата на территории своего штата. Избирателям Род-Айленда было предложено запретить использование слова «плантатор», которое напоминает о позорном периоде, когда в Америке царил рабовладельческий строй. В итоге употреблять это слово все-таки можно.
Что интересно, но и Европа регулярно прибегала и продолжает прибегать к помощи референдумов. В Англии всеобщее голосование проводилось по вопросам вступления в Европейское экономическое сообщество в 1975 году, а также рассматривались предложения о расширении полномочий Шотландии и Уэльса. Во Франции вообще все главные решения принимались исключительно на референдумах. Это и принятие Конституции (1958), и прекращение войны в Алжире (1961), и реформа Конституции в отношении избрания президента (1962), и даже принятие в ЕЭС Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии (1972) согласовывалось с мнением большинства французов. Испания долго не могла решить, вступать ли ей в НАТО или не стоит. Сотрудничество с Североатлантическим альянсом началось еще в конце 1970-х, однако смена власти и реальная угроза вновь вернуться к диктаторскому строю подтолкнули страну к референдуму, который состоялся в 1986 году. За интеграцию с НАТО высказались чуть более 52% испанцев.
Что касается непосредственно референдумов о продлении полномочий президентов, то таковые проводились из стран Запада лишь в Финляндии и Франции, зато широкое распространение получили в странах СНГ. Референдумы о продлении сроков действующих глав государств проходили в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Украине и Беларуси (http://www.inform.kz/rus/article/2339686).
Стоит напомнить, что в новейшей истории Казахстана подобный референдум проводился 29 апреля 1995 года. Тогда граждане страны делегировали своему лидеру право руководить страной без выборов до 1 декабря 2000 года. За это решение высказались, если кто забыл, 95,46% избирателей при явке 91,26% (!). Впрочем, 2000 года ждать не стали, и вторые в истории Казахстана президентские выборы прошли в январе 1999 года (первые состоялись в декабре 1991 года; на них на безальтернативной основе победил Нурсултан Назарбаев, собрав 98,7% голосов при явке избирателей 88,2%), после внесения изменений в Конституцию, касающихся увеличения сроков президентского правления до семи лет (www.nomad.su/?a=3-201101110021).
В то же время идеализировать референдум как инструмент осуществления народной власти не стоит. Например, в Германии, которую сложно уличить в недемократичности, референдумы законодательно запрещены после Второй мировой войны — это связано с тем, что гитлеровский режим был утвержден посредством плебисцитов (http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC).
То есть в разные времена референдумы использовались не только как непосредственная форма реализации народного суверенитета, но и как средство легитимизации антинародных либо неоднозначных для демократии решений, в частности, референдум 1947 года в Испании, референдумы 1978, 1980 и 1998 годов в Чили и т. п. Не всегда референдумы приводили к ожидаемому решению сложных проблем общественной и государственной жизни. Порой их результаты приводили к социальным волнениям либо признавались недействительными, как это было в 1994 году в Албании, а в 1999 году в Молдове (http://etelien.ru/Collection/28/28_00072.htm).
Авторитарные режимы иногда характеризуются как «плебисцитарная демократия». Это означает, что диктаторская или вообще личная власть обходит представительные органы, вынося важнейшие государственные решения непосредственно на решение избирателей, которые подчас не имеют даже возможности разобраться в их сути. Пока большинство голосующих избирателей доверяет власти предержащей (а голосование к тому же не всегда бывает свободным), она позволяет себе игнорировать или даже ликвидировать органы народного представительства. Так, в Египте в 1976–1978 годах были проведены четыре референдума, носивших, по существу, плебисцитарный характер: о продлении срока президентского мандата, об избрании президентом Анвара Садата и усилении власти полиции, о мерах против подрывных элементов и о мерах против оппозиции. В ряде постсоветских республик восприняли эту практику, заменив очередные выборы президентов более ранним референдумом (по сути — плебисцитом) о продлении их полномочий (http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1519_page_42.html).
За длительную историю применения референдумов случались и казусы. Показательный пример — референдум 17 марта 1991 года в СССР, частью которого был тогда и Казахстан. На народный суд был вынесен вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44% граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D).
Комментариев пока нет