Не по Кайрату шапка?
Поддержать

Не по Кайрату шапка?

Под занавес 2015 года стало известно о том, что бывший председатель Национального банка Кайрат Келимбетов  распоряжением Нурсултана Назарбаева назначен управляющим Международного финансового центра «Астана» (МФЦА).

«Вы знаете, должно быть создано акционерное общество МЦФА в предстоящие два года. Нужно будет создавать отдельно регулятор, суд. Эта вся большая работа впереди, я как частное лицо консультирую», — отмечал за несколько дней до назначения сам К. Келимбетов.

Международный финансовый центр «Астана» был запущен 1 января 2016 года, но в полную силу он начнет работать лишь с 1 января 2018 года.

Однако то, что руководить проектом международного уровня, который должен многократно повысить капитализацию столицы Казахстана будет один из самых неоднозначных бывших глав финансового регулятора, при котором национальная валюта потеряла почти половину от своей стоимости, вызвало ряд вопросов.

Exclusive.kz попросил экспертов оценить перспективы МФЦА и способность Кайрата Келимбетова приблизить его к мировым стандартам.

Аванс для Келимбетова

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что, скорее всего, Кайрату Келимбетову удастся развить проект и избежать проблем, с которыми столкнулся в своей работе региональный финансовый центр в Алматы.  По его словам МФЦА фактически является специальной экономической зоной с льготным налоговым и визовым режимом. Он призван облегчить приток иностранных инвестиций.

«Я полагаю, что его создание вполне оправдано, так как подобные зоны уже отлично себя зарекомендовали в различных странах. В частности, по аналогичному принципу функционирует «Силиконовая долина» в США, являющаяся центром мировой IТ-индустрии. Множество специальных экономических зон создано в Китае, Сингапуре, Малайзии, а также в европейских странах и России. При строительстве «Астаны», за основу взят Международный финансовый центр Дубая — DIFC, образованный в 2004 году. На мой взгляд, это вполне успешный, реализовавшийся проект. Немаловажно, что он создан в ОАЭ — крупнейшем экспортёре нефти. Это делает похожими экономические условия работы ФЦ Дубая и Астаны», — отметил эксперт.

Доктор делового администрирования, доцент Almaty Management University Ерлан Ибрагим назвал назначение Кайрата Келимбетова управляющим финансового центра «Астана» авансом и компенсацией за работу в Нацбанке. По его мнению, Кайрат Келимбетов одна из крупных фигур в финансовом блоке казахстанского правительства, он хорошо знает финансовую систему и имеет большой опыт. Если рассматривать его назначение через призму оценки его деятельности на посту главы Национального банка, то, по словам эксперта, с точки зрения эффективности управления денежно-кредитной системой страны, он показал себя не лучшим образом. За период руководства Кайратом Келимбетовым, экономическая ситуация в стране заметно ухудшилась. Но с другой стороны следует понимать, что глава Нацбанка это командный игрок кабинета министров, и его вина в ухудшении экономической ситуации в стране завязана и на других членов правительства. Следует вспомнить, что и приход Кайрата Келимбева на должность главы регулятора был ознаменован девальвацией, которую в свою очередь накопил предыдущий глава Национального банка Григорий Марченко, и соответственно предыдущий кабинет министров, подчеркнул Ерлан Ибрагим.

«Кайрат Келимбетов был назначен на должность главы Национального банка в октябре 2013 года, девальвация произошла 14 октября 2014 года. Тенге обесценился на 18 % с 156 до 186, следующая девальвация произошла 21 августа 2015 года на 35% со 188 до 255. К моменту назначения нового главы национального банка курс составляет 280 тенге за один американский доллар. Таким образом, за два года руководства Нацбанком Кайрат Келимбетов накопил нам 82 процента девальвации со 153 на момент назначения до 280 на момент ухода.

Для наглядности представлен график изменения курса тенге к доллару США.

Идея финансового центр — это фикция. Я не вижу никаких предпосылок для того что бы этот, еще один проект «Нью-Васюки», мог быть успешен. Опыт РФЦА это продемонстрировал в полной мере. Сравнение с финансовым центром в Дубаи это самообман. Объединённые Арабские Эмираты за эти годы ушли далеко вперед. Не буду говорить лишних слов, приведу один, но очень яркий пример. Курс дирхама не менялся с момента его введения и как был в 1971 году 3,6 за доллар, так и по сей день три и шесть с копейками. Насколько этот проект имидживый, я не могу назвать его даже имидживым. Он больше похож на очередной провальный проект типа РФЦА, Экспо-2017 или Азиаду. Слов много, деньги тратятся, эффект нулевой», — сказал Ерлан Ибрагим.

Оффшор по соседству

Эксперт-консультант  Баян Шапагатова считает, что назначение Кайрата Келимбетова управляющим международного финансового центра «Астана»- логичный шаг, учитывая его опыт и международные связи. Идея финансового центра «Астана» изначально также понятна, уже потому, что цель МФЦА – это содействие в привлечении местных и иностранных инвестиций в экономику РК путем создания привлекательной среды для инвестирования в сфере финансовых услуг. А инвестиции Казахстану нужны, особенно, в условиях кризиса и, тем более, в условиях волатильности доходов от реализации нефти.

«При этом, хотелось бы, чтобы в результате реализации проекта МФЦА и закрытия программы Народное IPO не пострадали интересы обычных граждан Казахстана. Вместе с тем, фактическая реализация проекта МФЦА несет в себе многочисленные риски. Среди которых есть риски внешнего объективного характера, такие как климат Астаны, текущая нестабильность рынков и другие. Но наиболее значимый риск – это ментальность и уровень казахстанского менеджмента. Далеко за примерами идти не надо: это – неудача с РФЦА, это — дефолтный портфель Банка Развития Казахстана, который сейчас разгребает Инвестиционный фонд. Эффективность организации и функционирования МФЦА будет во многом зависеть от профессионализма, компетентности, порядочности, энтузиазма, я бы даже сказала, патриотичности членов команды, развивающих и претворяющих эту идею», — подчеркнула Баян Шапагатова.

Директор Института системных исследований казахстанского общества, экономист Тохтар Есиркепов заметил, что МФЦА является частью рынка финансовых услуг, «подведомственного» бывшему председателю Нацбанка РК.  Он сказал, что на создаваемый финансовый центр возложены очень важные и весьма ответственные задачи по дальнейшему развитию рынка финансовых услуг в условиях развертываемого экономического кризиса. Центр станет первой среди стран СНГ и постсоветского пространства, по сути, безналоговой зоной, подчеркнул Тохтар Есиркепов.

«Планирование» и « оптимизацию» налогов обычно обеспечивают оффшоры. Они позволяют создать компаниям благоприятный инвестиционный климат, сокращая их налоговое бремя для предпринимательства и бизнеса. Создаваемый МФЦА, скорее всего, относится к реальной и полноценной оффшорной зоне. Например, некоторые российские эксперты считают, что казахстанский проект по созданию МФЦА не вполне укладывается в русло международной борьбы с оффшорными схемами. Однако казахстанские власти уверены, что создают, прежде всего, бизнес-хаб между Россией и другими инвесторами, хорошую биржевую площадку, через которую тем же российским компаниям будет проще привлекать финансирование. Кроме того, резиденты из РФ, зарегистрировавшись в оффшоре, не будут рассматриваться как российские компании, и санкции на них не будут распространяться. При этом они могут работать также и в России. Сырьевые и нефтяные государства, к числу которых относятся и Казахстан, в настоящее время нуждаются в значительных иностранных и отечественных инвестициях, в несырьевые сектора экономики для ее диверсификации, индустриализации, инновационного развития. Все это требуют новых инструментов для привлечения инвестиции. Одним из таких инструментов является создание финансовых центров в лице МФЦА. Да и вопрос «возвращения» оффшорных капиталов и денег остро стоит в Казахстане. Объём выведенных средств, как правило, в несколько раз превышает объём возвращаемого капитала, что приводит к потере потенциальных инвестиций и уменьшению налогооблагаемой базы. Создание оффшорных зон, как показывает практика, приводит к возникновению соответствующего контролирующего органа, осуществляемо надзор за оттоком капитала из страны. Это, в свою очередь, привлечёт иностранных инвесторов, ведь анонимность банковских сделок уйдет в прошлое, счета станут объектом основательных проверок, валютное регулирование будет упрощено, а налоговые ставки заметно снизятся», — заключил Тохтар Есиркепов.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.