Те, кто ровнее других: их было восемь
Михаил Каптюг, популяризатор науки или предприниматель, создает сеть умных городов в СНГ. Сначала это была «Умная Москва», потом другие города СНГ. Первым умным городом в Казахстане станет Алматы.
Это интерактивный проект для детей и их родителей, который способствует развитию интереса к знаниям, науке через проведение интерактивных мероприятий для детей 7-14 лет и их родителей по естественным наукам (физика, химия, биология, астрономия и др.). На данный момент проект работает в 20 городах России, Латвии и Беларуси, в ближайшее время открывается в Испании, Турции и Узбекистане.
Чем этот проект отличается от других?
1. Занятия полностью интерактивны. Ребенок делает все опыты своими руками, а не смотрит, как это делает ведущий.
2. Программы разрабатывают лучшие популяризаторы науки из МГУ им. Ломоносова. Каждый месяц новая программа: от химии и физики до астрономии и медицины.
3. Для родителей предусмотрена отдельная научно-развлекательная программа — это лекция-викторина в жанре научного stand up, с хорошим призом за победу.
Рассказывает Михаил Каптюг:
Если коротко, проект сначала назывался «Умная Москва», поскольку начинали мы в Москве. У нас не было каких-то планов по построению бизнеса, мы не садились, не писали бизнес-планы, мы вообще сначала делали лекции для взрослой аудитории. Я и мой партнер закончили МГУ и знали, что у МГУ есть большое количество лекторов, которых могут услышать только студенты МГУ, они не выходят на какие-то внешние площадки. Что мы стали делать? Очень простая идея, мы арендовали зал в библиотеке, приводили туда лектора, платили ему гонорар и продавали билеты на то, что он будет рассказывать, причем первый цикл лекций у нас был про разные страны: Францию, Испанию и т.д.
Сегодня мы рассказываем про культуру Франции, а завтра — про культуру Бразилии и нам каждый раз приходилось очень много думать, как бы прорекламировать это мероприятие, чтобы туда пришли люди. И собственно из-за этого в какой-то момент мы решили делать циклы лекций, например, не одну лекцию про Италию, а цикл, например, про малые города Италии. Таким образом у нас сразу же количество посетителей выросло примерно в 3 раза. То есть мы продавали абонемент и человек 2 месяца раз в 2 недели приходил.
— Почему именно про города?
— Мой партнер окончил географический факультет, и поэтому у него был выход на лекторов с геофака. А дальше мы стали готовить разные лекции — от истории России до истории Москвы, например. Нам понравилось, что абонемент можно продать, условно за 1 500 руб., в отличии от лекции, которая стоила 400 руб. А чтобы отработать эти 1500 рублей за день, решили провести фестиваль — много лекций в один день, ну и плюс еще итальянскую кухню поставим, оперного певца какого-то, какие-нибудь курсы итальянского языка. И когда уже стали фестиваль делать, мы поняли, что у нас никакой особой экспертизы по Италии нет.
Я химик по образованию и в какой-то момент я сказал: «Если мы будем делать день химии, я за два дня сделаю весь контент, у нас будет декан МГУ рассказывать о переднем крае науки, студенты сделают для малышей какое-нибудь шоу, здесь поставим мастер-классы, интеллектуальные игры по химии. И как-то мы быстро очень, на ходу, «переобулись», сделали день химии вместо Италии. Но мы же всегда работали на взрослую аудиторию, мы и здесь планировали, что придут взрослые, а все пришли с детьми. Мы поняли очень интересную вещь, что взрослые люди в свое образование вкладываться менее готовы, чем в образование своих детей. И когда мы увидели вот эту ораву детей, мы поняли, что вот он — рынок. За интересную форму подачи химии люди готовы платить и естественно, что уже через 2 месяца мы делали день физики. Тоже сделали контент, все было хорошо, т.е., вот так мы перешли на детскую аудиторию. И одновременно нашли другую тему, не гуманитарные науки, как было раньше, а естественнонаучные направления и одновременно мы нашли новую аудиторию, это дети и их родители. Дальше мы стали развиваться в этом формате, и пришли к собственному формату, где у каждого ребенка есть свое место для проведения экспериментов. Эти программы мы разрабатываем постоянно, раз в месяц — совершенно новая программа, т.е., у нас нет такого, что программу сделали и она идет несколько лет. Одна программа прошла и уже через месяц приходит совершенно другая, сегодня это химия, через месяц будет биология, еще через месяц будет астрономия, геология, хирургия и т.д.
— И это оказалось успешным?
— Да! Причем мы сразу заняли премиум-нишу, у нас довольно дорогие билеты, например, в Москве билет стоит 1 850 руб., это примерно 10 000 тг. Дорого, но с другой стороны, это же семейный билет, ведь наши клиенты — это родители, которые платят деньги. Парадокс, но во всех детских проектах к родителям относятся как к чему-то ненужному и надоедливому, т.е., привели ребенка, заплатили денег, вот вам стул в коридоре, пожалуйста, сидите и не мешайте. Мы понимаем, что это неправильно, мы для родителей стали, параллельно с детской программой, делать такую лекцию-викторину, где в интересном формате стали рассказывать о науке. Научный стендап получается, шутим о серьезных научных вещах. То есть мы рассказываем, что такое пищевые добавки, как выбирать косметику, как присадки для топлива — условно говоря. И заодно рассказываем, почему наука очень важна и очень интересна, т.е., пока дети делают эксперименты, родители тоже прекрасно проводят время, и часто бывают такое, что родители говорят: я не знаю, что там делает ребенок, мне у вас нравится и поэтому я буду дальше ходить. На викторине мы сначала озвучиваем 20 утверждений, и родители на особом бланке должны пометить, что они считают правдой, а что — неправдой. И дальше идет разбор этих фактов — что было правдой и почему, что было неправдой и почему не могло быть правдой и т.д., это же азарт, и победитель получает билет на следующую программу бесплатно. То есть многие готовятся, читают книжки, чтобы хорошо выступить и это просто интересно и весело. Мы отходим от академичной подачи материала, так как она хороша только для подготовленных людей. Часто говорят «у вас дорого», но говорят только до того, как к нам придут. В Алматы у нас билет будет стоить 8 000 тг., да, дорого. Но с другой стороны: мама, папа и ребенок идут в кино, 3-4,5 тыс. стоит билет, плюс попкорн, кока-кола и еще что-нибудь, и получились те же самые 8 тыс. за обычный выход в кино. Но это не уникальный продукт, его можно приобрести везде, а ничего похожего на наш проект нет ни в России, ни в Казахстане, даже в мире нет такого формата (мы много мониторим, что делают в мире).
В Москве мы росли и развивались, после Москвы стали открывать филиал в Петербурге. Долгое время развивали эти два города. А потом к нам приехали ребята из Перми, у них есть интерактивный научный музей, но им не хватало чего-то эдакого. Музеев много, они более-менее все одинаковы, им не хватало фишки, которая привлекала бы новую аудиторию. И они у нас взяли франшизу, мы год с них не брали денег. Потому что не имели морального права. Мы с партнером старались приезжать на первые мероприятия, много советовали местным организаторам — и понемногу это заработало. То есть на первую программу приезжали московские ведущие, но местные ребята быстро научились, и дальше мы стали отлаживать систему. Например, когда мы в Москве работали, у нас даже не было письменных сценариев программ, разработчик приходил и ведущему объяснял, что надо делать — а зачем это записывать, если есть прекрасный Вова, который придет и все всем расскажет. Естественно, в Перми это не работало. Письменные сценарии сначала выглядели как 2 листочка А4, сейчас же сценарий — это 50-60 листов текста с поясняющими видео, с картинками, с методическим материалами и т.д. А потом, когда Пермь «пошла», посыпались заявки, причем у нас ни тогда, ни сейчас не было задачи просто «впарить» кому-то франшизу, как это часто бывает на других рынках. У нас довольно сложный продукт, и если мы видели, что по каким-то ценностям с потенциальными партнёрами не сходимся — по подходу к бизнесу, к жизни и т.д., то часто в франшизе отказывали. Чем мы гордимся? На данный момент у нас 22 города, и у нас нет ни одной закрытой франшизы. Может быть, у нас просто пока мало опыта, но 22 города мы охватили, и это я считаю свидетельством того, что мы правильно подходим к ведению дел.
— И туда вы продаете франшизу?
— У нас были Москва и Питер, дальше пошли франшизные города, а потом мы подумали, что франшиза — это хорошо, но сколько же может приносить денег филиал, если это наш филиал? Есть прекрасный город Казань, никем на тот момент не охваченный, при этом мы были уверены, что, чтобы открыть филиал в городе, нужно его очень хорошо знать — всех учителей школ, директоров, надо понимать, какая там реклама работает. Но всё-таки решили попробовать. И я поехал в Казань на 3 месяца. Есть определенная специфика в каждом регионе, но Казань открылась с лучшими результатами, чем у кого бы то ни было в франшизе. Результат: филиал приносит в 5 раз больше денег, чем франшиза, и мы стали открывать филиалы. К тому времени многие города России были заняты, но оставшиеся мы как бы застолбили за собой. Под франшизой, например, город Новокузнецк, это очень далеко от Москвы, мы бы сами туда не пошли. Но к нам пришел прекрасный партнер, сказала, что она живет там, всех знает, и она все сделала сама. Она на этом зарабатывает и мы имеем наш процент. Теперь она открывается в ближайшем к себе городе, Кемерово. Россия большая, но все равно города закончились. Уже нет ни одного крупного города России, где мы бы не открылись либо не открываемся в ближайшей перспективе. Вот поэтому мы стали смотреть по сторонам, и естественно, мы хотим на Запад, но понимаем, что сейчас открыть какой-нибудь «умный Лондон» у нас не хватит экспертизы, инвестиций. В общем, у нас ни менеджмент к этому не готов, ни мы сами.
— А почему пришли именно в Казахстан?
— Во-первых, города, подобного Алматы, на постсоветском пространстве мы не видим по платежеспособности, по количеству людей, по интересу к науке. С другой стороны, для нас это отработка механизмов, это другое юридическое лицо, это другое налогообложение, т.е., все здесь по-другому. Поэтому я сюда приехал открывать филиал, если все будет в Алматы хорошо, то дальше руководитель Алматинского филиала Дидар Марданов будет открывать «Умную Астану», «Умный Шымкент» и т.д. И если все пойдет хорошо, то в феврале-марте мы планируем открыть «Умную Астану».
— На какое количество человек здесь вы рассчитываете?
— Программа идет по выходным, за 2 выходных дня у нас 6 сеансов, 6 сеансов — это 360 семей. У нас практически все билеты на премьеру уже проданы. Мы думаем над тем, что открыть еще два выходных дня, т.е., это будет 720 семей. В Алматы живет, по разным оценкам, от 2 до 2,5 млн. человек, поэтому потолка мы здесь не видим.
— А как вы распространяли билеты?
— Социальные сети, онлайн продажи, Facebook, Контакт, Инстаграм. Это же не килограмм картошки продать, у нас очень сложный продукт, поэтому огромное количество времени мы с Дидаром лично консультируем людей по телефону. Они спрашивают: это спектакль какой-то? Это целый день будет? Дети будут смотреть, как другие делают опыты? В среднем продолжительность звонка — 7-8 мин. Смотрел статистику — в Москве, где нас знают, в среднем продолжительность звонка 1,5-2 мин, люди уточняют: когда, где, как платить? Здесь я очень подробно всем объясняю, что делают родители, почему такие возрастные ограничения и т.д., но это приносит свои плоды, потому что продукт востребован. В Казахстане, например, очень много курсов робототехники, ментальная арифметика, программирования много. Это прикладные вещи, а вот базовые науки — химия, физика, биология — как-то в публичном поле не появляются. Есть, конечно, какие-то кружки в школах, есть какие-то энтузиасты, учителя, но массового продукта нет.
— А на какой вы базе, на какой площадке, кто ваши партнеры?
— Площадка – это Дворец школьников, который знают абсолютно все. Удачно получилось — место, хорошо известное алматинцам, и мы туда заходим с новым проектом, и для Дворца это тоже хорошо, ведь мы приводим им новую аудиторию.
— А где вы находите лекторов, партнеров?
— Это самый сложный вопрос. Наши ведущие, которые представляет нашу программу, местные, мы заранее готовим очень большой объем методического материала, плюс у нас есть система обучения, есть заочные материалы, есть очное. Например, завтра из Москвы прилетит тренер и 2 суток будет показывать ребятам, как это все происходит. После этого у нас будет репетиция, будем отбирать очень сильных ребят.
— То есть лекторы — студенты?
— Да, это наша принципиальная позиция. Мы со школой не конкурируем. Задача школы учить, а наша задача — заинтересовать, это принципиально разные подходы, мы за два часа научить ребенка не беремся, но вот заинтересовать, чтобы он сам полез в ютуб, посмотрел, как делать опыты по химии, сам скачал онлайн курс и далее — вот это у нас хорошо получается. Учителя немножко другие, они не лучше наших ведущих и не хуже, они просто заточены, чтобы дать информацию, мы же заточены на то, чтобы ребенок сам захотел получать информацию. Мы распространили информацию о проекте в КазНУ и в КБТУ, и на кастинг поступило 80 заявок, мы отобрали 5 ведущих, 5 ассистентов и это отличные ребята, это студенты, идущие на красный диплом, занимающиеся наукой, с другой стороны, они очень активные, позитивные, коммуникабельные.
Два множества редко пересекаются, обычно либо человек веселый, либо он умный, у нас получилось найти ребят, которые имеют и то, и другое. Да, самая большая проблема — кадры. Пришлось потрудиться, чтобы найти тех, кто нам нужен.
Иллюстрации из открытых источников
Комментариев пока нет