Крым и права человека: Казахстан «против»
Поддержать

Крым и права человека: Казахстан «против»

Профессию журналиста ждет скорая смерть. Это выяснилось на прошедшем в Алматы образовательном  MediaHub для журналистов и блогеров, прошедшем при поддержке Huawei и Beeline. Совсем скоро масс-медиа  успешно заменят искусственным интеллектом.

Искусственный интеллект буквально окружает нас повсюду – в наших смартфонах, в компьютерах, и прочих гаджетах. Мы не замечаем, что боимся пропустить новые уведомления на своих телефонах. Статистика показывает, что доля мобильного трафика стремительно растет из года в год, и составляет в среднем 70-80% от общего объема переходов на сайты.

Аудитория телевизионных экранов постепенно переключилась на смартфоны, и современным медиа нужно драться за внимание пользователей. Доходы за рекламу в интернете уже значительно превышают телевизионные бюджеты.

Искусственный интеллект уже применяется в работе онлайн-изданий, а в иных из них пришел на смену редакторам и журналистам. По словам диджитал директора BTS Digital Евгения Волкова, искусственный интеллект в современных СМИ – это «крадущийся тигр, который еще только готовится к прыжку». По его прогнозам, перемены мы увидим уже в ближайшие пару лет.

Он рассказал на примере редакции Life.ru о запуске рекомендательной системы на базе искусственного интеллекта, позволившей не думать, что ещё нужно почитать пользователю, а также об интеллектуальных способах модерации комментариев, которая снизила нагрузку по фильтрации агрессивных пользователей.

— Евгений, если верить вашим прогнозам, то очень скоро традиционная журналистика канет в Лету. Что останется?

— Журналистики в том виде, какая она сейчас, в перспективе ближайших 10 лет, к сожалению, не останется. Многие хорошие люди, которые посвятили себя журналистике, возможно, не найдут себе места в этом дивном новом мире. Останутся те, кто сможет качественно рассказывать  истории, и эти истории не всегда будут связаны с журналистикой. Жанр расследования тоже постепенно угасает, потому что происходит автоматизация этого труда. У меня есть пример, когда бригада аналитиков данных провела большое журналистское расследование, опираясь только на открытые источники -данные , которые они собрали в Сети. Такое расследование невозможно было сделать в короткие сроки традиционным журналистским методом звонков по телефону своим контактам.

Чем больше данных доступно, тем важнее роль искусственного интеллекта  в журналистских расследованиях. Журналистика новостная сегодня из поиска эксклюзивов превратилась в соревнования рерайтеров: перешла в рерайт, когда кто-то один нашел информповод, а все остальные быстро переписали эту новость, надеясь собрать трафик. И такую журналистику назвать журналистикой нельзя!

— Женя, если все идет к тому, что людей в профессии журналиста заменит искусственный интеллект, то какие потенциальные минусы для аудитории несет такая ситуация? Что теряет аудитория?

  Мне не нравится здесь слово «теряет», предпочту слово «трансформируется». Например, если бы 15 лет назад я сказал продюсеру телеканала, что он будет конкурировать не с другим телеканалом, а с интернетом, он бы посмеялся, и сказал, что я несу чушь. Ведь у него есть кнопка, эфир… А сегодня реально в США эфирные каналы проигрывают главному вещателю в интернете — Netflix. Эта платформа,  на основе анализа профилей других зрителей, который проводится с помощью системы искусственного интеллекта, предлагает  обратить внимание в первую очередь на те продукты, которые будут вам интересны именно вам. Раньше это была классическая редакторская канальная работа, которая сейчас выполняется компьютером, причем, персонализировано. Он каждому человеку предлагает свой набор контента. По такому же принципу формируются ленты в соцсетях

Вы же не можете издать газету, в которой полоса меняется в зависимости от того, кто ее купил. Это технически невозможно.

Исчезает потребность аудитории в редакторском выборе материала. И в силу того, что поменялась парадигма потребления, люди пользуются мобильными телефонами, они сами выбирают (как они думают) то, что они будут читать, какими приложениями будут пользоваться. А директивная подача, когда то что вы смотрите определяется другим человеком, все меньше и меньше востребована. Соответственно, редакторский труд тоже уходит.

И системы искусственного интеллекта уже лучше людей справляются с рекомендацией о том, что почитать или посмотреть пользователям.

— У моего поколения, выросшего на ленинской идеологии, существует стереотипное мнение, что массы надо образовывать. То есть, к примеру, народ добровольно смотреть или читать материалы о культуре не станет, им подавай криминал, скандалы, так что их надо учить и направлять. Как вы считаете, может ли обернуться массовым отуплением аудитории ситуация, когда на смену классической журналистике придет система, которая ориентирована только на рейтинг?

— Да, этот отличный вопрос, над которым думают многие умные головы по всему миру, потому что практически с начала Интернета  началась новая эпоха желтых новостей. Интернет завален трэш-контентом, его хорошо смотрят. Но я вижу устойчивый тренд на потребление другой продукции. Вопрос не в производстве, а в дистрибуции. Если соцсети, которые за счет алгоритма  определяют какой контент вы увидите в ленте, будут доставлять вам не только новости об убийствах и изнасилованиях, а что-то развивающее, то процесс отупления и деградации можно будет замедлить и, в оптимальном варианте, даже обратить.

Это, кстати, очень хорошо видно в фейсбуке, который активно промотирует научно-популярный контент. Но производителям контента пришлось изменить формат роликов, где раньше  умный человек в течение часа или получаса рассказывал какую-то научную идею — этот формат умер, он отнимает слишком много времени. Пришлось научиться краткости и изменить формат до минутных роликов, в которых в очень компактной и насыщенной форме человеку объясняется какая-то, зачастую достаточно сложная научная концепция. Эти ролики хорошо заходят, их смотрят. А это значит, что спрос на них есть, и не всей аудитории нужен только трэш.

К 2025 году будет 40 млрд. личных смартфонов!

Олеся Колесниченко, PR-менеджер HuaweiDevice в Казахстане и странах Центральной Азии сообщила журналистам, что по данным компании, к 2025 году в мире будет насчитываться свыше 40 млрд. личных умных устройств, а у 90% пользователей будут умные цифровые помощники.

«Мы регулярно отслеживаем тенденции на мобильном рынке и видим, как быстро искусственный интеллект проникает во все сферы жизни: медиа, смартфоны, банки и телеком, облегчая и совершенствуя многие жизненно важные процессы для человека – сказал Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан, — Индустрия телекоммуникаций является одной из самых гибких и открытых для инноваций, потому что только при таких условиях возможен её дальнейший рост».

 

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *