Рынок электронной коммерции в ожидании роста
Поддержать

Рынок электронной коммерции в ожидании роста

По прогнозам Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, доля e-commerce в Казахстане в 2015 году составит 4% от всего продовольственного сектора. В настоящее время объем электронных платежей оценивается экспертами в 700 млн. долларов. Среди положительных факторов эксперты называют растущее проникновение Интернета и повышение доверия населения к платежным системам. К концу 2015 года оплачивать покупки,  не прибегая к «кэшу»,  будут более полутора миллионов казахстанцев.Такие прогнозы озвучили эксперты  интернет ассоциации Казахстана. Сегодня средства казахстанских и зарубежных электронных кошельков используют примерно миллион жителей республики. Все это дает основание участникам рынка ожидать дальнейшего роста на уровне 200 млн. долларов к концу 2015 года.

 Алексей Назаров, генеральный директор PayBox.kz:

— Годовой оборот рынка электронной коммерции в 2012 году составил300 млн. долларов. В 2015 году эта цифра увеличилась более чем в два раза. 700 млн. долларов — хорошая цифра.  И сейчас рынок не так сильно подвержен кризисным экономическим спадам.  Если говорить о структуре платежных систем в Казахстане, то банковские карты на сегодняшний день представлены шестью  основными компаниями. Лидирует по платежам  Казкоммерцбанк.  Платежные ресурсы е-pay занимают 65-70% всего рынка. Далее идет компания Processing.kz, с которой работает 4 финансовых института. Это Народный Банк, Нурбанк, АТФ Банк и Сбербанк. Их доля на рынке — 29-34%. Остальная часть – не более  2 % — приходится на дочерний процессинг Альфа Банка из России. Здесь запущен проект е-комкард, который  предоставляет услуги бизнесу. Что касается онлайн платежей, то сегодня данной услугой пользуются 35% пользователей. И примерно столько же казахстанцев платят через терминалы. В этом сегменте рынка можно выделить две основных компании. Это «Qiwi» и «Касса 24» – 13 и 10 тысяч терминалов, соответственно. Именно они предлагают большое количество услуг, включая интернет-магазины, электронные деньги. Таким образом, можно сделать вывод, что это растущий сектор электронной коммерции.

 Другим активным сегментом электронной коммерции сегодня выступают интернет-магазины. В Казахстане работают более тысячи виртуальных торговых площадок, из них 60% используют электронные платежные системы. В 2014 году казахстанцы потратили здесь $2 млрд., используя карты коммерческих банков. По словам представителя компании Visa Андрея Щербины, эта цифра могла быть гораздо большей, при условии лояльного отношения банков к платежным операциям своих клиентов  в интернете.  Вот  что сказал эксперт в интервью интернет-изданию e-event.kz,  в ходе конференции «Торговая миссия в Казахстане», в начале года в Алматы.

 Александр Щербина, директор по инновационным продуктам по странам СНГ и Юго-Восточной Европы компании VISA:

— Мы видим, что банки опасаются тех возможностей, которые предоставляет интернет. И по умолчанию блокируют карты, которые выпускают,  своим клиентам. Таким образом, чтобы оплатить покупки во всемирной Сети, клиенты должны специально обращаться в банк, и открывать карту для проведения платежа. По нашему мнению,  это  является препятствием для распространения электронной коммерции. Чтобы как-то исправить ситуацию, мы проводим различные кампании в Казахстане. Главная цель — рассказать клиентам, коммерсантам и самим банкам о том, какие существуют технологии, и как правильно и безопасно пользоваться платежными картами.

 Уверенней чувствовать себя на рынке интернет-коммерции можно уже сейчас, говорят эксперты. В этом году казахстанцы узнали о приходе на рынок крупнейшей мировой платежной системы PayPal. Технология позволяет не только совершать покупки по всему миру рядовым казахстанцам, но и продвигать товар на внешние рынки представителям среднего и крупного бизнеса.  Как отметил  региональный директор PayPal в Казахстане, Турции, Ближнем Востоке и Северной Африке Кивач Онан в интервью порталу 365info.kz, отечественный бизнес активно использует интернет технологии для увеличения продаж не только в Казахстане, но  и за рубежом. По данным МВФ, в 2016 году прогнозируется рост ВВП страны на уровне 3.1%, что является очередным подтверждением перспективности казахстанского рынка. Таким образом, потенциал развития электронной коммерции в Казахстане остается высоким.

Оптимизм зарубежных экспертов разделяют и сами участники рынка. По прогнозам Ассоциации казахстанского интернет бизнеса, уже к концу 2015 года доля электронной коммерции составит 4% от всего продовольственного сектора.

 

Алексей Назаров, генеральный директор PayBox.kz:

— Несмотря на экономические трудности в мире, последние 5 лет наш рынок сохраняет спокойствие, и население уверено в целостности своих сбережений, размещенных на банковских счетах. А благоприятный инвестиционный климат республики, деловая активность бизнеса и растущий потребительский спрос населения создают все предпосылки для того, чтобы платежные системы только развивались и шли вверх,  из года в год.  Если говорить в денежном выражении, то мы уверены, что рынок увеличится на 100-200 млн. долларов до конца 2015 года. Прежде всего, благодаря сектору ритейла. Сегодня многие компании, интернет- магазины  предоставляют скидки и бонусы потребителям, которые используют инструменты безналичных платежей. Кроме этого,  популярны технологии кэш-бэка – возврата  на счет покупателя определенного процента с потраченной суммы.

 Согласно официальной статистике Национального Банка, на начало мая 2015 года казахстанцы осуществили торговых операций, с  использованием платежных карточек казахстанских эмитентов, на сумму 700 млрд. тенге.  Рост количества безналичных платежей составил 31,0%,  а сумма уменьшилась на 5,5%,  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Основная доля безналичных платежей совершена посредством POS-терминалов и банкоматов.

 В материале использованы источники:

Ism.kzeevent.kz, 365info.kz  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *