Фильм об ашаршылык: общество и кинематограф о национальной травме - Exclusive
Поддержать

Фильм об ашаршылык: общество и кинематограф о национальной травме

На студии «Ardfilm» завершены съемки художественного фильма «Жел тоқтаған жер» («Земля, где остановился ветер») режиссера Ардака Амиркулова, посвященного истории казахского ашаршылык. Накануне премьеры, до того, как картина будет показана, представляется уместным порассуждать о том, каковы ее шансы на то, чтобы привлечь внимание зрительской аудитории, стать значительным событием как в отечественном кинематографе, так и в историческом сознании современных казахстанцев.

Подобная постановка вопроса представляется закономерной, поскольку картина обращена к одной из самых трагичных страниц казахской истории ХХ века. Ввиду глубокой травматичности, ее осмысление, вплоть до настоящего времени, дозированно, словно «по каплям» «просачивается» в общественное пространство. Несмотря на то, что практически каждая казахская семья потеряла в молохе репрессий своих близких, в настоящем память о том продолжает вытесняться.

Этапы переживания травматичного опыта, а также принятия его в целях оздоровления общества в настоящее время достаточно подробно изучены в социо-гуманитарных науках и сформированы в теорию травмы. Основными ее авторами являются американские, европейские и японские исследователи, привлекающие внимание к трагедии Холокоста и последствий мировых войн.

Ныне вопрос о влиянии травмирующих исторических событий на современность привлекает внимание и отечественных гуманитариев. В частности, об этом пишет Айнаш Мустояпова. Обращает внимание само название ее публикации – «История казахов – это коллективная травма, которую надо принять».

Травма имеет непосредственное отношение к формированию национальной идентичности. Собственно, от того, каким образом общество относится к травмирующим эпизодам своей истории, зависит ее нынешнее благополучие. Большая роль в преодолении посттравматического синдрома отводится СМИ, писателям, деятелям культуры и искусства.

«Память о событии, ее оформление в виде нарратива (воспоминания, мемуаристка, документальное и художественное кино, художественные произведения и др.) устраняет вытеснение, умолчание и позволяет сдерживаемым чувствам обрести выражение и осознание. Подобное действие имеет не только нравственно-оздоровительный эффект, а именно приводит к повышению подвергнутой поражению самооценки и целостности, но и способствует переживанию аффекта, катарсиса, общественному обсуждению», – пишет в этой связи Мустояпова.

Наше государство заинтересовано в том, чтобы «белые пятна» в истории страны получили свою объективную оценку, стали частью коллективной памяти. К примеру, данный фильм получил государственное финансирование – был создан по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан при поддержке НАО «Государственный центр поддержки национального кино».

Стоит также отметить, что это – пятая по счету кинолента, снятая отечественными кинематографистами о голоде 20-х – 30-х годов. Примечательно, что воплощение темы пережитого голода привлекает как молодых режиссеров, так и маститых деятелей кино, как в случае с ожидаемой премьерой.

Ардак Амиркулов является одним их самых наших именитых мастеров. На заре независимости он снял получивший мировую известность исторический фильм «Гибель Отрара». Его работы последних лет, «Безмолвие», «Хирург», обращенные к современным реалиям, также стали заметными художественными явлениями.

Новый фильм Амиркулова относится к жанру, который ныне получил название «роуд-муви». Картина повествует о пути героини Жупар к некому месту, где можно найти спасение от голодной смерти. По словам режиссера, его задачей было показать судьбу женщины, ее попытки сохранить человеческое достоинство, исполнить материнское предназначение, на фоне грандиозных исторических катаклизмов.

Какой будет прокатная судьба нового фильма? – Это зависит от многих факторов. В немалой степени – от готовности современного казахстанского общества обсуждать травмирующую тему казахского ашаршылык, запустив необходимый процесс осмысления пережитых народом страданий.

Еще более важным является вопрос о художественном потенциале кинопроизведения. – Займет ли оно свое место в ряду картин, приближающих к осмыслению ашаршылык? Или же сможет претендовать на то, чтобы стать символическим воплощением национальной трагедии?

Земфира Ержан

Культуролог




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.