Фонд «Elge Qaitaru» обвиняют в промышленном шпионаже
Представители Общественного фонда «Elge Qaitaru» получили иск на возбуждение уголовного дела в ответ на вопрос, куда уходят деньги, получаемые от добычи народных недр «Евразийской группы».
На предыдущей пресс-конференции в прошлом месяце Фонд заявил о том, что «Евразийская группа» в декабре 2021 года вывела из Казахстана 500 млн. долларов США. «Через месяц после январских событий в первый рабочий день – 10 января они со всех своих казахстанских компаний собирают 1 млрд.100 млн. долларов и тоже выводят их за границу. Итого в течение месяца Евразийская группа из Казахстана вывела 1 млрд. 600 млн. долларов». Пока главным аргументом спикеров является то, что «эта сделка была непрозрачной» и Фонд направил запросы в правительство и генпрокуратуру, антикорр, но ответа так и не получили. Зато получили иск на возбуждение уголовного дела против учредителя и директора Фонда «Elge Qaitaru»Уразалы Ержанова и адвоката Джохара Утебекова.
– 26 января мы обратились с заявлением к Генпрокурору и Антикоррупционное агентство по возбуждению уголовного дела в отношении бывших членов правительства, которые представляли наше государство в совете директоров евразийской группы, – уточнил Уразалы Ержанов. – Поводов было несколько. Первый – за пять лет с 2017 по 2021 годы «Евразийская группа» заработала за счет природных ресурсов Казахстана почти 12 млрд. долларов, где 40 процентов от этой суммы принадлежит нашему государству. Однако в бюджет поступило всего 365 млн. долларов. Затем мы обратили внимание на то, что Группа выводит огромные суммы за пределы нашей экономики. То есть юридические лица вывели деньги за пределы Казахстана юридическим лицам, зарегистрированным где-то в Европе. Это и есть прямой вывод денег из экономики Казахстана.
По сути, претензии адресованы к членам правительства, входящих в Совет директоров Евразийской группы, поскольку 40 процентов ее акций принадлежат государству. Антикоррупционный департамент Астаны сейчас рассматривает заявление Фонда и ведет интенсивную переписку с другими госорганами.
Несколько смущает тот факт, что адвокаты Фонда потребовали государственную экспертизу, но ни в Алматы, ни в Астане не оказалось специалистов по русской филологии. «В то же время мы получили ответ от министерства финансов, где все наши доводы подтверждаются о том, что есть большой долг, что есть выводы и отсутствуют достойные дивиденды стране», – сказал Ержанов. – Однако наш фонд попытались преследовать в рамках административного кодекса, а когда из этого ничего не вышло, на нас заведено уголовное дело по статье, которая используется в случае промышленного шпионажа. Но мы не относится к бизнес-структуре, не являемся конкурентом Евразийской группы».
Эксперт Искандер Бейсембетов пояснил, почему, по его мнению, наше государство не добирает с сырьевых компаний ренту.
– Когда мы имеем дела с компаниями, которые добывают и экспортируют сырье его, то не учитывается, что по Конституции Казахстана богатство недр принадлежат всему народу. А следовательно, народ должен иметь свою долю в доходах от природной ренты. Но когда эти деньги выводятся из нашей страны, то из этого следует, что Казахстану наносится прямой и косвенный ущерб. Недополученные миллиарды – это вывод инвестиций из местных предприятий, существование каждого из которых имеет мультипликативный эффект: оживление в строительном секторе, который производит строительные, земельные работы, покупается арматура, стройматериалы, подключается металлургическое, цементное производство и т.д. Рабочие получают зарплату, выплачивают налоги, налоги поступают в бюджет. Бюджет проводит госзакупки в сферу медицины и т.д. Но если из экономики просто этот миллиард извлечь, то происходит обратный процесс сворачивания. И это объясняет высокую безработицу и низкий уровень жизни населения.
Общественный фонд «Elge Qaitaru» беспокоит и судьба Jusan Bank.
– В отношении Jusan Bank мы также обратились к генеральному прокурору штата Невада. Ответная реакция пошла именно оттуда, – говорит Уразалы Ержанов. – Генпрокуратура требует возврата банка в казахстанскую юрисдикцию. Вокруг этой темы идет какая-то игра. Но же мы хотим, чтобы банк процветал, будем добиваться, чтобы акции были возвращены государству и были проданы на открытом аукционе.
Комментариев пока нет