Freedom Finance Global исследовала поведение потребителей товаров и услуг на маркетплейсах
Согласно результатам исследования Freedom Finance Global, наиболее часто приобретаемой категорией товаров на онлайн-площадках в 2023 году стали предметы одежды и обуви для взрослых. В опросе принимали участие свыше 2000 потребителей электронной коммерции из всех регионов Казахстана.
– Главной целью опроса казахстанцев стало изучение трендов потребительского поведения в сфере e-commerce. Как показали данные, среди критериев выбора интернет-площадки наибольшее значение для потребителей имеют ассортимент товаров, цены на товары и вариативность способов оплаты. Перед тем как совершать покупку на онлайн-площадках, пользователи чаще всего читают отзывы о товаре (83,6%), сравнивают его стоимость в разных магазинах (69%) и просматривают фотографии товара (59,7%). Немаловажным для потребителей является и поиск ориентировочной стоимости товара, подробное описание характеристик, отслеживание скидки на желаемый товар, непосредственно выбор самого интернет-магазина, в котором будет делаться покупка, сравнение похожих товаров, поиск информации о способах и стоимости доставки, возможности самовывоза и отзывы о магазинах, – рассказал аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.
В результате опроса выяснилось, что более половины казахстанцев хотя бы раз приобретали предметы одежды и обуви для взрослых на маркетплейсах за последние 12 месяцев (58,6%). В топ категорий товаров также вошли косметика и парфюмерия (39,4%), средства гигиены (29,3%), хозтовары (29,2%), смартфоны и планшеты (39,3%), электроника (24,3%), мелкая бытовая техника для кухни (22,4%), компьютеры и ноутбуки (20,7%). Также популярными товарами оказались билеты на транспорт (32,9%) и на мероприятия (22,6%).
Наименее популярными товарами для приобретения на онлайн-площадках стали товары для дачи, сада, огорода (10,7%), цветы, букеты (9,8%), детские спортивные товары (6,4%) и алкоголь (5,3%).
Самой активной группой потребителей, то есть совершающей покупки 2-3 раза в месяц или чаще на онлайн-площадках (heavy users), являются молодежь от 16 лет до 24 года и высокодоходные группы. Низкодоходные и взрослые потребители (45–55 лет) составляют «ядро» аудитории, совершающей покупки раз в полгода и реже.
Абсолютными лидерами среди интернет-площадок, которыми респонденты пользовались за последние 12 месяцев, стали Wildberries (59,1%) и интернет-магазин Kaspi (54,8%). При этом Wildberries лидировал по реализации топовых категорий – декоративной косметики, средств гигиены и бытовой химии, текстиля и аксессуаров, одежды и игрушек, тогда как Kaspi.kz потребители выбирают преимущественно для покупки техники и гаджетов.
Среди платформ для покупки техники и гаджетов, помимо Kaspi.kz, AliExpress, потребители склонны отдавать предпочтение локальным сетям – Sulpak, Mechta.kz, TechnoDom. Лидируют и демонстрируют позитивные связи с соответствующими категориями товаров по транспортным билетам платформы Kaspi Travel и Aviata.kz, по досуговым – Ticketon.
По мнению респондентов, самыми существенными преимуществами покупок товаров и услуг среди рассмотренных торговых площадок стали удобство сайта/приложения, возможность совершать покупку в любое время в любом месте, возможность поиска наиболее выгодной цены и широкий ассортимент товаров/услуг.
Наиболее частым способом оплаты заказов на онлайн-площадках выступает предоплата картой, но потребители в большей степени хотели бы оплачивать заказ при получении. Ключевыми потребностями пользователей онлайн-площадок в способах оплаты являются оснащение пунктов выдачи и курьеров онлайн-платформ терминалами, а также возможность оплачивать картой или наличными при получении товара. Из дополнительных стимулирующих факторов онлайн-площадки главным образом привлекают потребителей бонусами или кешбэком (62,3%) и бесплатной доставкой (58,9%). Покупателей также могут привлечь скидки по промокоду или купону (29%), акции «2 + 1» и подарки за покупку при определенной сумме заказа (22,3%).
Подавляющее большинство респондентов (87,3%) оставляют отзывы на приобретенные товары и услуги, при этом почти всегда делают это более трети опрошенных (35,7%), а нечасто – чуть более половины (51,6%). Самыми популярными форматами получения товаров, приобретаемых на онлайн-площадках, являются самовывоз из магазина или пункта выдачи, обычная доставка курьером, через постамат. Потребители онлайн-площадок в большей степени заинтересованы в разных форматах курьерской доставки: обычной, срочной и бесконтактной – в связи с популярностью маркетплейсов, которые в основном ориентированы на работу сети пунктов выдачи и не удовлетворяют потребность пользователей в курьерской доставке. Потребители определяют приемлемый срок доставки заказа по всем категориям до одной недели.
Отказ от покупки той или иной категории товара связан с риском покупки некачественного, реже – бракованного товара, отсутствием возможности проверить или примерить товар перед покупкой. Сложности с доставкой/возвратом/заменой товара значительно реже беспокоят потребителей. Потребители чаще отказываются от покупки на онлайн-площадках продовольственных и медицинских товаров в связи с опасением приобрести поддельный товар. Крупных и дорогостоящих покупок они избегают из-за отсутствия возможности проверить функциональность и состояние товара до оплаты заказа.
Фото из открытых источников
Комментариев пока нет