Гражданская активность «по – казахски»
Казахстанцы считают себя активными, но в их понимании это волонтерство, благотворительность и посты в соцсетях. При этом, казахстанцы не доверяют друг другу, политическим партиям и госорганам.
Таковы результаты исследования, результаты которого помогли Фонду Евразия Центральная Азия (ФЕЦА) определить целевые регионы и потребности молодежи и женщин в использовании цифровых технологии для решения социальных проблем, а также организовать информационную кампанию «Ваш голос имеет значение!», реализуемой в партнерстве с ОФ «ITeachme».
Если говорить о конкретных примерах использования цифровых технологий для решения социальных проблем, то тут опрошенные демонстрируют довольно низкую активность.За последние 12 месяцев респонденты подали в среднем по 2,6 обращения в государственные органы для решения социальных проблем, но написали в среднем по 16 комментариев/постов/репостов в социальных сетях и запустили в среднем по одной петиции за год.
Респондентам также предложили оценить удовлетворенность обратной связью на их обращения и запросы по пятибалльной шкале, где 1 – это совершенно не удовлетворены, а 5 – полностью удовлетворены. Уровень удовлетворенности составил 2,5 балла, но каждый четвертый респондент оценил свою удовлетворённость обратной связью на 1 балл, еще столько же опрошенных оценили свою удовлетворенность на 2 балла. Только 16% опрошенных были удовлетворены решением своей проблемы на 4 или 5 баллов.
Большинство опрошенных казахстанцев (82,5%), считают себя активными, но при этом, они активны по одиночке. Они занимаются благотворительностью и помогают нуждающимся (почти половина опрошенных отметили вариант «часто») и пострадавшим во время ЧС; подписывают петиций (40%); занимаются волонтерской деятельностью (43%), и написанием постов и комментариев в социальных сетях (38%). Общим для всех этих видов деятельности является то, что они не требуют командной работы, их можно делать самостоятельно, в одиночку.
Значительно реже респонденты участвуют в мероприятиях, которые требуют самоорганизации группы людей. Например, четверть опрошенных никогда не участвуют в субботниках, 40% опрошенных не участвует в собраниях соседей, жильцов дома, почти половина респондентов не имеет опыта организации инициативной группы для решения социальной проблемы. Одной из ключевых причин для этого может быть низкий уровень доверия между людьми – так, к примеру, только около трети опрошенных считают, что большинству можно доверять.
Кроме того, респонденты проявляют низкую готовность взаимодействовать с государством и властными структурами, даже если это не требует от них физического обращения в госорганы. 21% опрошенных отметили, что часто пишут обращения в госорганы для решения социальной проблемы, 19% респондентов – что пишут обращения в блог госорганов.
Всего 6% опрошенных обращаются в приемные политических партий для решения социальных проблем, что может косвенно говорить о том, что партии не воспринимаются как серьезная сила, способная защищать интересы обратившихся.
Довольно большая доля респондентов имела опыт комментирования законопроектов на сайте legalacts.egov.kz – 16% респондентов отметил, что комментирует часто, 32%– что редко. Однако, стоит напомнить, что активисты, выступавшие за признание юридической силы петиции, упустили шанс принятия Закона о них. В обсуждении этого НПА участвовало только двое граждан с одним голосом «за» и вторым голосом «против».
Таблица 1 – Виды гражданской активности казахстанцев
Часто | Редко | Никогда | Затрудняюсь ответить | |
Самостоятельная деятельность (%) | ||||
Благотворительность, помощь нуждающимся | 49 | 44 | 5 | 2 |
Волонтерская деятельность | 43 | 39 | 17 | 1 |
Подписание петиций, сбор подписей для решения социальной проблемы | 40 | 41 | 18 | 1 |
Написание постов и комментариев в социальных сетях для решения социальной проблемы | 38 | 37 | 22 | 3 |
Помощь пострадавшим во время чрезвычайных ситуаций | 32 | 46 | 18 | 4 |
Гражданская самоорганизация (%) | ||||
Субботник | 27 | 43 | 28 | 1 |
Организация инициативной группы для решения социальной проблемы | 23 | 27 | 45 | 5 |
Собрания соседей, жильцов дома | 18 | 38 | 40 | 4 |
Взаимодействие с государством и властными структурами (%) | ||||
Подготовка официальных обращений в госорганы для решения социальной проблемы | 21 | 38 | 37 | 4 |
Подготовка обращений в блог госорганов | 19 | 36 | 42 | 3 |
Подготовка обращений в приемные политических партий | 7 | 28 | 60 | 5 |
Обсуждение, комментирование законопроектов на сайте legalacts.egov.kz | 16 | 32 | 50 | 2 |
Подавляющее большинство из них владеет базовыми цифровыми навыками, пользуются электронной почтой, свободно пользуются социальными сетями. У 92% опрошенных есть ЭЦП.
Больше половины опрошенных знают, как обратиться в госорганы адресно для решения конкретной проблемы. 71% из них знают, как обратиться в госорганы с помощью EGOV. Таким образом, редкие обращения в госорганы за решением социальных проблем не являются признаком неосведомленности о возможности обращения в госорганы.
Осведомленность о способах решения социальных проблем
Довольно высока осведомленность опрошенных о том, куда они могут обратиться для решения проблем, помимо госорганов – около 60%.
Несмотря на то, что большинство респондентов (три четверти) имеют понимание о проблемах своего населенного пункта, меньше половины отметили, что они сами участвуют в их решении. Однако подавляющее большинство опрошенных выразили желание и готовность участвовать в решении проблем своего населенного пункта в будущем (85%). Исследователи оптимистично настроены по поводу них и предполагают, что при должном обучении, ознакомлении с инструментами и практике они будут активнее вовлекаться в жизнь сообщества.
Таблица 2 – Осведомленность о способах решения социальных проблем
Согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить | |
Осведомленность о способах решения социальных проблем | |||
Я знаю, в какой госорган можно обратиться для решения той или иной проблемы | 79 | 31 | 21 |
Я знаю, куда, кроме госорганов, можно обратиться для решения проблемы | 76 | 32 | 23 |
Я знаю, как обратиться в госорганы через систему EGOV | 93 | 21 | 17 |
Я знаю, как написать в блог госорганов | 73 | 35 | 23 |
Уровень доверия и восприятие своей ответственности за развитие сообщества | |||
Я хорошо понимаю проблемы моего города/села | 98 | 11 | 22 |
Я участвую в решении проблем моего города/села | 58 | 41 | 32 |
Большинству людей можно доверять | 49 | 66 | 16 |
Портрет респондента
Для того, чтобы понять, о каких конкретно группах казахстанцев идет речь рассмотрим портрет респондента. Скрининговую анкету на двух языках заполнил 131 человек. Свыше 90% респондентов младше 44 лет. Почти две трети опрошенных составили женщины, одну треть – мужчины. Наибольшую активность при заполнении анкеты проявили жители городов Алматы и Нур-Султана. На третьем месте с большим отрывом оказалась Карагандинская область. Наименьшую активность проявили жители Атырауской и Жамбылской областей.
Это может быть связано с тем, что в двух крупнейших городах люди более привычны к участию в исследованиях, опросах, и проявляют меньше недоверия. Также определенный эффект может иметь ограничение информационного пузыря, ссылка на опрос распространялась, в первую очередь, через социальные сети и знакомых людей.
Конечно, результаты этого опроса не могут быть экстраполированы на всех казахстанцев, и он не является основным методом исследования. Однако, его результаты дают представление об опыте пользования гражданскими технологиями отдельными группами населения. Для большего понимания объективной ситуации на местах необходимы масштабные опросы населения и дополнительные методы исследования, возможно, с предварительным обучением населения в «глубинке», особенно, среди казахскоязычного населения, как и зачем проходить подобного рода опросы. Информационные кампании по просвещению населения о существующих ГТ и регулярные опросы населения об их удовлетворённости обратной связью также способствовали бы улучшению качества работы госорганов.
Комментариев пока нет