Ya Metrika Fast
English version

Гражданская активность «по – казахски»

Общество — 5 октября 2022 14:00
0
Изображение 1 для Гражданская активность «по – казахски»

Казахстанцы считают себя активными, но в их понимании это волонтерство, благотворительность и посты в соцсетях. При этом, казахстанцы не доверяют друг другу, политическим партиям и госорганам.

Изображение 2 для Гражданская активность «по – казахски»

Таковы результаты исследования, результаты которого помогли Фонду Евразия Центральная Азия (ФЕЦА) определить целевые регионы и потребности молодежи и женщин в использовании цифровых технологии для решения социальных проблем, а также организовать информационную кампанию «Ваш голос имеет значение!», реализуемой в партнерстве с ОФ «ITeachme».

Если говорить о конкретных примерах использования цифровых технологий для решения социальных проблем, то тут опрошенные демонстрируют довольно низкую активность.За последние 12 месяцев респонденты подали в среднем по 2,6 обращения в государственные органы для решения социальных проблем, но написали в среднем по 16 комментариев/постов/репостов в социальных сетях и запустили в среднем по одной петиции за год.

Респондентам также предложили оценить удовлетворенность обратной связью на их обращения и запросы по пятибалльной шкале, где 1 – это совершенно не удовлетворены, а 5 – полностью удовлетворены. Уровень удовлетворенности составил 2,5 балла, но каждый четвертый респондент оценил свою удовлетворённость обратной связью на 1 балл, еще столько же опрошенных оценили свою удовлетворенность на 2 балла. Только 16% опрошенных были удовлетворены решением своей проблемы на 4 или 5 баллов.

Большинство опрошенных казахстанцев (82,5%), считают себя активными, но при этом, они активны по одиночке. Они занимаются благотворительностью и помогают нуждающимся (почти половина опрошенных отметили вариант «часто») и пострадавшим во время ЧС; подписывают петиций (40%); занимаются волонтерской деятельностью (43%), и написанием постов и комментариев в социальных сетях (38%). Общим для всех этих видов деятельности является то, что они не требуют командной работы, их можно делать самостоятельно, в одиночку.

Значительно реже респонденты участвуют в мероприятиях, которые требуют самоорганизации группы людей. Например, четверть опрошенных никогда не участвуют в субботниках, 40% опрошенных не участвует в собраниях соседей, жильцов дома, почти половина респондентов не имеет опыта организации инициативной группы для решения социальной проблемы. Одной из ключевых причин для этого может быть низкий уровень доверия между людьми – так, к примеру, только около трети опрошенных считают, что большинству можно доверять.

Кроме того, респонденты проявляют низкую готовность взаимодействовать с государством и властными структурами, даже если это не требует от них физического обращения в госорганы. 21% опрошенных отметили, что часто пишут обращения в госорганы для решения социальной проблемы, 19% респондентов – что пишут обращения в блог госорганов.

Всего 6% опрошенных обращаются в приемные политических партий для решения социальных проблем, что может косвенно говорить о том, что партии не воспринимаются как серьезная сила, способная защищать интересы обратившихся.

Довольно большая доля респондентов имела опыт комментирования законопроектов на сайте legalacts.egov.kz – 16% респондентов отметил, что комментирует часто, 32%– что редко. Однако, стоит напомнить, что активисты, выступавшие за признание юридической силы петиции, упустили шанс принятия Закона о них. В обсуждении этого НПА участвовало только двое граждан с одним голосом «за» и вторым голосом «против».

Таблица 1 – Виды гражданской активности казахстанцев

__PH_BLOCK_0__

Подавляющее большинство из них владеет базовыми цифровыми навыками, пользуются электронной почтой, свободно пользуются социальными сетями. У 92% опрошенных есть ЭЦП.

Больше половины опрошенных знают, как обратиться в госорганы адресно для решения конкретной проблемы. 71% из них знают, как обратиться в госорганы с помощью EGOV. Таким образом, редкие обращения в госорганы за решением социальных проблем не являются признаком неосведомленности о возможности обращения в госорганы.

Осведомленность о способах решения социальных проблем

Довольно высока осведомленность опрошенных о том, куда они могут обратиться для решения проблем, помимо госорганов – около 60%.

Несмотря на то, что большинство респондентов (три четверти) имеют понимание о проблемах своего населенного пункта, меньше половины отметили, что они сами участвуют в их решении. Однако подавляющее большинство опрошенных выразили желание и готовность участвовать в решении проблем своего населенного пункта в будущем (85%). Исследователи оптимистично настроены по поводу них и предполагают, что при должном обучении, ознакомлении с инструментами и практике они будут активнее вовлекаться в жизнь сообщества.

Таблица 2 – Осведомленность о способах решения социальных проблем

__PH_BLOCK_1__

Портрет респондента

Для того, чтобы понять, о каких конкретно группах казахстанцев идет речь рассмотрим портрет респондента. Скрининговую анкету на двух языках заполнил 131 человек. Свыше 90% респондентов младше 44 лет. Почти две трети опрошенных составили женщины, одну треть – мужчины. Наибольшую активность при заполнении анкеты проявили жители городов Алматы и Нур-Султана. На третьем месте с большим отрывом оказалась Карагандинская область. Наименьшую активность проявили жители Атырауской и Жамбылской областей.

Это может быть связано с тем, что в двух крупнейших городах люди более привычны к участию в исследованиях, опросах, и проявляют меньше недоверия. Также определенный эффект может иметь ограничение информационного пузыря, ссылка на опрос распространялась, в первую очередь, через социальные сети и знакомых людей.

Конечно, результаты этого опроса не могут быть экстраполированы на всех казахстанцев, и он не является основным методом исследования. Однако, его результаты дают представление об опыте пользования гражданскими технологиями отдельными группами населения. Для большего понимания объективной ситуации на местах необходимы масштабные опросы населения и дополнительные методы исследования, возможно, с предварительным обучением населения в «глубинке», особенно, среди казахскоязычного населения, как и зачем проходить подобного рода опросы. Информационные кампании по просвещению населения о существующих ГТ и регулярные опросы населения об их удовлетворённости обратной связью также способствовали бы улучшению качества работы госорганов.


Мира Бейсенова

Cпециалист по развитию

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.