Гульнар Капекова: произошло перемещение ценностей - Exclusive
Поддержать

Гульнар Капекова: произошло перемещение ценностей

Сегодня глобализация диктует свои правила и потому на хрупкие плечи женщины возлагается масса задач. Но какая она – женщина великой Степи, какова её роль в казахстанском обществе? Об этом Exclusive.kz рассказала профессор, доктор исторических наук Гульнар Капекова.

– Говорят, чтобы почувствовать величие нации, надо вначале погрузиться в историю. Гульнар Абдуллаевна, как историк, вы не могли для начала рассказать, какие они были – наши предки, и особенно женщины Великой Степи?

– Знаете, дело в том, что мы жители степи, мы несколько не похожи на другие народы. У нас никогда не было рабовладельческого строя, у нас никогда не было феодального строя, у нас даже никогда не было капитализма. И даже когда произошла Великая Октябрьская революция, у нас не было рабочих и крестьян. Но наша Великая Степь, где жили наши предки, насчитывает несколько тысячелетий. И в основе нашего традиционного общества всегда был род, семья. Если разобраться, то каждый казах имеет 49 статусов наших близких родственников. Я иногда думаю, вот почему у нас всегда такие большие тои.

Так вот одним из атрибутов Великой Степи была юрта – это сакральная вещь. Юрта – это космос. Каждая её деталь говорит о том, что наши великие предки знали устройство космоса. Они знали прекрасно карту звёзд. Они кочевали по степи, ориентируясь на звёзды. И роль женщины здесь была особая.

Вспомните, как много анекдотов про тёщу. А меня, мой зять, называет – «отана», что означает «Мать огня». Женщина в доме всегда была хранительницей очага, она отвечала за уют и тепло в доме. И действительно уважение к женщине, к матери у нас очень высоко. И в нашей Великой Степи тому действительно много богатых, интереснейших примеров.

Достаточно вспомнить женщин – воительниц. Вот, например, почему античные авторы писали о том, что сакское войско было непобедимо? Оно ведь громаднейшие расстояния преодолевало. Из-за чего? А у них не было обоза. Женщины-воительницы шли рядом со своими друзьями, со своей семьёй. Они шли наравне с мужчинами и участвовали в битвах. Вспомните Томирис или царицу Зарину. Имена этих легендарных женщин знают все.

Хочу привести ещё один замечательный пример – легенду об Арганым, основательнице рода аргын. Когда она почувствовала, что близится её конец, она отправила своих воинов, свой народ. «Идите навстречу Солнцу», – сказала она, а с ней остались только самые близкие подруги. И вот народ её уходил вперёд к Солнцу и, оглядываясь, они видели на горе, облачённую в золотые сверкающие одежды свою царицу, которая махала им рукой, давая напутствие. Вот казахская женщина.

– Действительно, впечатляюще. Но тогда что произошло с современными женщинами? Или может быть, сказывается негативное влияние нашего времени?

– Я с большим уважением отношусь к женщинам. Я просто хочу сказать, что действительно в самые сложные времена, во времена перестройки и потом, так получилось, что наши многие мужчины остались не у дел. Они не смогли приспособиться к реалиям сегодняшнего времени. А женщине нужно было кормить детей, ей нужно было приносить домой деньги. И она, несмотря на диплом врача, преподавателя, выходила торговать барахлом. Помните этот период, когда женщины возили в больших клетчатых сумках товар?

Произошло перемещение ценностей. Но я ещё раз хочу повторить, что наши женщины всегда были во главе рода, всегда имели авторитет. И сейчас тоже, по-своему, но женщина имеет авторитет.

Мне часто задают вопрос о правилах Степи, о женщинах: «Вот у вас, у казахов, если муж погибает, то женщина должна была выйти замуж за кого-то…». А я считаю, что это прекрасный, замечательный обычай. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что у нас во главе всего всегда стоит род, семья, народ. Да, у женщины погиб муж, и она имела право взять часть своего калыма и вернутся в свой аул. Но детей своих она забрать не могла, это были дети рода мужа. И вот чтобы эти дети ни в чём не нуждались, чтобы их выкормить и вырастить, один из братьев мужа, по её выбору, имел право нести ответственность за эту семью.
А у нас в настоящее время, понимаете, как-то переместились ценности, что ли.

– А вы не считаете, что в последнее время произошла подмена понятий образования и культуры?

– Да, это тот вопрос, который меня очень волнует. Вот, например, культура. Я говорю даже не об образовании, я говорю культуре – культуре человека, культуре общества. А у нас культура находится на самом последнем месте.

Посмотрите на расходную часть нашего госбюджета. Образование занимает самую верхнюю строчку. В понятие «образование» входят не только образование, зарплата учителям, но и строительство школ, и многие другие, скажем, технологические вопросы. Это хорошо. Социальное обеспечение тоже находится в верхних уровнях. Но вот затраты на культуру оказались внизу.

Если мы не будем в первую очередь людьми культурными, мы не сможем использовать полностью те знания, которые у нас есть.

Вот я всегда привожу такой пример. Все же знают о голодоморе. Сколько казахов умерло! И не только казахов. И в России, и на Украине люди умирали от голода. Почему это произошло в советское время?

А потом, вспомните, у нас были 70-тысячники, 50-тысячники. Лучших рабочих отправляли на помощь селу. Понимаете? Отправляли людей, но рабочих. Вот меня, относительно грамотную женщину, отправьте сейчас в аул. Чему я научу доярку? Что я ей смогу дать вместе со всеми своими дипломами? Что ценное я ей смогу дать, чтобы её корова больше давала молока? Видите, везде и всегда необходимо понятие приоритетов. А приоритеты – это культура народа. Я так считаю.

– Я совершенно с вами согласна. Но мне хотелось бы спросить ещё об одном моменте. В мировой истории очень много имён великих женщин. Но кого можно было бы назвать великой в истории Казахстана?

– Да, история знает много примеров великих, но, к сожалению, мы о них очень мало знаем. Я уверена, что сегодня назови имя исторической личности прошлого, но мы, к сожалению, ничего о ней не знаем.

– А для вас лично?

– Я уважаю и восхищаюсь многими современными женщинами. Особенно теми, кто является профессионалом своего дела. Но вот лично для меня…. Знаете, когда я была совсем молодой и вышла замуж, то попала в глубокий аул. И там у меня было четыре бабушки. Моя енешка (свекровь), её енешка, младшая ене и её енешка еще была жива. Уже столько лет прошло, но я до сих пор их помню. Они научили меня казахскому языку, обычаям, традициям. И каждая из них по-своему была для меня великой. Самая старшая апа была женщина – воин. Сильная, смелая она в войну спасла целый аул, вот такая у неё была кипящая энергия. Её мужа отправили в ссылку, многие семьи тогда лишились кормильцев, а она – молодая келин осталась в ауле и держала весь аул, помогая людям выживать.

Моя старшая бабушка – я помню, как она сидела в кресле, в красивой белой одежде, а мы – дети (я тогда и себя причисляла к детям) всегда крутились около неё. Если у неё было что-то, то она всегда давала кому-то конфетку, кому-то яблоко. А если ничего не было, то она гладила нас по голове и ласково говорила – «айналайын» (с каз.: дорогой, милый, голубчик). Только значительно позже, я узнала, что это означает.

Другая бабушка – в ней было столько энергии и веселья. Она могла выйти на состязание с мужчинами, у неё было столько смешных, весёлых и жизнеутверждающих историй.
А моя енешка, я не знаю мудрее женщины. Так получилось, что у меня рождались только дочери. А семья мужа хотела сыновей. И вот когда снова родилась дочь, я пришла к енешке и говорю: «Вы, наверное, меня не уважаете». Она меня погладила и сказала: «Гульнар, перестань. Ты дочь родила. А девочка – это продолжательница рода, эта девочка приведет нас к другому народу. Ты еще будешь ею гордиться». Так и произошло. Конечно, я очень люблю свою маму. Есть очень много женщин, которыми я восхищаюсь. Но эти бабушки для меня стали всем.

– Спасибо за беседу




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.