Ход акимом. Блиц Токаева - Exclusive
Поддержать

Ход акимом. Блиц Токаева

Почему выборы акимов новых областей касаются всех, а не только местного населения

Конец первой недели пост-референдума преподнес очередные вполне ожидаемые сюрпризы. Они, в первую очередь, касались назначение избранных акимов разделенных областей. Это удовольствие было растянуто на несколько дней – все ожидали, что имена акимов огласят в день введения в силу указа президента о создании областей Улытау, Абай и Жетысу. А сам акт со стороны даже выглядел вполне демократичным – без прежнего единогласия. Однако здесь не все так просто, как кажется.

Для понимания

Надо отметить, что разделение областей и внедрение иллюзии выборности акимов было не спонтанным решением – это входило в пакет предполагаемых инициатив Токаева еще до января нынешнего года, а Қантар просто ускорил этот процесс. Складывается ощущение, что и референдум, как плебисцит, тоже задумывался заранее, хотя нужно помнить, что в представленном осенью прошлого года проекте реформ второго президента ни слова не было про лишение конституционного статуса первого и еще что-то в этом роде.

Вообще, о возможном выделении из Карагандинской области Жезказганского региона говорилось еще год-полтора назад, причем, с названием «Улытау». О возвращении же Семею статуса областного центра разговоры периодически возникают каждые два года на протяжении последних дюжины лет. Что касается разделения Алматинской области (она за свою историю переживала этот процесс несколько раз), то эта тема больше локальная и почти не выходила за пределы региона. Хотя отметим, что она стала подниматься с новой силой как раз после того, как Касым-Жомарт Кемелевич переехал в Акорду – якобы из-за того, что и.о. президента имеет корни из бывшей Талдыкорганской области и просто обязан как-то поддержать малую родину.

По участию маслихатов в судьбе акимов тоже история давняя и она не является каким-то «демократическим сюрпризом». Наверное, не стоит объяснять, почему. Или стоит (для понимания)? Если коротко, то в результате очередных конституционных реформ и редактирования некоторых законов в 2014-18 годах, мы получили практически идеальную форму «местного управления», которой можно было манипулировать, как из Администрации президента, так и из Аппарата акима. Если речь идет о более «мелких» маслихатов, то над ними возникает еще больше советчиков и указчиков, но сейчас речь не о них.

В общем, на сегодняшний день сложился довольно интересный момент с правовой точки зрения. Маслихаты, которым выпала честь выбирать акимов из двух представленных кандидатур (иногда – из двух зол меньшее), появились в результате еще назарбаевских «реформ» и были собраны чисто по партийной линии. Конечно, это абсурд, когда представительные органы власти избираются только по партийным спискам, но это дело почти прошлого. Сейчас же факт остается фактом – новых акимов избрали депутаты, получившие мандаты по старым правилам. В принципе, де-факто, кадры-то тоже старые и сплошь представители «Нур-Отана», но де-юре тоже никаким обновлением и не пахнет. С другой стороны, для властей этот факт может иметь положительный момент, то тут многое зависит от самих новоиспеченных акимов и их поведении.

Хорошая картинка

Как уже было отмечено, многие ждали, что акимы новых областей определяться в день вступления в силу указа президента об их образовании. Однако процесс затянулся на несколько дней, так как власти решили соблюсти все формальности, для начала определившись с маслихатами новых регионов и их секретарями. Фактически эти дни новые области были «под властью советов» и протекторатом большого акима. Заодно была создана некая интрига, которая усилилась «сливами». Некоторые из них, кстати, наталкивали на мысль, что нынешняя генеральная линия Акорды не сильно отличается от прежней, причем, по разным параметрам. Но, как нам кажется, это в первую очередь касается контроля за происходящим, а в данном случае – в выборе тех, кого хочет видеть в качестве главы региона Администрация президента.

Тут следует уточнить. Сейчас Токаеву и его команде, несмотря на все его заверения, не нужны слишком независимые акимы и чересчур непредсказуемые маслихаты. И это не только из-за того, что режим попросту не приемлет такой свободы (этот фактор, как само собой разумеющееся), а скорее излишняя самостоятельность не даст проводить реформы – в кавычках или без оных, в данном случае не важно. Ко всему прочему, Касым-Жомарту Кемелевичу жизненно необходимо создать и укрепить свою команду – опять-таки, сколько бы он не говорил о том, что не собирается стать авторитарным лидером и применять жесткую вертикаль власти. в этом плане, между прочим, есть и определенные положительные моменты. Например, то, что касается опасности сепаратизма в некоторых регионах, в том числе, в разделенной ВКО.

Но такие вещи решаются кулуарно, и верховная власть предпочитает не выносить это на широкое обсуждение. А зря. Такие вопросы могли бы приподнять имидж Акорды у немалой части общества, хотя существуют и точечные риски с сопротивлением другой части, а также возмущение у некоторых «союзников». Но это тема для другого разговора. Сейчас же власть должна выжать максимум выгод из каждого своего шага. Так, например, логично было бы ожидать, чтобы провластные СМИ и аналогичные блогеры сделали бы акцент на «конкурентной борьбе» двух кандидатов в акимы. Пусть главы новых регионов и были избраны фактическим большинством, зато в качестве «хорошей картинки» это могло было быть использовано в качестве пропаганды.

Конечно, мы понимаем, что это лишь видимость и можно предполагать, что все было заранее договорено – в том числе, и с распределением голосов. Тем более, ни мы, со стороны, ни жители самих вновь образовавшихся областей, не видели како-либо конкурентной борьбы между кандидатами. В лучшем случае, на различных телеграм-каналах лишь появлялись предполагаемые кандидаты, за которых подписчики голосовали. То есть, интриги особой здесь не было. Впрочем, в этом плане вспоминается случай, когда будущему акиму одного района предложили самому подобрать себе дублера (спарринг-партнера), а вот депутатов раймаслихата забыли предупредить об этом, в итоге больше голосов набрал дублер. Возможно, АП предусматривает такой вариант, поэтому кандидатов подбирали с учетом «а вдруг».

Поживем – увидим

Наверное, не обязательно представлять каждого акима в отдельности, расписывать его биографию и даже копаться в его политическом белье. Это в большей степени касается жителей самих регионов, но отметим несколько факторов, которые касаются всех казахстанцев, а точнее – то, что касается внутренней политики страны.

Что объединяет всех новых акимов? Их получилось четыре, так как главам усеченных Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей удалось усидеть в своих креслах, а бывший руководитель Алматинской области ушел «в связи с переходом на другую работу», то здесь их, акимов, появилось сразу два. Так вот, они схожи не только наличием партбилета единого образца в кармане и очков на лице, но и определенной новизной. Да, Берик Абдыгалиулы уже имел за плечами опыт акимствования, но почти все другие впервые возглавили тот или иной регион. Причем, их спарринг-партнеры (например, по области Абай) были замакимами или что-то в этом роде. То есть, Администрация президента, похоже стала делать ставку на новизну и, в большинстве случаев, на относительную молодость.

Это, естественно, внешний фактор, на который должны «клюнуть» не только жители осчастливленных регионов, но и большинство других граждан Казахстана. Для них не обязательны частности и условности, хотя назначение главой Министерства науки человека с сомнительной политической репутацией уже вызвало в обществе (в соцсетях) немалую критику. В любом случае, все акимы сейчас воспринимаются, так сказать, «оптом», и на первых порах они будут оцениваться действиями Акорды, а не их самих.

Это, конечно, не скажешь о самих местных жителях. Здесь необходимо заметить, что даже беглый обзор, показывает, что люди неплохо приняли факт назначения им тех или иных акимов. В первую очередь, это касается упомянутого Абдыгалиулы и акима Абая – Нурлана Уранхаева. Причем, похвалы и надежды были слышны и от гражданских активистов. Впрочем, как говорится, поживем – увидим.

Продолжение следует…

На первый взгляд, все идет в рамках прежней политики с тюнингом в виде «слышащего государства» и новых оттенков из палитры «второго пакета политических реформ». Но возникает вопрос – почему так поспешили с определением новых областей и избранием в них акимов? Думается, местные жители не слишком бы огорчились, если бы это действо заняло несколько месяцев – скажем, до середины осени. Это было бы выгодно и в экономическом плане, с поступлениями в бюджет и даже такими мелочами, как выпуск новых автомобильных номеров или исполнение других формальностей.

Как мы уже поминали выше, Акорда сейчас использовала существующий состав областных маслихатов, которыми на порядок легче руководить, чем в случае, если бы туда проникли независимые депутаты или представители других партий. Примерно тоже самое касается и парламента. Кто бы что бы не говорил о необходимости перемен, продвижения реформ и принятия новых законов, это будет легче сделать с нынешними мажилисом и сенатом, чем с теми, кто образуется в результате следующих парламентских выборов.

Тут нет ничего демократичного и не особо исходит из желания Токаева побыстрее провести свои реформы. Просто Акорда и все те, кто за ней сейчас стоит вынуждена максимально подготовить почву для своего дальнейшего существования. Ведь, если положить руку на сердце, есть определенные сомнения в мирных перспективах для представителей «первой республики» и тех, кто упорно делает из нее вторую. А дальнейшие события, судя по всему, будут развиваться стремительно. Кое-что мы увидим уже на днях, некоторые вещи проявятся до конца недели. В общем, нам предстоит жаркое лето и можно с уверенностью сказать «продолжение следует»…

Мирас Нурмуханбетов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *