Хотите сфотографироваться в позапрошлом веке? - Exclusive
Поддержать

Хотите сфотографироваться в позапрошлом веке?

Пространство Almaty gallery инициировало необычный проект, представив на одной выставке фотографии, стилизованные под исторические, и уникальные изделия из войлока, с которым казахские мастерицы работают с давних времен. Идея объединить два таких, казалось бы, непохожих вида искусства принадлежит руководителю галереи, искусствоведу Наргиз Алиб. Благодаря ей на территории одного арт-пространства «встретились» работы фотографа Онгарбека Алхарова и мастерицы-войлочницы Лайлы Жаркын. В результате родился уникальный тандем.

Благодаря соединению фотографий в историческом стиле и уникальных войлочных панно посетители выставки будто перемещаются в другую эпоху, на несколько столетий назад. Получается не только экскурсия по выставке, но и своего рода путешествие во времени, где вы соприкасаетесь с культурой и традициями. Наверное, именно в такой форме узнавать о том, как и чем жили твои предки, любопытнее всего. Тем более, интерес к национальной культуре у молодежи сегодня растёт – об этом говорит и фотограф Онгарбек Алхаров, у которого часто заказывают исторические фотосессии. Причем обращаются к нему самые разные люди, в том числе знаменитости – актеры, спортсмены. Некоторые кадры мастер с согласия героев представил на выставке: например, на снимках можно увидеть профессионального казахстанского бойца Ардака Назарова и его родственников.

– Меня очень радует такой интерес к нашей истории и культуре, – говорит Онгарбек Алхаров. – Я и со своими детьми делюсь знаниями через искусство. Частенько задействую их в разных исторических фотосессиях. Правда, они, конечно, не всегда соглашаются. Тогда приходится действовать хитро. Я говорю, что, если они согласятся, то потом получат уникальные снимки, которые смогут разместить в соцсетях и собрать много лайков. Так современные технологии помогают мне популяризировать национальную историю и традиции, – улыбается фотограф.

История в кадре

Каждый снимок мастера – словно отдельный маленький рассказ, хочется рассматривать все детали. От выражения лиц героев до деталей орнаментов. Историческая атмосфера на фотографиях воссоздана с особой тщательностью. Именно поэтому большинство кадров – статичные.

– Мне важно, чтобы людей, которые рассматривают мои работы, ничто не отвлекало от погружения в эпоху, чтобы они смогли заметить каждую деталь, увидеть историю, которую я рассказываю тем или иным снимком, чтобы считывались все аллюзии и смыслы, а если в кадре есть динамика, сделать это уже гораздо труднее, – пояснил собеседник.

Например, на одном из снимков запечатлены бабушка, верблюжонок и малыш. Это не случайное трио.

– Верблюжонок по-казахски – бота, так же ласково обращаются к маленькому ребенку. Мне хотелось это подчеркнуть, – рассказал собеседник.

Исторической фотографией мастер увлекся в начале двухтысячных. По его словам, в то время ничем подобным в Казахстане никто не занимался, были репортеры, фотографы, которые снимают пейзажи, но исторической реконструкцией в таком контексте не занимался никто.

– Мне же было интересно именно это. По образованию я художник, но всегда активно интересовался историей, культурой, занимался ювелирным делом и однажды придумал, как все это совместить, – делится Онгарбек Алхаров. – Я – человек искусства. Это в современном обществе оно подразделяется на разные виды, а наши предки спокойно могли их совмещать. Например, шаманы часто были одаренными художниками, разбирались в музыке. Сегодня все это тоже возможно.

Кстати, фотограф неслучайно упомянул именно шаманов. Дело в том, что в свое время он посвятил им диссертацию, которую, правда, так и не защитил в классическом понимании – по разным причинам. Зато в полной мере сделал это через искусство, посвятив шаманам целую серию работ.

К организации этнических фотосессий Онгарбек Алхаров подходит очень скрупулезно, продумывает каждую деталь. Буквально по крупицам воссоздает исторические интерьеры, а, например, костюмы специально для него шьют мастера. Раньше он брал костюмы на киностудии «Казахфильм», но потом предпочел заказывать эксклюзивные, потому так можно объяснить, что именно тебе нужно в кадре. Вещи он часто «выменивает» у знакомых или даже приобретает у коллекционеров. Причем география поиска всего, что необходимо для работы, не ограничивается только Алматы. Однажды фотографу делали на заказ юрту мастера в Актау

Сегодня имя Онгарбека Алхарова известно далеко за пределами Казахстана. Его творчество привлекает большое внимание за рубежом, где пока еще мало знакомы с казахской культурой, традициями и обычаями, но живо ими интересуются.

Теплое искусство

Органично с работами Онгарбека Алхарова сочетаются авторские войлочные изделия известной мастерицы Лайлы Жаркын. Она представила несколько работ – в основном это ковры разного размера, украшенные национальными орнаментами и рисунками. Работа эта кропотливая, требует много сил и времени. Одну работу можно выполнить минимум за неделю, а как-то у мастерицы ушло полгода. Лайла Жаркын призналась, что чаще всего черпает вдохновение в книгах, посвященных истории и культуре Казахстана, а также в работах казахстанских художников.

– С удовольствием приняла приглашение участвовать в этой выставке. Мне кажется, что объединить исторические фотоработы с изделиями из войлока – идея очень интересная и необычная, – говорит мастерица. – С одной стороны, мы знакомим людей с национальными обычаями и традициями, а с другой – показываем, как сегодня это можно сделать современно, чтобы людям было искренне интересно. Например, я работаю с войлоком уже много лет, и мне очень приятно видеть, что мода на него возвращается, особенно он становится популярен среди молодежи.

Да и в целом можно сказать, что интерес к национальной культуре, обычаям и традициям в последнее время только растет. Например, недавно на платформе eGov mobile среди казахстанцев провели опрос, посвященный национальной одежде. Его результаты показали, что каждый четвертый участник соцопроса использует хотя бы какие-то элементы национальной одежды в повседневной жизни. Правда, в опросе приняли участие граждане со всей страны, и, возможно, в Алматы эта тенденция пока не так заметна, но интерес к национальным традициям и обычаям растет и в мегаполисах. Очень важно, что это происходит в тандеме с развитием современных технологий. Таким образом представители различных сфер культуры и искусства будто бы адаптируют древние традиции и обычаи к сегодняшней жизни, наглядно показывая, что национальная культура – это основа, и она не может устареть. Выставка в Almaty gallery – лишь один из примеров того, как историю и традиции казахского народа можно сделать интересными для людей сегодня.

Фото со страницы Almaty gallery в Instagram

Валерия Холодова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *