Игры с правом говорят о болезни государства - Exclusive
Поддержать

Игры с правом говорят о болезни государства

Ученые-юристы подсчитали: в течение последних 5 лет жилищное законодательство Казахстана подвергалось изменениям примерно 800 (!) раз. Не лучше обстоят у нас дела и в других правовых отраслях, не говоря уже о Конституции, которая по иерархии актов стоит выше «простого» законодательства.

Нестабильность законодательства является серьезным сдерживающим фактором для развития экономики любой страны, ослабляя или препятствуя активности внутренних и внешних инвесторов. Один пример: относительно недавно один крупный инвестор из Германии вложил в проект по альтернативной энергетике в Казахстане порядка 170 млн. евро. На момент, когда он заключал соответствующий договор, налог на имущество с такого рода активов не взимался. К тому же времени, когда он закупил оборудование и ввез в страну, законодательство поменялось и ему стало вменяться обязательство об уплате налога на имущество в размере 1,5%. То есть, еще не заработав ни одного тенге (а перспективы окупить такие инвестиции могут растянуться на десятилетия), он стал обязан платить в казну 2,55 млн. евро ежегодно.

Я работал в конце 90-х и в начале нулевых в банковском секторе Германии. Однажды разговаривал с одним крупным предпринимателем об инвестициях в Казахстане и спросил о его планах в нашей стране. Он сказал, что его интересуют разные проекты в Казахстане, но сдерживает то обстоятельство, что право собственности недостаточно защищено: «Вечером у тебя есть какое-то имущество, утром просыпаешься и узнаешь из прессы, что правительство издало какой-то декрет и поэтому это имущество тебе уже не принадлежит». И его можно понять, потому что в его родной стране основой социального равенства, благосостояния является, прежде всего, стабильность и предсказуемость правовой системы.

Германии потребовался длительный период времени с 1873 по 1896 год, чтобы принять BGB (Гражданское Уложение). Лишь четыре года спустя – 1 января 1900 года – BGB вступило в силу. Конечно, в последующие десятилетия BGB претерпевал некоторые изменения, однако они не были существенными. Основы его не изменились за более чем 120 лет, и по сей день BGB является основным источником немецкого частного права.

Без сомнения, одной из главных причин, почему Германия стала экономической супердержавой, являются стабильные и предсказуемые законы, которые позволяют предприятиям и гражданам развивать свой бизнес в благоприятном климате и способствуют общему благосостоянию.

10 мая 1967 года Бундестаг подавляющим большинством голосов принял «Закон о содействии стабильности и экономическому росту», потому что после многих лет экономического бума в Германии число безработных впервые выросло 0,7% в 1966 г. до 2,1% в 1967 г. С ростом числа безработных и сезонных рабочих, ростом цен и сравнительно низким ростом заработной платы ФРГ впервые после окончания Второй мировой войны испытала признаки рецессии. С помощью вышеназванного Закона о стабильности федеральное правительство хотело достичь полной занятости, стабильности цен, внешнего баланса и соответствующего экономического роста, так называемого магического квадрата. В результате такой правовой политики к концу 1969 г. безработица снизилась до 0,9%, а 1970 году безработица снова достигла самого низкого уровня – 0,7 процента. Таким образом, тогда Германия достигла почти полной занятости. Закон о стабильности все еще действует.

Поэтому также неудивительно, почему Швеция – один их мировых лидеров по стабильности законодательства (постоянно входила в последние годы в тройку лидеров по международных рейтингам) имеет соответствующую ей высокотехнологическую экономику, внутренне уравновешенное общество с предсказуемой системой принятия политических решений.

Закон в Швеции – это реальный общественный консенсус, продукт длительного согласования между государством и гражданским обществом, а также со всеми заинтересованными сторонами. Только тогда, когда достигнута эта договорённость, закон приобретает легитимность и становится, по сути, общественным договором, который устраивает всех. В этом секрет стабильности, который мне стал известен после общения с юридическим сообществом Швеции во время моей миссии в этой стране в качестве дипломата.

На данный момент в Казахстане тема стабильности законодательства сводится в теории и на практике к обсуждению создания благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала, поскольку инвесторы требуют, как правило, стабильности их правового статуса в целях снижения регуляторных и иных юридических рисков в связи с возможными изменениями в законодательстве. В ответ на этот вызов казахстанские законодатели в 90-е годы предприняли ряд мер, в том числе, предоставление гарантий в случае изменений в законодательстве: при разрешении возможных споров с участием иностранных инвесторов применялось законодательство, действовавшее на момент начала деятельности. Однако такие преференции были потом отменены, но тем не менее в результате Казахстан стал лидером по прямым иностранным инвестициям в Центральной Азии: по данным Национального Банка РК, за годы независимости с декабря 1991 года по настоящее время общий объем валового притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил около 350 млрд долларов США.

В целом правильный подход и осознание необходимости по обеспечению стабильности законодательства, ограничивалось в течение длительного периода времени, к сожалению, только узким кругом иностранных инвесторов, дискриминируя тем самым отечественных.

Государство, ограничивая свою политику достижения стабильности законодательства только в отношении отдельных привилегированных прослоек (как например, крупные иностранные инвесторы и компании), а также некоторыми отраслями права (такими, как налоговое право, таможенное право, миграционное законодательство и т.п.), совершает крупную стратегическую ошибку. Очевидно, что частые изменения законодательства могут породить неверие в государство как таковое, в его эффективность в решении тех или иных социальных проблем, что может привести к негативным последствиям, таким, как снижение экономического роста, народные волнения и восстания против власти.

Частые изменения в законодательстве могут быть «симптомами болезни» общества, которую необходимо «лечить». Причинами тому могут быть лоббирование интересов отдельных финансово-олигархических групп, низкий уровень профессионализма законодателей, а также слабая вовлеченность гражданского общества в законодательный процесс и др.

Бахытжан Шенгелбаев

Доктор юридических наук




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.