Используют ли религиозные радикалы внутриполитический кризис в Казахстане? - Exclusive
Поддержать

Используют ли религиозные радикалы внутриполитический кризис в Казахстане?

На фоне разворачивающихся политических событий эффективность ДУМК и госучреждений близка к нулю. Дело в том, что абсолютно все течения в историческом исламе сформированы на единой платформе и в этом смысле ДУМК ничем не отличается от деструктивных идеологий, что очевидно не позволяет эффективно противостоять радикалам.

Религия всегда была сильным оружием и поэтому любой политик должен иметь по этому поводу четкую и внятную позицию. В Казахстане эта проблема стоит наиболее остро, поскольку очаги религиозного экстремизма и радикализма, тлеющие внутри и по периметру границ напрямую связаны с безопасностью страны и общества. Наиболее явным проявлением радикализма у нас отличаются мусульманские экстремисты. Борьбу с этим явлением государство ведет с одной стороны, с помощью ДУМК и государственных учреждений (УДР и аффилированных с ними общественных организаций), с другой стороны, с помощью спецслужб.

Неэффективность же госструктур вызвана, с одной стороны, отсутствием специалистов высокого уровня, а с другой – они также в плену устаревшей догматики. Это патовая ситуация, порой переходящая в цугцванг, когда нет возможности качественно противостоять идеологически, а в диспутах радикалы зачастую оказываются более убедительными.

Что делать? В первую очередь важно проанализировать и понять корень проблемы, а он четко вырисовывается, исходя из декларации того, откуда черпают вероубеждение мусульмане. Абсолютно все течения исторического ислама ориентируются на два источника: Коран и так называемая «сунны», выраженные в хадисах (преданиях). Согласно декларации самих мусульман, Коран – Слово Бога и первичен, а «хадисы» (предания) – речь, поведение, одобрение или неодобрение Мухаммеда – считаются вторичными по отношению к Корану. Де факто же «хадисы» и все то, что считается «сунной», ставятся положением выше Корана. Так называемая «сунна» регулирует жизнь адептов практически во всех аспектах жизни, 90% правил которой не содержится в Коране. Более того, Коран интерпретируется через призму «сунны», искажая истинный смысл текста.

Если проанализировать всю историю исламского радикализма, то становится очевидным, что основным источником экстремизма является именно так называемая «сунна», главным образом представленная в виде «хадисов», решений духовных лидеров (фатва), коллегиальных решений (ижма) и разработанных законоположений времен халифата (шариат). К примеру, такое положение как территория войны (даррульхарб) и территория мира (даррульислам) позволяет считать легитимным военные действия против светского государства (в нашем случае против Казахстана), оправдывая это тем, что земля мусульман оккупирована. Оправдание вооруженных действий также лежит в плоскости легитимности, ведь согласно убеждениям экстремистов, перед Богом легитимен только халифат, а любое другое государственное устройство не имеет право на функционирование. По этому поводу есть множественные решения (фатвы) и агитации с призывом свергнуть «кафирские» правительства на мусульманских землях, результаты которых ощущались и на казахстанской земле (теракты в Актобе и области, Атырау и области, Таразе, Алматы). К примеру, ответственность за взрывы в Атырау 31 октября 2011 взяла группировка «Джунд аль-Халифат» («Солдаты Халифата»), а ее лидер Равиль Кусаинов в интервью журналистам Minbar Media Project угрожал в адрес Казахстана.

Разработанная система наказаний за оставление совершения обрядовости (казнь за оставление намаза), побивание камнями за супружескую измену и т.п. погружает мировоззрение мусульман в мрачное средневековье. Все это не соответствуют Корану, но являются неотъемлемыми частями вероубеждения всего исторического ислама, включая «масхаб Абу Ханифа», которого придерживается ДУМК.

Каков выход из этой ситуации?

Время требует неотложных и решительных действий. Прежде всего, следует провести аудит всей религиозной литературы и образовательного материала на соответствие законам Казахстана. Пора запретить все, что противоречит Корану и законодательству страны. Пора инициировать со стороны государства разработку соответствующего Корану, науке и законам страны учебно-методического комплекса, по которому будут готовиться светские специалисты. Внедрить разработанную программу во все ВУЗы, выпускающие религиоведов, теологов и исламоведов. Гарантировать трудоустройство со стороны государства выпускникам, подготовленным по новой программе. Инициировать законопроект о религиозном образовании, главным посылом которого будет следующее требование ко всем религиозным объединениям: если оно желает давать теологическое образование, то должно разрабатывать учебно-методический материал совместно со светскими специалистами. Старые учебные материалы, а также переведенные с иностранных источников признать нелегитимными на территории Казахстана. Способствовать назначению в качестве священнослужителей людей только с дипломом государственного образца.

Предпринятые меры позволят кардинально изменить ситуацию с религиозным радикализмом и экстремизмом в сроки от трех (оптимистический прогноз) до десяти лет (пессимистический прогноз). Пессимистический прогноз основывается на простейшем вычислении. Ротация священнослужителей ДУМКа ежегодно составляет примерно 10% от всего штата. При замещении специалистами, подготовленных по новой программе, через 10 лет будет 100%-я наполняемость современными служителями в системе ДУМК, что позволит изменить мировоззренческое состояние в среде мусульман.

Обществу и государству нужно понять, что в религиозном плане мы зависимы от внешних сил, а значит, у нас в этой сфере нет идеологической независимости. Только собственный национальный религиозный «продукт» способен эффективно противостать угрозам и вызовам со стороны деструктивных идеологий, что архиважно в наших реалиях.

В январских событиях радикальным, воинствующим элементом проявили себя некие люди с характерными бородами, профессионально владеющие стрелковым оружием и тактикой военных действий в городской среде. Они были заметно организованы, и такое явление не могло пройти мимо внимания КНБ. При этом вызывает вопросы арест главы наших спецслужб К. Масимова, ведь его обвиняют в госизмене, в заговоре, где исключать использование «джихадистов» никак нельзя. Если эта версия реальна, значит, какая-то часть в специальном ведомстве как минимум курировала этот процесс. В пользу такой версии выступает увольнение Самата Абиша с должности первого заместителя председателя КНБ, а позднее – его старшего брата Кайрата Сатыбалды, некогда также работавшего в КНБ.

Почему племянников Назарбаева связывают с проявлениями религиозного экстремизма, но осуждены они были только за экономические преступления? Общеизвестно, что Сатыбалды в свое время объявлял о создании религиозной партии, а позднее, в 2019 году, открыл исламский центра в честь самого себя, где были довольно высокопоставленные гости из соседних стран, Турции и РФ. Такое вовлечение в религиозную среду высокопоставленных чиновников и влиятельных должностных лиц спецслужб вызывает резонное подозрение в непосредственном влиянии представителей госструктур на радикальные и экстремистские элементы в Казахстане.

Конечно же, наши спецслужбы выполняют свою работу добросовестно, иначе терактов было бы кратно больше. Однако в их среде не все так однозначно. Человеческий фактор влияет и на «чекистов».

Только через качественное образование мы сможем изменить ситуацию в религиозной сфере, а также в подготовке кадров для специальных служб. Да, могут возникнуть коллизии в плане запрета вмешиваться в деятельность религиозных объединений, но эту коллизию можно решить, четко и глубоко проработав принцип светскости. Не секрет, что светскость понимается лишь как невмешательство во внутренние дела религиозных образований, хотя процедуры регистрации и правила экспертизы религиозной литературы уже является вмешательством.

Светскость предполагает равноудаленность от любых специфических идеологических, включая религиозных, доктрин. Государство должно внедрять законы, исходя из интересов всего народа, а одним из важных интересов является безопасность населения и системы управления страны. В этом смысле, вмешательство в религиозный образовательный процесс не просто необходимо со стороны государства, но и обязательно.

Серик Рысжанов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.