История цивилизации непокорной степи - Exclusive
Поддержать

История цивилизации непокорной степи

Мы хорошо знаем историю Древней Греции или тайны французских королей, но ничего – о собственной истории. Откуда казахский орнамент на стенах Софийского Собора? И почему в наших степях ещё в 14 веке делали прививки от чумы и холеры?

В Казахстане вышла уникальная серия книг «История цивилизаации непокорной степи». Ее составителиГульнара Капекова, доктор исторических наук, профессор, академик МАИН и Мухамбедия Акишев, учёный секретарь «Союза учёных Казахстана» попытались ответить на вечный вопрос – кто же такие казахи? Но ответить на этот вопрос невозможно, не зная тайн кумыса.

Все началось в декабре 86-го

В 1986 году Капекова Гульнара читала политэкономию в Талдыкорганском зооветтехникуме. «Студенты сбежали с лекций и пошли на демонстрацию, среди них были русские, казахи, немцы, корейцы…Мне кажется, для них это стало поводом для коллективного прогула, но после этого первого политического урока в их интернациональном сознании возник перелом. Молодёжь захотела узнать, кто они, где их национальные истоки».

– Сама я не казашка, считаю себя «советской», но замужем я была за казахом. И тогда, в 1986-ом, я впервые задала себе вопрос: кто же такие казахи? Поиски привели меня в Ленинград, где случай свёл меня с Л. Гумилевым. В то время не было компьютеров, сотовых телефонов, все нужно было переписывать вручную. Был какой-то аппарат, выполняющий функцию ксерокса, но, чтобы получить 5 копий (это был максимум), нужно было простоять громадную очередь. Поэтому мы все переписывали вручную, утром я приходила в библиотеку первой и уходила последней. В один из дней меня нечаянно «забыли» в библиотеке, и я там провела ночь. Так я обратила на себя внимание женщины, работавшем в этом зале. Вскоре она пригласила меня к себе на дачу, где и произошла встреча с Львом Гумилевым. Тогда Гумилёв был для меня только сыном Анны Ахматовой. В его доме собирался художественный бомонд, поэты, писатели, художники, барды, шли захватывающий беседы. Но, несмотря на это, я шла в библиотеку.

В архиве я находила материалы с пометками Олжаса Сулейменова по книге «Аз и Я», труды Марты Брилл Олкотт, тогда еще мало известной в Казахстане… Это была все новые открытия, которые вызывали во мне досаду собственным невежеством.

Так появилась идея первой книги «Опыт исследования древней истории Семиречья». Я не историк и мне нужна была рецензия, но в то время практически ни в одном институте не было кафедры изучения истории Казахстана, везде были кафедры «Истории КПСС». Асыл Осман вызвалась мне помочь и привела меня в Институт археологии, где познакомила с Карлом Байпаковым. Я дала ему свой материал, он мне через неделю вернул его и сухо сказал: «Можете использовать в своих лекциях». Тем не менее, так началась наша дружба. За 30 лет мы участвовали в ряде совместных проектов, и даже работа над четырёхтомником была обговорёна с Карлом Молдахметовичем. Работа была завершена 2018 году, но пандемия расставила свои приоритеты.

Судьба мне подарила много встреч с уникальными, выдающимися людьми: Нафиса Кенесарина, Казбек Мурзабулатов, Яхия Аубакиров, Кенес Нурпеисов, Кемаль Акишев, Манаш Козыбаев, Карл Байпаков, Ирина Ерофеева, Калия Несипбаева, Мурат Гильманов, Олжас Сулейменов, Нуриля Шаханова, Булат Кумеков, Мурат Ауэзов, Малгожата Туар Оборон, Сунита Двиведи , Людмила Пацукова, Оразалы Сабден, Валентина Верещагина, Назгуль Байгабатова, Бахредден Нугман, Наталья и Мыкола Сологуб – это работа была бы невозможна без участия этих людей, они великодушно отдавали своё время и делились знаниями.

Верно замечание Н.Рериха о том, что право на авторство любого произведения искусства, культуры, науки не может присвоить отдельная личность. Как все окружающее, воздействуя на этого художника, творит через него, то и всякая культура не является плодом усилий одного этноса. Именно эту мысль мы пытались донести до своих читателей на примере истории Семиречья –Жетысу. Отдельно взятая цивилизация не может развиваться обособлено, в каких бы формах она не формировалась – может быть лишь Мировая Цивилизация.

Кто из нас не восхищался Древней Грецией, Великим Римом, Спартой, древними цивилизациямимайя, шумеров? Мы знали историю семьи Романовых, знали тайны французских королей. Но где наша история? «Мы (казахи) свободно бродили по земле…?» А золотой воин? Это историческая реальность! А наш казахский орнамент на стенах Софийского Собора? А откуда в Государственном музее Каира рядом с первыми шахматами наши асыки? А Пазарыкский курган, странные картинные галереи на скалах, где изображены колесницы, всадники со знамёнами, сценами охоты и множеством животных, созданные тысячи лет назад до Александра Македонского? Почему яблоко переводится «алма» – «не бери» Что это!?Почему казахи любят той? А знаете ли вы, что в наших степях оказывается ещё в 14 веке, делали прививки и в наших средневековых городах люди не гибли от чумы и холеры? Что из себя представлял интернет в 9-14 веке? Даже древние трактаты говорят, что Архимед «принес свои знания с востока».

«АзиЯ» – первый салют свободы

До декабрьских событий «АзиЯ» была первая книга, которая всполохнула нас всех. Напомню, что историк Ермахан Бекмаханов в 1951 году был арестован по обвинению в «буржуазном национализме» за работу «Казахстан в 20–40-е годы XIX в.». В ней восстание, поднятое против российских властей казахским ханом Кенесары Касымовым, было названо «национально-освободительным движением казахского народа», а не «феодально-монархическим». За эту книгу в декабре 1952 года Ермухан Бекмаханов был признан виновным и приговорён к 25 годам тюрьмы. После смерти Сталина в феврале 1954 года удалось добиться освобождения Бекмаханова, но это надолго отбило у всех охоту заниматься национальной историей. Колонизация Казахского ханства Россией, затем строительство интернационального государство привели к тому, что мы забыли богатейший язык мира – казахский, нашу тысячелетнюю историю, с ее самобытными обычаями и традициями.

В течении 30 лет мы занимались исследованием истории Семиречья. Большое влияние на меня оказывал Кенес Нурпеисов, мой научный руководитель. В 2003 году он мне сказал: «пиши региональную историю. Это новое направление в исторической науке – мало изученное». Жетысу – сакральный край.

«История в камне»

1-ая книга Мухамбедия Акишева называется «История в камне». В неё вошли научно-справочные материалы и статьи о памятниках археологии, истории, градостроительства, архитектуры эпохи бронзы, раннего железного века. В ней использованы материалы археологических исследований археолога А.А. Горячева и его коллег.

«Вообще самая правдивая история – это история в «камне» – ее невозможно изменить, – рассказывает ученый. – Трактовок, мнений может быть множество, но артефакты – это объективная реальность. Очень много петроглифов на территории Жетысу относительно известны, но немало и тех, которые практически не изучены.

В 90-е годы была предпринята попытка создания свода памятников Алматинской области. По просьбе Карла Молдахметовича студенты нашего института проводили этнографические экспедиции и отправляли этот материал в институт археологии. Увы, боюсь, что многие памятники остались похоронены под новыми дорогами или даже разграблены. А уцелевшие остатки древних великих городов смывают дождь и снег. Пример тому Койлык – столица Карлукского государства, где на одной площади толерантно разместилась Буддийский храм, Исламская мечеть и Христианская церковь, где молились послы короля Людовика и папы Римского. В городе был дворцовый комплекс с банями, монетный двор, базары, мастерские ремесленников, от набегов неприятеля территорию города защищала 4-метровая крепостная стена, прилегавшая к подножью гор. Койлык (по-другому Каялык) был важным политическим, экономическим и культурным центром карлуков на Великом Шёлковом пути.

49 статусов казаха

Вторая книга «Степная история» – это классическая история Жетысу. Мне смешно слышать о том, что до Казахского ханства у нас не было государственности. Напротив, наши предки были законодателями мод в Европе и в Китае во дворцах императоров и коганов – об этом есть информация во втором томе. В него вошли статьи и материалы о средневековых государствах, существовавших в тюркский период на территории Жетысу, о роли Великого шёлкового пути в распространении торговли, знаний, религии, ремёсел и инноваций. Есть материалы по исследованию военного искусства наших предков, оружия, доспехов. Обучение и одомашнивание лошади тоже было начато народами, проживающими на территории современного Казахстана.

Также в эту книгу вошли материалы об образовании Казахского ханства, его родоплеменной структуре, этническом составе, о статусе казаха. Мы считаем, что статус казаха уникален – каждые мужчина и женщина имеет порядка 49 статусов. Он, во-первых, сын, отец, муж, брат, племянник, со стороны жены и мужа – кудалар – особое понятие родства. При этом были традиционные понятия, регулирующие родственные связи. Мир не знает другого народа, который обладает таким уникальным свойством. И мы высказали идею о том, что, возможно, Казахское ханство было объединено не только территорией, но и родственными союзами (ағайын-туыс, боле, қуда, жиен). Каждый статус «родича» имел свои права и обязанности «Қайын жұртыңды қадыр тұт», и многое другое. Народ знает о них и очень бережно к ним относиться. Конечно, междоусобные войны были, но при появлении общего врага они всегда объединялись. Наши предки были очень мужественными, свободолюбивыми, поэтому они умели воевать. Даже на мирные собрания они приходили в воинском снаряжении, без которого у них не было права голоса. Что касается положения хана, то его статус был высок, но по законам степи высшей инстанцией было решение биев. Именно бии были основателями традиционных устоев казахского общества.

«История цивилизации».

Юрта – уникальное творение нашего народа. Мироздание, обычаи традиции орнаментальное искусство заложено в самой сакральности жилища протоказахов. В третьей книге описывается рунический алфавит древних тюрков, памятники древней письменности, тайны орнамента, их биологический и экономический код. Аналогов наскальным рисункам, балбалам, тамге, звериному стилю нет в мире. Изысканность доспехов золотого воина говорят о развитых ремесленных технологиях, уникальных сплавах, торговле и банковской системе. Кстати, знаменитая «дамасская сталь» выливалась в Талхизе (Талгаре), и только, а затем продавалась по Шёлковому пути в Дамаск.

Наша земля – одна из чудес света, не напрасна она названа святым числом 7. Человек всегда искал землю «обетованную», где много гор, рек, озёр и родников с чистой, целебной водой. Жетысу хранит огромное количество легенд и преданий. Нашими тюльпанами в Европе короли украшали свои короны. А горной форелью любила лакомиться царица Елизавета. Озеро Балхаш – Аль Идриси называл его Горгуз, Мухамед Хайдар – Кокча Тенгиз. На его островах гнездятся птицы со всего мира: розовый пеликан, фламинго, черноголовый хохотун, реликтовая чайка… Загадочные замки, созданные ветром, Чарынский Каньон, реликтовые рощи, чайки, яблони – их генетическому коду миллионы лет! Но их самый страшный враг – человек.

«Общественная история Семиречья».

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя…, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.»

Четвертая книга включает материалы о об истории Семиречья конца 19-начала 20 веков: колонизация, столыпинская реформа и ее последствия, переселенцы, разрушенный многовековой уклад казахского народа, национальная борьба за свободу 1916 года, правительство Алаш-Орды, Великая Октябрьская социалистическая революция, НЭП, сталинская модель социализма… Сложное, тревожное время. Дать оценку сегодня не просто, поэтому материал полностью даётся в первоисточниках.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.