К чему ведет китайское вторжение в автопром?
Китайский автопром ворвался на казахстанский рынок всего пару лет назад. До 2021 года наши автолюбители с трудом представляли себе, как выглядят автомобили из Поднебесной, и уж тем более совершенно не собирались их покупать. Однако все изменилось буквально за мгновение: те марки, которые стояли в топах продаж, ушли с рынка, уступив место новым и неизведанным «китайцам». Что же произошло?
На самом деле, китайские автопроизводители – уникальны. Они вынуждены обеспечивать автотранспортом миллиарды людей по всему Китаю, да к тому же учитывать не просто количество, но и запросы населения. Когда я первый раз оказалась в Шанхае, была максимально удивлена разнообразием автомобилей (большая часть которых была мне либо неведома, либо больше походила на скрещивание различных известных брендов).
Не секрет, что у китайцев особые запросы к автомобилям (к примеру, это единственная страна в мире, где есть BMW 3 серии или Mercedes-Benz C-class с удлиненным кузовом). Поэтому многие автомобильные бренды не просто привозят свои автомобили в Китай, а ставят здесь заводы.
Впрочем, заводов и мощностей вполне хватает и у самих китайцев. Если верить отчетам аналитических компаний, за 2022 год во всем мире было продано 78,4 миллиона новых легковых и легко-коммерческих автомобилей. Из этого количества 27 млн единиц принадлежит… Китаю. Сейчас это самый развивающийся автомобильный рынок, который не только обеспечивает автомобилями огромную страну, но и активно работает на экспорт, контролируя практически четверть мировых продаж новых автомобилей (в прошлом году с заводов Китая на внешние рынки ушло 3,11 миллиона машин).
Для справки:
Если верить мировым прогнозам, уже к 2030 году Китай будет экспортировать в различные страны мира до 5,5 миллиона автомобилей, 2,5 миллиона из которых могут быть электрическими.
Казахстанские автолюбители долгое время сторонились китайского автопрома, несмотря на географическую близость наших стран (чем приводили в недоумение россиян, у которых «китайцы» появились на рынке гораздо раньше и уже заняли определенную нишу в продажах). Все дело в том, что у нас за последние 20 лет сложился не совсем положительный опыт общения с брендами из Поднебесной. Они приходили, уходили, «бросали на произвол судьбы» тех, кто все-таки купил себе Geely или Chery тех лет…
Кроме того, сами автомобили не были примером для подражания: откровенно страшный дизайн, дешевые материалы (и металл, и пластик, и все остальное), отсутствие каких-либо современных опций, сложности с сервисным обслуживанием… Привлечь могло одно – конкурентная цена. Но и то не всегда. В общем, все это вкупе прочно забаррикадировало в нашем сознании сам факт покупки китайского автомобиля.
И вот пришел 2021 год. Казахстанский автомобильный рынок буквально задохнулся от нехватки самых популярных и самых продаваемых автомобилей – LADA, Renault, Nissan и другие бренды внезапно перестали поставляться в нашу страну, так как заводы в соседней России прекратили их производство. Kia и Hyundai местной сборки провалились в продажах, потому что не пришли машинокомплекты с российских заводов, – им просто нечего было собирать. Пришло время «китайцев».
По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году именно Китай стал одним из главным поставщиков легковушек на наш рынок. Только за два первых месяца года к нам было ввезено 4959 автомобилей из Китая (что почти в 10 раз больше, чем за такой же период прошлого года). А в мае по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса в ТОП-10 продаж вошли сразу четыре представителя китайского автопрома: Chery (4 место), HAVAL (5 место), Changan (6 место) и EXEED (8 место), подбирается к ним и еще один «китаец» – Geely (11 место).
И это не просто цифры – все эти автомобили можно наблюдать на наших дорогах, причем не только в крупных городах, но и далеко за их пределами. Соотношение цены, качества и гарантии (некоторые китайские бренды дают до 5-7 лет гарантии на свои автомобили) делает свое дело. И мои слова легко подтверждает автоблогер Дияс Валихан, который сам не так давно стал владельцем китайского кроссовера Chery Tiggo 7.
Дияс Валихан, автоблогер:
– Китайский автопром появился в нужное время и в нужном месте. Во время пандемии, когда нарушились логистические цепочки во всем мире, включая Казахстан, прогнозируемо случился дефицит машин. И только у китайских производителей на тот момент все было хорошо. И они в короткий промежуток времени появились в Казахстане, причем не отдельными автосалонами, а огромными сетями. Конечно же, китайский автопром отличается от тех же «японцев» или «корейцев», причем не всегда в лучшую сторону. Однако его стоимость, которая, как правило, на 15–20% ниже, делает их весьма привлекательными объектами для покупки. И, судя по продажам, можно сделать вывод, что многие люди готовы закрывать глаза на различные нюансы китайских автомобилей виду более привлекательного ценника.
Уже сейчас доля новых авто из Китая на нашем рынке – 10–12% (по данным Бюро национальной статистики). И вполне возможно, что в ближайшие несколько лет она возрастет до 30-35%, и тогда это можно будет называть уже экспансией. Китай предлагает нашим автолюбителям широкий спектр автомобилей, который может удовлетворить практически любые потребности – от малолитражных кроссоверов до настоящего китайского люкса, качество и исполнение которого сродни европейскому премиум-классу (а иногда и выше).
Конечно же, до сих пор живы в памяти определенные стереотипы, связанные с китайскими автомобилями: ненадежность, неликвидность, проблемы с запасными частями и сервисом. «Сарафанное радио» быстро разносит примеры, когда люди по несколько месяцев ждут медиасистему, монитор которой поцарапал ребенок, или кузовную деталь, поврежденную в ДТП. И все это действительно имеет место быть и ситуация изменится лишь тогда, когда бренды из Поднебесной оформят себе кредит доверия на нашем рынке. И создадут полноценную инфраструктуру по поставке запасных частей и оборудования. А для этого нужно время.
Если же говорить о перспективах китайского автопрома в Казахстане, то они довольно радужные. Сейчас в Казахстане официально представлено девять китайских брендов: Geely, Chery, Changan, Exeed, Haval, JAC, Jetour, FAW и Hongqi. Будут еще – возможно, не в таких количествах, как в первые годы, но точно будут. И у каждого из этих брендов есть свои «тузы в рукавах» для покорения публики и удержания рынка.
Дияс Валихан, автоблогер:
– Сегодня у «китайцев» есть предложения, которые не имеют аналогов у других брендов. Возьмите, к примеру, рамный внедорожник TANK 300 в полной комплектации за 20 млн тенге. У него нет конкурентов на рынке (не считая утилитарный «УАЗ»), а ближайшая альтернатива – Toyota Prado, который даже в минимальной комплектации, «пустой», будет дороже на 50%. Разница между автомобилями – колоссальная. И думаю, что выбор очевиден.
Конечно же, рост не постоянен. Уже сейчас постепенно налаживаются поставки корейских и японских автомобилей с заводов-производителей, они со временем закроют образовавшиеся «дыры» и отберут часть рынка у «китайцев». Однако свою нишу и своих фанатов, любителей и последователей китайский автопром уже заполучил. После первой волны, которая принесла на наш «берег» практически одни кроссоверы, пикапы и внедорожники (если мы говорим об официальном рынке), грядет вторая. Она познакомит нас с городскими седанами и лифтбеками, которые готовы составить конкуренцию именитым моделям из Кореи и Японии. С одним из них – Changan Uni-V – мы познакомимся уже на этих выходных и скоро расскажем о нем на Exclusive.kz.
Дияс Валихан, автоблогер:
– Есть и еще одна фаза экспансии «китайцев» на наш рынок: строительство заводов. Уже в процессе постройки два больших завода – у «Астана моторс» (с планами 90 000 машин в год) и у Orbis Auto. Если все пойдет по плану, уверен, что многие пересядут на китайские автомобили. Перспективы работают в их пользу. А китайцам останется только удерживать и увеличивать долю рынка, с чем они легко справятся.
P.S.
В завершение материала хотелось бы упомянуть и про еще одну «волну» из Китая – автомобили на альтернативном топливе. В самом Китае сейчас наблюдается активный спрос на электромобили, «гибриды» и автомобили на водородных топливных элементах. Только за первый квартал 2023 года было продано 1,58 миллиона таких машин (что на 26,2% больше, чем в прошлом году).
На наш рынок сейчас активно попадают лишь китайские электромобили. Сейчас, пока у нас действует беспошлинный ввоз, авторынок буквально раздуло от «серых» китайских электрокаров. Произвел настоящий фурор ZEEKR 001 (сейчас о нем не слышал только ленивый), впечатляют и забирают аудиторию у «европейцев» китайские премиальные бренды, вроде Hongqi.
Дияс Валихан, автоблогер:
– Люди хотят видеть и иметь разные машины, и вот появился китайский премиум! Я лично знаю массу примеров, когда люди пересаживались на эти китайские электромобили с «европейцев» или «японцев». Ведь по цене «Камри» вы получаете нечто уникальное, экологичное, технологичное и необычное.
1 Комментарий
Население Казахстана будет рада снижению цен на новые авто и неважно из Китая они или еще откуда то, единственные кто переживает это те кто получал 200% маржу от субсидий и продажи авто , но видимо врямя этих рвачей денег под лоббирование прикрытием их со стороны государства и депутатов должно однажды закончиться , вместе с антинародными законами основанные на неподдержанных никакими действиями указанных причин сбора, утилизации нет ни сельхоз техники ни автомобилей ни грузовых машин, а идет просто сбор денег с населения. Из за чего автопарку 40-30 лет, который обновили из Германии и других стран 20 лет назад