Как Александр Невский стал символом православия и колониализма
«Установка памятника Александру Невскому является продолжением российской пропаганды на территории Казахстана, продвижением так называемого «русского мира», – считает доктор исторических наук Талгат Жумаганбетов.
Известно, что Александр Невский является одним из православных святых, отстоявших вместе с монголами в середине XIII века православие перед католичеством на территории Руси. Его рака находится сейчас в Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге.
– Но сейчас это диссонирует с ситуацией, – считает историк. – Все ведь знают, что Русская православная церковь поддерживает войну в Украине.
– Можно ли узнать подробности об этой исторической личности?
– Начнём с того, что отцом Александра Невского был Ярослав II, один из многочисленных сыновей великого князя Всеволода Большое Гнездо. К моменту, когда монголы вторглись на территорию Владимиро-Суздальских княжеств, Юрий Всеволодович, старший брат Ярослава, был великим князем Киевским, то есть самым старшим из князей.
И вот одна интересная вещь: у них была тюркская система передачи власти, так называемые лествичное право, когда власть передавали не от отца к сыну, а младшему брату, как в тюркских государствах. Русские историки называют это хазарской традицией, более того, первые русские князья (приглашенный из Скандинавии Рюрик, Игорь, Олег – вплоть до Владимира) носили титулы каганов.
Ярослав Всеволодович женился на девушке, которая наполовину была половчанкой. По нашему, нагаши атасы (дед по отцу) Александра Невского – половецкий князь Котян был кипчаком.
Александра Невского изображают похожим на актера Николая Черкасова, сыгравшего главную роль в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». То есть высоким, худым, остролицым. Но на самом деле точно установлено, что его рост составлял всего 160 см. Сохранилась рака (металличесикй гроб для знатных людей). Когда он умер в 1263 году, его похоронили в главном из соборов Владимира (кстати, копия этого собора стоит в Московском Кремле). Так вот, та рака соответствует его росту – 160 с. Она, конечно, могла быть и больше, если бы он лежал там с подогнутыми ногами, но у русичей такого обычая не было.
Что касается внешнего облика, то его восстановить было невозможно, потому что кости Невского будто бы сгорели, когда молния ударила по собору. В летописи тех лет сохранилась запись о том, что «лет через 10 или 12 Владимирский хан сгорел вместе с костями». Но в те времена была охота на мощи святых и, скорее всего, когда собор развалили, их разобрали в качестве охранителя, оберега сами русские. Хорошо сохранившуюся металлическую раку, в которой хоронили Невского, перенесли в Москву, а затем по приказу Петра Первого в Петербург, где она сейчас и стоит в Александро-Невском монастыре.
Так вот о внешнем облике. У его младшего сына Даниила было два отпрыска – Юрий по прозвищу Московский и Иван по прозвищу Калита. С последнего и начинается официально династия великих князей Рюриковичей, которые потом станут царями.
Могила Ивана Калиты находится в Московском Кремле. В 30 годах прошлого века антрополог и скульптор Михаил Герасимов сделал реконструкцию его облика, который потом тиражировался в школьных учебниках истории СССР то ли за шестой, то ли за седьмой класс. Меня тогда еще поразила монголоидность черт этого Ивана Калиты. Позже я пытался найти фото той реконструкции, но – увы! – интернет-пространство молчит на этот счет, то есть найти не удалось.
– Но с чего же началось восхождение Александра Невского к лику святых?
– В 1237 году на земли Владимирского княжества пришел небольшой монгольский корпус. Понятное дело, что завоевать одним махом почти 30-миллионный к тому времени народ было невозможно. Поэтому монголы их покоряли – началась серия разорительных походов, чтобы сломать возможность сопротивления. Между 1237 и 1240 годами было три больших нашествия. Во время первого (зимой 1237-1238 годов) Юрий Всеволодович, дядя Александра Невского, погиб и великим князем Владимирским стал его отец Ярослав Всеволодович. Потом был поход на Брянск и Суздаль. Эти земли были покорены в следующем году, а в 1241 году был покорен Киев, после чего начался поход в Западную Европу.
То есть, завоевывая эти земли, монголы не оставляли там своих гарнизонов. Они разоряли, покоряли и отходили в район, где сейчас находится современная Казань. Там была их основная военная база, откуда они совершали эти свои походы. В конце концов получилось так, что русские князья решили, что им лучше выразить свою покорность и получить ярлык – грамоту или защиту.
– От кого?
– Дело в том, что узнав о том, что русские земли разорены, католики начали интересоваться православными землями. И получилось, что часть русских князей организовала так называемую католическую оппозицию. В нее вошло довольно большое количество людей, в том числе Андрей, младший брат Александра Невского, галицкий князь Даниил Романович, его брат Василько и другие. Эти люди решили бороться против монголов, заручившись поддержкой Папы Римского, который обещал им помощь. Но другие князья встали на сторону православия, решив при этом опираться на монголов.
Самым первым на поклон к ним пошел (в 1243 году) Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Он получил от монголов право на великое княжение, договорившись о 10-процентных налоговых выплатах. Вслед за ним потянулись остальные русские князья, которые не захотели получать помощь от католиков, но хотели положить конец монгольским походам. Но это подданство было примерно тем же самым, на что рассчитывал хан Абулхаир, когда казахи приняли российское подданство: хотели получать гарантию защиты от внешних угроз, сохраняя при этом независимость.
После смерти отца Ярослава Всеволодовича в 1246 году Александр Невский продолжил эту линию. Они вместе с братом Андреем (тогда они еще были вместе) поехали в Орду, в Каракорум, столицу Монгольской империи, за властью. Их обоих назначили великими князьями. Александр получил Киевское княжество, которое считалось более старшим, но разоренным, а брат – Владимирское. Но Андрей позже поднял антимонгольское восстание, которое было раздавлено. Помня о своих скандинавских корнях, он бежал в католическую Швецию. И если до этого острых противоречий между католиками и православными не было, то здесь как раз и наступил такой момент, когда православная церковь поняла, что ее могут вытеснить с арены. И с этого момента начинается противостояние между разными ветвями христианства, которое продолжается до сих пор.
Католики попытались предложить синтез – греко-католический вариант, и в середине XIII века появляется греко-католическая церковь во главе с Папой Римским. Однако это было воспринято как угроза православию на территории Руси. И она (православная церковь) попросила помощи монголов для того, чтобы сохранить свою религиозную самобытность и влияние. Александр Невский стал ярым проводником этой политики. Поэтому-то сегодняшние церковники его очень любят и защищают, несмотря на то, что он кроваво подавлял восстания самих же русичей.
Он, по сути, был обычным колониальным чиновником, назначенным монголами. После того, как брат Андрей поднял мятеж против них, Александр Ярославович стал великим князем Киевским и Владимирским, и умер в этом ранге. Более того, стал кровным братом Сартака, старшего сына Хана Бату (Батыя). Между ними был проведен обряд анда: они поклялись поддерживать друг друга, испив из одного сосуда кумыса, окропленного их кровью. Так они стали назваными братьями и Александр Невский был принят монгольской аристократией, стал ее членом, и у него в принципе были такие же функции, как и у монголов.
Как личность он не был никаким святым. То, что Александр Невский вместе с монголами покорял народы и подавлял любые антимонгольские восстания и мятежи, в том числе и собственного народа, – общеизвестный исторический факт. В этом он иногда даже опережал монголов. Но сейчас это преподносится так, что если бы пришли монголы, то русским было бы гораздо хуже. Не знаю, как это было бы на самом деле, но Александр Невский действовал чисто в монгольских традициях. Но, с другой стороны, и он это, наверное, осознавал, был одним из хранителей устоев русской православной церкви вместе с другими князьями, которые остались верны ей, Александр Невский спас в XIII веке РПЦ от католичества. Именно поэтому он сегодня символ продвижения православия и колониализма.
– Насколько оправдана установка памятника Александру Невскому в Казахстане, инициированный русской православной церковью?
– Думаю, это неправильно. Во-первых, Александр Невский не имеет никакого отношения к территории Казахстана. Вернее, в те времена, когда он жил, не было ни России, ни Казахстана. Во-вторых, он, в первую очередь, человек, который имеет отношение к русской православной церкви, которую он когда-то спас от вытеснения ее католицизмом. Но в данный момент то, что происходит (я имею в виду установку памятника), мне кажется, является продолжением российской пропаганды на территории Казахстана, продвижением так называемого «русского мира», который сейчас, честно говоря, очень сильно подмочен. Все ведь знают, что Русская православная церковь поддерживает войну в Украине. Поэтому этот памятник сейчас совершенно ни к чему. Он диссонирует со временем, с ситуацией и с настроениями в обществе.
Комментариев пока нет