Как долго экономика будет способна Запада поддерживать Украину - Exclusive
Поддержать

Как долго экономика будет способна Запада поддерживать Украину

Совершенно очевидно, что Украина не может продолжать войну без поддержки стран Запада. Страна нуждается и военной, и в гуманитарной, и экономической помощи. Поэтому Владимир Путин рассчитывает на то, что развязанная им война создаст для западных стран такие экономические проблемы, что они окажут давление на Украину с тем, чтобы она заключила мир на путинских условиях.

Действительно, если говорить об Европе, то война уже оказывает свое отрицательное влияние на экономику европейских стран.

В мае 2022 года в своих обзорах экономических перспектив INSEE (Institut national de la statistique et des etudes economique, Национальный институт статистики и изучения экономики Франции (НИСИЭФ)) опросил компании в обрабатывающей промышленности и строительстве о связи между любыми трудностями в цепочке поставок, с которыми они столкнулись, и войной в Украине. В обоих секторах около 30% компаний заявили, что их производство ограничено трудностями в цепочке поставок, связанными, прямо или косвенно, с войной в Украине (Focus – The war in Ukraine has intensified supply chain difficulties inindustry and building construction − War and Prices | Insee)

Рисунок 1. Распределение компаний в обрабатывающей промышленности и строительстве во Франциям по сложностям в цепочках поставок. Заимствовано из июньского обзора экономических перспектив INSEE

Еще одна проблема, которую западным странам придется решать прямо сейчас – это рост военных расходов. Дело не только в том, что война в Украине может перерасти в общеевропейскую или мировую – это возможно, но вероятность такого исхода пока еще низкая, – но и в том, что военное обеспечение Украины полностью становится заботой западных стран.

Военные расходы ведущих западных стран

На графиках ниже отображена динамика военных расходов ведущих западных стран к 2010 г.

Рисунок 2

В Германии военные расходы с 2011 по 2020 гг. росли в среднем на 5.3% в год; во Франции – на 3.3% в год; в Великобритании – на 0.8% в год; в США они снижались на 0.1% в год. Таким образом, до сих пор они были не очень обременительными. Сейчас же, когда Украина остро нуждается в их помощи, эти расходы значительно вырастут. Дело в том, что больших запасов военной техники, снаряжения и боеприпасов у этих стран, может за исключением США, нет.

США уже приняли закон о ленд-лизе и у Дж. Байдена более или менее развязаны руки – он может оплачивать военные заказы для Украины за счет федерального бюджета. Причем, за закон голосовали представители обеих партий. Поэтому, даже если демократы проиграют промежуточные выборы, то больших проблем с военной помощью Украине быть не должно.

В европейских странах все немного сложнее. В Великобритании идет смена лидера консервативной партии и, соответственно, премьер-министра. Судя по всему, больших перемен в политике поддержки Украины, кто бы у консерваторов не победил, быть не должно. И Риши Сунак, и Лиз Трасс обещают, что будут помогать Украине. Но для расширения помощи надо вносить изменения в бюджет, до чего вряд ли дойдут руки раньше второй половины сентября.

Во Франции партийный блок Э. Макрона сохранил большинство в Национальном Собрании, но не абсолютное, а относительное. А значит, могут быть большие проблемы с одобрением роста оборонных расходов в бюджете. Левые, Меланшон, и крайние правые, Марин Ле Пэн, хоть и осуждают агрессию России против Украины, но скептически относятся к военной и финансовой помощи для этой страны.

В Германии вообще все непонятно. Вроде бы существует межпартийный консенсус о выделении помощи для Украины. Но на деле особой помощи пока невидно.

Надо понимать, что, во-первых, рост военных расходов всегда разгоняет инфляцию. Это не так заметно, когда экономика находится в благополучном состоянии. Но не сейчас, когда инфляция в странах Запада бьет рекорды.

Во-вторых, дополнительные расходы бюджета могут быть только за счет роста налогов либо роста государственного долга, либо сокращения других расходов. Добиться согласия парламентариев будет очень сложно.

Вся эта неопределенность, можно предположить, укрепляет оптимизм В.В. Путина на счет исхода войны в Украине.

Рост цен

В Европе и США цены бьют очередные рекорды. На рисунке 3 отображена динамика потребительских цен с января 2018 г. по июнь 2022 г.

Рисунок 3

Мы видим, что инфляция заметно замедлилась в период пандемии, что не удивительно – потребительский спрос заметно снизился на фоне карантинных ограничений. Как только они стали ослабляться в начале 2021 г., цены пошли вверх. Сильнее всего они выросли в Польше – стране, принявшей наибольшее количество украинских беженцев.

Главная компонента инфляции – это рост цен на энергоресурсы, в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 4.

В США в июне этого года цены на энергию выросли по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 41.6%. По Евросоюзу в целом (май к маю) – на 37.7%.

Рисунок 4

Значительный рост цен показывают и продовольственные товары (рисунок 5).

Рисунок 5

Война и введенные санкции, несомненно, внесли свой вклад в разгон потребительских цен. Но главный фактор – взрывной рост потребительского спроса после пандемии, к которому правительства западных стран оказались неготовыми.

Пара слов про импорт природного газа из России. Безусловно, если В. Путин примет решение о прекращение поставок газа в Европу, ей придется несладко. Но, как уже писал в предыдущей заметке (Как долго российская экономика выдержит войну с Украиной? – Exclusive), полностью закрыть экспорт в Европу равнозначен сокращению добычи и массовым увольнениям в Газпроме. Российское руководство на это пойти не может. Собственно говоря, несмотря на все европейские страхи, Газпром возобновил 21 июля 2022 г. прокачку газа по Северному потоку – 1. Но В. Путин будет использовать газ как инструмент политического давления и Газпром время от времени будет снижать, а то и прекращать полностью, поставки газа в Европу.

Рост экономики или рецессия?

Мировая экономика испытывает определенные сложности. Уже очевидно, что такого восстановительного роста, который прогнозировали в конце прошлого, начале этого года, не будет – глобальный экономический рост заметно затормозил. Как пишет Лоуренс Бун, главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития, «По нашим прогнозам, мировая экономика резко ослабнет. По нашим оценкам, мировой рост составит 3% в 2022 году – по сравнению с 4.5%, которые мы прогнозировали в декабре прошлого года, – и 2.5% в 2023 году. Прогнозы инфляции в настоящее время составляют почти 9% в странах ОЭСР в 2022 году, что в два раза больше, чем мы прогнозировали ранее. Повышенная инфляция по всему миру подрывает реальные располагаемые доходы и уровень жизни домашних хозяйств и, в свою очередь, снижает потребление. Неопределенность сдерживает инвестиции в бизнес и угрожает ограничить предложение на долгие годы. В то же время политика Китая по борьбе с Covid продолжает оказывать давление на глобальные перспективы, снижая внутренний рост и нарушая глобальные цепочки поставок» (Editorial: The price of war | OECD Economic Outlook, Volume 2022 Issue 1 | OECD iLibrary (oecd-ilibrary.org)).

В тоже время, сам ОЭСР не прогнозирует рецессии – экономический рост будет медленным, но положительным.

Рисунок 6

Примечание: данные правее пунктирной линии прогнозные.

Увеличение военных расходов может помочь экономическому росту, правда, при этом, будет подталкивать цены вверх.

Таким образом, экономика западных стран не в блестящем состоянии. Но, в то же время, демонстрирует достаточную устойчивость к внешним шокам, в том числе, газовому шантажу со стороны В. Путина.

На интенсивность помощи со стороны Запада Украине больше будет влиять не реальное состояние экономики, а ее политически ангажированные интерпретации, что мы наблюдаем прямо сейчас.

Картина станет более ясной осенью, когда будут приниматься бюджеты на следующий год. Если в них будет заложен существенный рост военных расходов, то это будет означать, что в 2023 г. военная помощь Украине будет нарастать. Если военные расходы не вырастут, то помощь останется на текущем уровне или ниже.

Но первое более вероятно, чем второе. И надо помнить, что восстановление китайской экономики окажет положительное влияние на мировую экономику в целом и в значительной мере компенсирует потери, связанные с войной в Украине.

Все говорит в пользу того, что, к сожалению, война продолжится и в следующем году.

Жарас Амехтов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *