Как казашка подала в суд на чешского президента
Джамиля Стехликова, чешский политик родом из Казахстана, находится сейчас в затяжном судебном процессе с экс-президентом Чехии Милошем Земаном. Два предыдущих процесса закончились успехом. Впереди – третье судебное заседание. Если Зееман докажет, что он никогда не поддерживал путинский режим, не злоупотреблял алкоголем, не сквернословил в прямом эфире и т.д., то нашей землячке придется выплачивать ему моральную компенсацию в миллион крон.
– Судебные тяжбы с Милошом Земаном начались с парламентских выборов в Чехии (октябрь 2021 года, – рассказывает Джамиля. – Незадолго до них он куда-то исчез. Появились слухи, что он болен. Я на основании того, что известно всем через СМИ – цирроз печени и признаки психических нарушений, как врач-психиатр, предположила, что у него скорее всего делириум (помрачение сознания) и корсаковский синдром (алкогольный психоз). Журналисты, естественно, этим заинтересовались, а выборы уже на носу. Окружение Земана заявило, что все это неправда, показали какую-то фотографию, где он, кстати, был совсем плох, и сказали, что президент сам всё скажет по телевизору, но ничего этого не было.
Он оживился лишь когда сенат, ссылаясь на статью 66 чешской Конституции (руководитель государства не способен выполнять свои обязанности по состоянию здоровья), хотел лишить его президентских полномочий и временно заменить первыми лицами парламента. Земан заявил, что всегда был здоров, делириума у него нет, а алкоголь он вообще не употребляет. Он подал в суд на сенаторов, обвинил врачей той больницы, где лечился, в том, что их справки сфальсифицированы теми, кто хотел отобрать у него власть. Забегая вперед, скажу, что на следующий день после выборов его увезла скорая.
Но еще раньше Земан подал несколько жалоб на меня за мои слова о том, что во время болезни президента государством управляла его шайка, имевшая связи с Путиным. Прокуратура не стала реагировать, поскольку все понимали, что я говорю правду.
Сегодня, спустя полтора года, можно сказать, что все предполагаемые диагнозы подтвердились. Но Земан, несмотря на то, что его президентский мандант истек в марте этого года, продолжает судиться. Так как человек он злопамятный и упрямый, то считает, что последнее слово должно остаться за ним. При этом в судах он выступает как частное лицо, а не как экс-президент, но оплачивает судебные расходы почему-то канцелярия президента. Его юрист получил уже десятки миллионов крон из средств налогоплательщика.
Прошло уже два судебных процесса, пока удалось отбиться от притязаний Земана на моральную компенсацию. Но расслабляться нельзя, если я проиграю, то мне придется платить ему миллион крон (42 тыс.евро). Впереди назначенная судом психиатрическая экспертиза. Причём, судья решила, что это должен быть не врач-психиатр, а нарколог. Следующее судебное заседание назначено на 8 июня. Для меня главное – поддержка народа, а она есть. Люди, простые чехи, узнав, что я должна оплатить ее (экспертизу), спонтанно начали сбор средств. Я считаю, что про политиков, особенно, если это президент, народ должен знать правду. В том числе и о его состоянии здоровья, потому что от этого часто зависит благополучие и даже жизнь других людей.
– Как этот человек, не просто пьющий и сутяжничающий, но и замеченный в связях со страной-агрессором, мог целых 10 лет быть первым лицом государства?
– У Земана большой опыт по части политических интриг. В 2003 году, проиграв президентские выборы, он ушёл из политики, но ровно через 10 лет вновь принял в них участие. До этого он много раз ездил на остров Родос по приглашению друга и соратника Путина, в прошлом офицера КГБ Владимира Якунина, которого еще называют архитектором «современной путинской политики в странах Восточной Европы». На форумах «Диалог цивилизации», регулярно организовываемых им, Земан делал очень прорусские доклады, где унижал Украину. И там, на Родосе, было, видимо, решено, что он снова попробует баллотироваться в президенты Чехии. У чехов есть большое подозрение, что выиграть их и в 2013-м, и в 2018 году ему помог путинский режим. Ведь Мартин Неедлый, один из двух главных советников Зеемана, работая в компании Лукойл, за 10 лет жизни в России сколотил капитал. Предполагается, что этот фактор сыграл решающую роль в победах Земана.
Что касается алкоголя, то экс-президент Чехии никогда не скрывал своего пристрастия к нему, но если во время президентской гонки 2013 года старался не выходить за рамки приличии, то в 2018 году не гнушался ложью и клеветой. В адрес своего оппонента Карела Шварценберга заявил, например, что его жена не говорит по-чешски, а в его родовом замке висят фашистские свастики. Это была ложь. Чешские аристократы Шварценберги, предки Карела, были антифашистами, которые во времена нацизма подверглись преследованиям. Земан также заявил, что если Шварценберг победит в этих выборах, то он вернёт немцам их имущество в Судетах, национализированное после Второй мировой войны. Чехи, живущие на границе Чехии с Германией, испугались. Они поверили, что у них заберут дома, потому что Карел и его жена-немка (на самом деле – австрийка) будут думать не про чехов, а про немцев.
Придя к власти, Земан практически открыто помогал Путину. Когда в марте 2018 года проживающего в Великобритании бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь отравили разработанным в России веществом «Новичок», он заявил, что его производителями являются чехи, русские ни при чем. Потом, когда в 2014 году в Чехии был взрыв склада с боеприпасами (погибли два человека, а урон оценен в миллиард крон) и чешские спецслужбы выдвинули единственную версию – это дело рук российского ГРУ, Земан сказал, что виноваты сами чехи: кто-то проворовался или же неосторожно обращался с боеприпасами.
То, что он прорусский политик, люди, к сожалению, поняли поздно. Глаза им открыла война в Украине. За три дня до ее начала он уверял, что никакая опасность Украине не угрожает, а американские службы, говорившие о войне «совсем облажались». После вторжения сказал, что Путин сошёл с ума, но саму Россию продолжает поддерживать, утверждая, что можно все решить переговорами. Чехам сейчас очень стыдно за Земана. Ведь после себя он оставил в наследство большую Пятую колонну, которая сейчас выходит на демонстрации в поддержку Путина.
– Чешские СМИ рассказывают, что, выступая по телевидению, президент Земан использовал вульгарные слова, унижал и оскорблял журналистов, женщин, людей с физическими недостатками, ЛГБТ и т.д. Не от своих ли русских друзей научился этому?
– Это интересное замечание с учетом того, что он часто встречался с ними в Родосе на русских форумах. Однажды, подобно Путину, Земан стал в прямом эфире на радио сыпать оскорблениями. Редактор растерялся, услышав выражения, близкие к нецензурщине. Когда журналиста перед увольнением спросили, почему он не выключил эфир, он ответил, что за это его тоже уволили бы. Ему ответили: «Да, уволили бы, зато президент Земан не успел бы сказать эти ужасные слова».
«Я ЗА Токаева», но Казахстану нужны честные выборы»
– Вы внимательно отслеживаете события на родине. Что вы можете сказать о только что прошедших выборах в мажилис парламента Казахстана?
– Выборы – главное событие в общественно-политической жизни любой страны, но очень многие казахи, особенно молодёжь, как мне кажется, не особенно верят, что они принесут какие-то изменения. Доверие к политике и политикам разрушают махинации и подтасoвки при выборах. Пора бы уж отказаться от них, Казахстан ведь не Россия, которая живет в ирреальном мире.
Люди не забыли про Кантар, им кажется, что реформы идут очень медленно или не идут вообще. Но сейчас, когда Казахстан находится в ключевом, очень важном моменте своей истории, избавляясь от смертельных объятий России, я на стороне Токаева. Оставаться в этих объятиях все сложнее, но и торопиться тоже нельзя. «Пуповина» – сырье, которое в огромных количествах поступало в Россию из Казахстана, товары оттуда и культурная среда – все еще прочна. Когда я, бывая в Казахстане, захожу в книжные магазины, то вижу огромное количество российской литературы. Такая привязанность к России не позволяет перерезать «пуповину» хирургическим взмахом ножа. И не будем забывать: на данный момент помогать нам некому.
Объясню, почему я сейчас ЗА Токаева в сфере (подчеркну) международной политики. Карел Шварценберг, опытный политик, бывший министр иностранных дел Чехии (2007-2009, 2010-2013), сказал мне как-то: «Ты посмотри на Токаева, он, как и принято в западной дипломатии, не делает резких движений. Когда президент Казахстана выступил в июне прошлого года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, мир ахнул! Европа его цитировала, он вошёл в историю». Я сказала, что Казахстану это фактически ничего не дало. Более того, есть большие подозрения, что через него Россия обходит санкции. Карел ответил, что это (обход санкции), конечно, плохо, но история в условиях войны – это символы. Для Казахстана, как для не очень большого по сравнению с империей государства, они очень важны. На то, что сказал президент Казахстана, как он себя повёл, унизили его или он уже не позволил делать это, смотрят другие центральноазиатские республики, которые ещё не знают, как себя вести со «старшим братом». И вот результат: после выступления Путина в октябре прошлого года в Астане, на саммите «Центральная Азия – Россия», таджикский президент поставил его место, посоветовав не относиться к странам региона как к бывшему СССР.
Народ Казахстана, потрясенный ужасным январем, конечно же, хочет революционных изменений. Кровавый Кантар стал бы как бы символом освобождения от власти диктатора, лишившего народ возможности принимать участие в своей судьбе. Назарбаев убеждал, что он все делает для народа. Но у людей, ради которых он так «старался», не было права голоса. Прежде чем попасть к Назарбаеву, любого человека сто раз проверяли и инструктировали, что он должен говорить на встрече с ним, а потом ещё и бумажку с текстом подсовывали. Когда я сказала, что не приучена говорить по бумажке, ответили, что это, мол, на всякий случай.
Но если реформы проводить резко, то Токаеву придется отвечать на разные неудобные вопросы и тогда можно потерять власть. Поэтому демократия в Казахстане всё ещё остаётся фасадной. И всё же изменения происходят и они не косметические. Первой ласточкой демократии стала выборная система – люди могут выдвигаться и готовиться к выборам, порог прохождения партии в парламент снижен с 7% до 5%. Конечно, одна ласточка ещё не весна, но есть символическое внутреннее движение, за которым наблюдает мир. Всех восхищает, как казахский народ поддерживает Украину, про юрты несокрушимости рассказывают все СМИ мира. Казахи солидарны с Украиной не только из страха быть следующими, но просто по зову сердца. В августе прошлого года я видела, как в Алматы собирают помощь Украине. У некоторых людей, занимающихся этим, изначально не было цели вступить в политику, но теперь, по их словам, они хотят видеть в Казахстане сильное гражданское общество, имеющее свою точку зрения на происходящие политические процессы.
– Каким представляется Казахстан со стороны, из заграничного далека?
– В казахстанской внешней политике традиционно много азимутов. Векторы такие, что и с соседями, и со всем миром надо иметь хорошие отношения. На геополитическом поле видно, как медленно Казахстан дрейфует к Китаю. То, что президент Казахстана – китаист, вообще какое-то провидение судьбы, – диалог можно вести на более глубоком уровне. Можно было бы больше помогать уйгурам, потому что в Синьцзян-Уйгурском автономном районе есть и много казахов тоже, но Казахстан боится сильного соседа. И все же я надеюсь, что в будущим гражданское движение будет делать все для очеловечивания позиции Китая по отношении к нашим соплеменникам и братьям-мусульманам.
Госсекретарь США, чьи совместные фото с Токаевым облетели мир, приезжал в Астану совершенно не случайно. Блинкен говорил, что надо всё-таки попытаться дистанцироваться от России и быть независимыми от нее – она сейчас тонет и Казахстан тоже может утонуть вместе с ней. Токаев завуалированно ответил, что, если мы обрежем все хозяйственные связи, это может отразиться на уровне жизни казахстанцев. Блинкин обнадежил: США поможет Казахстану. Казахский президент дал понять, что хотелось бы видеть не единовременную помощь, а долгосрочные инвестиции.
Я надеюсь, Казахстан приблизится к европейским ценностям. Общаясь с европейскими политиками раньше, я чувствовала, что для Европы мы были слепым пятом между Россией и Китаем. Но после вторжения в Украину Запад заметил все более усиливающуюся постколониальную солидарность Казахстана, стран Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы. Ну и, конечно, интересуется нами Америка, где недавно чествовали женщин, которые борются за права человека. Среди них была и казахстанская правозащитница Бахытжан Торегожина. Когда я дала информацию об этом в чешском сегменте Facebook и Twitter, то он взорвался! «Какие у вас герои!» – писали мне.
Кроме того, появляется ещё один игрок, который может стать очень важным партнёром для Казахстана, так как через него мы можем вступить в европейский диалог. Это Украина, у которой сегодня самая сильная и опытная армия в Европе, ее членство в Евросоюзе и вступление в НАТО – вопрос времени. Все уже знают, что Токаев регулярно звонит Зеленскому. Ну и, конечно, нельзя забывать про такого сильного партнера как Турция. Когда началась война, Токаев встретился в первую очередь с президентом этой страны и только после этого была встреча с китайскими товарищами, а следом – саммит центральноазиатских государств в Астане. Я всегда жду от этих встреч гораздо больших и быстрых результатов, но Карел Шварценберг учит смотреть на символы – дипломаты столько могут спрятать в своих коммюнике. Когда президенты государств Центральной Азии встретились в июле прошлого года на Иссык-Куле, то они сидели в юрте под единым шаныраком и, что очень важно, без Путина. Это символ того, что понятия «старший брат» больше нет.
Ценности, к которым движется Казахстан, – это свободные выборы, демократия и верховенство закона. И для Америки, и для Европы очень важно развитие гражданского общества, а оно в Казахстане, еще раз подчеркну, развивается постепенно. Что касается событий января 2022 года, там ещё не сказано последнее слово, но я вижу мотивацию Токаева – не раскачать лодку. Не хочу его оправдывать, но сейчас, когда Россия напоминает раненого медведя, а сам Путин ведет себя иррационально, не исключено, что агрессор может взбрести в голову пойти на Казахстан. Пропагандиста «русского мира» Киселёва слушать, наверное, не надо, это плохо для душевного здоровья, но в его передачах снова начались вопли в адрес Казахстана. Медведев открытым текстом заявляет, что Казахстан «будет наш».
Мы видим, как настроения Пятой колонны Казахстана ещё более радикализировались агрессией России против Украины. Русские сепаратисти расскачивают лодку на севере республики, появляются недопустимые воззвания (например, о самостоятельности Петропавловска). Я уверена, что их вначале возбуждают, а потом побуждают организовывать демонстрации в поддержку агрессора за российские деньги. В Праге такая демонстрация прошла 11 марта, а в Молдове, как по сценарию, – на следующий день. Запутинисты, малообразованные чехи, использовали такие выражения и проявляли такие знания, которые они в местных СМИ прочитать не могли.
Так как побед в Украине нет, то Путину нужно создавать напряжение, чтобы дестабилизировать демократические режимы. Территории и Казахстана, и Центральной Азии, и Восточной Европы – Словакии, Чехии, Венгрии и даже Польши (я не говорю уже о странах Балтии) – воспринимаются им как зона влияния России. Никто не знает будущего, но многие люди предполагают, что она (Россия), возможно, распадётся, и там начнется гражданская война. Опасность, исходящая от этой страны, всегда имеет место быть. И вот в этом отношении Чехия и Казахстан в каких-то позициях совпадают: Россия пытается разрушить их изнутри. Но если в Казахстане, наверное, меньше таких проявлений – здесь запутинистам все-таки не позволяют выходить на демонстрации, то толерантные чехи к этому более индифферентны.
Вышедшие 11 марта на Вацлавскую площадь в Праге чехи требовали снять с Национального музея украинский флаг. У одного из задержанных на рюкзаке была изображена буква Z. В Чехии это считается символом российской спецоперации и грозит уголовным наказанием.
Когда их, человек 18, задержали, то они стали кричать, что ограничивают их свободы. А в Казахстане, к счастью, этот русский полюс постепенно начинает съёживаться. Дело не в том, что такое сотрудничество небезопасно не только из-за того, что Путин нерукопожатный, и что благодаря санкциям русская валюта начинает слабеть и это повлияет на уровень жизни в Казахстане тоже. Токаев прекрасно понимает, что если сильно держаться за руку с Россией, то можно и гангрену подхватить, и тогда руку придётся отрезать. Но он в отличие от Назарбаева не работает на эффекты, хотя в Санкт-Петербурге и позволил себе это. Ему удаётся держать равновесие и сотрудничать на все полюса, и постепенно, очень постепенно, чтобы не раздражать медведя, выключать Россию.
P.S. Продолжение беседы с Джамилей Стехликой, где речь, в том числе, идет о трагическом одиночества президента Токаева, в ближайшие дни.
Комментариев пока нет