Как одержимость Путина демографией бьет по системе власти - Exclusive
Поддержать

Как одержимость Путина демографией бьет по системе власти

Путин хотел бы войти в историю как правитель, излечивший Россию от последствий событий XX века, которые считает «историческими травмами». Но бороться за повышение рождаемости одной рукой, развязывая масштабную войну другой, – нечто явно иррациональное.  

Повышение рождаемости превратилось в ключевой, наряду с «возвращением территорий», элемент путинского проекта по «реставрации великой страны». Российский президент постоянно говорит о желаемых демографических показателях, ставя цели федеральным и региональным чиновникам. Те пытаются решить проблему все новыми запретами и денежными выплатами. Во властной вертикали сформировался целый рынок идей по повышению рождаемости, участники которого конкурируют за внимание Путина. И ради того, чтобы заручиться расположением президента, они готовы действовать в ущерб экономике и социальному спокойствию.

По заветам Менделеева

За последние месяцы Путин не раз пускался в пространные рассуждения о демографии России. В 2023 году суммарный коэффициент рождаемости составлял 1,41 (то есть 141 ребенок на 100 женщин) – минимальное значение за 17 лет. Между тем, по мнению Путина, цель на 2030 год – 1,6 – слишком неамбициозна. Более того, по мнению президента, не стоит брать за эталон советский показатель: два ребенка на каждую женщину. Стремиться надо к «расширенному воспроизводству», то есть к коэффициенту 2,3.

На заседании Госсовета в декабре прошлого года Путин вспоминал расчеты Дмитрия Менделеева, который в 1906 году спрогнозировал: к концу ХХ века население России превысит 600 млн человек. Современные демографы считают эти расчеты некорректными: Менделеев не учитывал демографические переходы (длительные периоды снижения рождаемости и смертности) и процесс переселения в города крестьян, которым до этого требовались многодетные семьи для ведения хозяйства.

Однако российский президент давно уверен, что Менделеев был прав, вот только достичь заявленной цели помешали геополитические катастрофы – мировые войны, революция 1917 года и развал СССР. Без всего этого «мощь российского государства была бы просто огромной», уверен Путин.

В мировоззрении президента с темой демографии тесно связано возвращение контроля над утерянными территориями. Это две основы путинского проекта по излечению исторических травм. Во многом концепция опирается на идеи послереволюционных эмигрантов начала ХХ века, которые грезили восстановлением былого величия России и тосковали о потерянной стране. Среди них, например, любимый философ Путина Иван Ильин. Менделеевские цифры идеально вписываются в представление об огромной, густонаселенной и процветающей стране, которую мы все потеряли.

Рынок демографических идей

Апелляция к демографическим построениям химика Менделеева – доказательство того, что концепции и мечты Путина имеют мало отношения к реальности. Однако российская бюрократия и представители элиты не могут не реагировать на них.

Вокруг демографической мании Путина сформировался целый рынок конкурирующих идей, где можно выделить два основных лагеря: ультраконсерваторов и прагматиков. Первые – это РПЦ во главе с патриархом Кириллом, а также часть бизнесменов и региональных чиновников (например, Константин Малофеев и братья Ковальчуки). Они пытаются встроить в путинскую политику свои радикальные идеи – в первую очередь речь о полном запрете абортов. В глазах Путина такая мера может выглядеть простой, понятной и эффективной.

Ультраконсерваторы вполне успешны. Например, в России теперь запрещена так называемая идеология чайлдфри. Но запрет абортов – более сложная тема. Такой шаг негативно скажется на рейтингах власти, ведь российское общество его не поддерживает. Поэтому политический блок президентской администрации старается не допустить лоббирования этой темы, предлагая ультраконсерваторам взамен уступки на региональном уровне. К примеру, местные власти теперь запрещают аборты в частных клиниках и наказывают врачей за склонение к прерыванию беременности. А в Вологодской области губернатор обещает в принципе запретить аборты. Но показательно, что в Кремле эту инициативу не комментируют.

Для населения припасены и «пряники». Власти уже 11 регионов ввели выплаты родившим студенткам. И это в дополнение к давно введенным «материнским капиталам» от федерального правительства и региональных администраций (причем выплата на второго ребенка в семье больше, чем на первого). Кроме того, российское законодательство теперь запрещает увольнять одиноких родителей с детьми в возрасте до 16 лет.

К выполнению поставленной президентом задачи чиновники иногда подходят креативно. Так, близкая к политблоку Кремля Наталья Агре – теперь уже экс-глава департамента Минпросвещения – недавно предложила возродить массовое проведение школьных дискотек для стимуляции рождаемости среди молодежи. Но инициативу не оценили, и Агре уволилась, хотя до того считалась перспективным кадром.

Ультраконсерваторы доходят до того, что публично заявляют: женщинам необязательно получать высшее образование и строить карьеру, а нужно сосредоточиться на рождении детей сразу после школы. И это при том, что в России не удается справиться с другой проблемой – кадровым голодом. Получается, что власти обеспокоены нехваткой кадров, но при этом вымывают женщин с рынка труда, обещая легкие деньги за рождение детей.

Недостижимый KPI

Суета российской бюрократии вокруг темы демографии понятна: теперь уровень рождаемости входит в число KPI, которые надо выполнять всеми силами. А это такая сфера, где сгенерировать красивые отчетные цифры с помощью креативных подходов к ведению статистики вряд ли получится: обнаружить несуществующих младенцев довольно легко. Поэтому чиновники стараются как могут.

В принципе, на путинский запрос существует простой ответ. Рождаемость в России катастрофически упала после начала полномасштабной войны. Мужчины гибнут на фронте. На планы завести детей влияют страх мобилизации и общая нестабильность. Из-за санкций растут цены на товары первой необходимости. Рекордно высокие кредитные ставки делают невозможной покупку жилья в ипотеку. Но Путин не хочет признавать эту реальность, которая не вписывается в его оптимистичный сценарий восстановления «золотого века».

Социальные проблемы в путинской демографической картине мира не так важны. По его мнению, прямой зависимости с уровнем рождаемости тут нет. На декабрьском заседании Госсовета Путин кивал на «весьма благополучные страны» ЕС и Азии, где демографическая ситуация хуже российской, хотя уровень доходов на душу населения там выше, а экономическая поддержка рожениц сильна.

Тогда же в качестве подтверждения своей теории президент приводил тот факт, что два российских региона с самой высокой рождаемостью – это Чечня и Тыва, где уровень дохода сильно ниже среднего по стране. Вывод был таким: все дело в «традиционных ценностях». И это явно играет в пользу ультраконсерваторов, которые тем самым получили негласное разрешение на дальнейшее лоббирование непопулярных мер – запрета абортов, введения налога на бездетность и так далее. Ведь при желании все можно объяснить защитой «традиционных ценностей».

Демографические устремления президента – квинтэссенция разрушительных противоречий позднего путинизма. Путин хотел бы войти в историю как правитель, излечивший Россию от последствий событий XX века, которые он вместе с частью сограждан считает «историческими травмами». Но бороться за повышение рождаемости одной рукой, развязывая масштабную войну другой, – нечто явно иррациональное.

Путин недооценивает значимость экономических трудностей и переоценивает роль «традиционных ценностей», так что его симпатии будут оставаться на стороне ультраконсерваторов. Между тем попытки бюрократов выполнять нереалистичные KPI в области демографии – пусть и в ущерб экономике – будут вновь и вновь заканчиваться провалом. Все более решительные попытки принудить семьи к деторождению только добавят тревожности в российском обществе. Но сказать президенту несколько слов о том, почему же семьи не заводят детей, никто изнутри вертикали власти не рискнет.

Андрей Перцев

Источник здесь.




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Расчеты Менделеева были точными. В 1900г. в тогдашней Росс.империи было 136 млн человек населения — третье место в мире после Китая с 400 млн и Индии с 332 млн. В США тогда было 76 млн ч-к, а в 2025г. уже 341 млн, рост в 4,5 раза и третье место в мире. При таком же росте в 4,5 раза на той же территории царского периода было бы сегодня 612 млн. На нынешней же территории РФ в 1900г. проживало как и в США — 76 млн ч-к. При росте в 4,5 раза сейчас населения РФ и США были бы одинаковы по численности, но на территории США не было войн. Наибольший урон демографии России нанесла политика Н.С.Хрущева, который инициировал уход из жизни 300 тысяч деревень. Но нет ни одного весомого научного труда, который показал бы истинные причины падения демографических показателей из-за исчезновения 300 тысяч деревень. Я об этом не раз писал, но ни одного отклика пока не было. Самый верный путь поднятия рождаемости — сделать выгодным житье в сельской местности, в агрогородах и семьям с 3-4-5 детьми давать бесплатно дом на земле с участком. И возродить артельный способ производства, который также был уничтожен при правлении Н.С.Хрущева в 1950-х годах. И россияне спокойно могут опять населить опустевающие области Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземья. Все по силам, если правильно наметить меры и ежедневно их выполнять.

  2. Приведу примеры. В Псковской области в 1926г. жило 2 млн 428 тысяч человек, в 1991г. 1 млн 359 тысяч, а в 2024г — 1 млн 82 тысячи человек. А в Рязанской обл. в 1926г. было 1 млн 788 тысячи человек населения, в 1991г. 843 тысячи и в 2024г. — 581 тысяча человек. Помню, в начале 1960-х годов к нам в аул Егенсай приехало семей 15 из Шацкого района Рязанской области. Им дали новые дома. Рязанцы оказались хорошими плотниками и сразу стройка пошла — животноводческие базы строили. Мы местные школьники с 13 -14 лет летом работали штурвальными на комбайнах, а рязанские ребята боялись техники. В нашем колхозе «Егенсай» тогда было 9 самоходных комбайнов СК-3 и СК-4, а у них в рязанском колхозе с такой же площадью земли был всего один прицепной комбайн «Сталинец-6»!.. Тамошним колхозам не давали техники, стройматериалов, чинили другие препятствия — вынуждали ехать на стройки коммунизма, целину — в Сибирь, на Урал и в Казахстан. Первое лето было дождливым и рязанцы посадили по гектару картошки, таскали двухметровых сомов из речки Ути, радовались. Но осенью как задули наши степные ветра, от сплошной вспашки местная почва оказалась в небе, а в зубах песок, дома ходуном ходят и так несколько лет подряд. Бабы начали портить нервы мужикам, требуя переехать в более спокойные места и те запили. Один хороший дядька, по фамилии Пестряков, сгорел от вина, выпив за раз 18 бутылок портвейна. И вправду переехали, поживут лет по десять и опять переезжают на новое место… Когда приехали-то в Егенсай, в семьях их было по 5 — 6 детей, а у их потомков самое большее два, а чаще всего один ребенок. А ведь очень работящие и с местными очень хорошие были отношения. Вдова Пестрякова вышла замуж за Култая агая, у них 3 сына родились. Мой одноклассник Амантай женился тоже на прекрасной рязаночке, у них уже внуки и правнуки… Тимофей Петрович Кучеров, знатный механизатор-целинник, говорил мне в совхозе «Сагарчинский»: «…нету уже на свете деревеньки моей! Там ржица каждый год по 15 центнеров с гектара давала, а тут урожай хороший один раз в пять лет и даже если 70 кг с гектара дает земля — пашут!.. Какой дурак нас сюда переселил»?.. Нелегкая была история… Демографию надо поправлять.

  3. что и требовалось доказать !
    дело не в цифрах, которые были 100 — 150 лет назад. дело в политической и экономической системах и античеловеческой политике государства. кстати, население россии в 140 млн. -очень сомнительно. по индексу потребления хлеба 80 — 90 млн. от силы!

  4. Данный сырой материал пример того, как за важнейшие темы берутся авторы, не имеющие даже малейшего представления о предмете, который описывают.