Как отцовские и материнские роды древних тюрков боролись за власть - Exclusive
Поддержать

Как отцовские и материнские роды древних тюрков боролись за власть

Древнетюркская письменность является одним из самых первых типов буквенного письма человечества. В VI-VII веках, в ранние Средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское. С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начался после принятия ислама.

Древние тюрки создали собственную, оригинальную, нигде до того не существовавшую письменность, – утверждал в одном из своих последних интервью востоквед-тюрколог Сергей Кляшторный (1928-2014).

Физические находки этих надписей были известны давно, однако это письмо оставалось тайной для европейских ученых до 1891 года, когда русский археолог Николай Ядринцев нашел в Северной Монголии, в Орхонской долине, там, где находились ставки тюркских каганов, несколько огромных четырехметровых стел.

С трех сторон они были покрыты тюркскими руническими письменами, а с четвертой – китайскими иероглифами. Открытие произвело фурор в тогдашней научной среде. Появилась надежда, что наконец-то двухсотвековая тайна будет раскрыта. Сделали это (прочли содержание) датский лингвист Вильгельм Томпсен и вслед за ним русский тюрколог, академик Василий Радлов. Первый нашел ключ к чтению этих письмен, а второй первым перевел их на европейские языки и опубликовал сначала на немецком языке, чтобы их могла прочесть потрясенная этими открытиями научная Европа.

Но историческая причина появления самых грандиозных по значимости надписей на этих памятниках древнетюрской письменности стала известна только в начале XXI века благодаря казахстанскому ученому-востоковеду Юрию Зуеву (1932-2006). В его книге «Ранние тюрки. Очерк истории и идеологии» красной нитью проходит мысль о том, что эти причины кроются в борьбе между отцовско– и материнско-правовыми родоплеменными отношениями.

По словам ученого, памятники в честь правителя государства восточных тюрков с 716 по 734 годы Бильге-кагана и его племянника Кюль-тегина, а также прижизненная надпись Тоньюкука, знаменитого советника трех тюркских каганов, содержат, взаимно дополняя друг друга, связное изложение истории государства древних тюрков. Однако историческая ценность этих надписей заключается еще и в том, что согласно китайским летописям и тамговым обозначениям на стелах, они повествуют о представителях разных сторон правящей династийной линии каганата – племенах ашина и ашидэ. Крупнейшие тексты тюркской рунической письменности были написаны и возведены «на вечном камне» по приказу высших политических вождей Второго восточно-тюркского каганата (682-744), поэтому их идеологические позиции не могли не отразиться в содержании надписей.

Так, содержание надписи на широко известном сейчас памятнике древнетюркскому принцу Кюль-тегину, копия которого стоит сейчас в Евразийском университете имени Гумилева в Астане, рассказывает о борьбе тюркских племен против зависимости от китайской династии Тан, образования и становления каганата (Тюркского эля), о победоносных походах и внутренней борьбе между тюркскими племенами. Кроме того, она призывает тюрков не перекочевывать с территории нынешней Монголии, где располагался Второй восточно-тюркский каганат, к границам Китая.

В начале VIII века в тюркском каганате развернулась острая борьба между каганским (отцовским – ашина) и катунским (материнским – ашидэ) родами за верховную власть над государством и обществом. До этого оба рода были правящими в каганате и составляли двуединство, то есть они были скреплены браком и политическим союзом, поэтому и имели соответственно равные, но разнофункциональные права на власть. Например, кагану, судя по надписи на памятнике советника трех тюркских каганов Тоньюкука, принадлежала функция алп. Это означало, что каган – герой, воин, представитель высшего божества Тенгри, он из кок, то есть голубых «небесных» тюрков. А он (Тоньюкук), как представитель катунского рода ашидэ, был носителем бельге, то есть обладающий знанием – «какой у кагана бык тощий, а какой – жирный». Иначе говоря, он знал реальную социально-политическую обстановку в каганате и давал советы каганам в соответствии с этими знаниями, так как был приближен к народу, был его представителем. Выбивая на стеле свою надпись, он стремился доказать, что самым верным путем в сохранении благополучия народа и государства будет союз родов ашина и ашидэ. Ашина в этом союзе были теми, кто обладал властью и правил тюркским элем, а ашидэ – элем, народом, который подчинялся этой власти.

– Период, когда материнские права были еще живы в обществе, и можно назвать переходным, – утверждал Юрий Зуев. – Политическая борьба этих родов, выступавших в качестве антиподов один к другому, послужила толчком к появлению надписей на памятниках. Переходный период между отцовско-правовыми и материнско-правовыми отношениями занял несколько столетий. В древний период человеческого общества во времена существования полнокровной материнской семьи письменных источников еще не было. Кстати, сама возможность существования такой семьи реконструируется только сейчас. Собственно, легенды об амазонках, о которых писал Геродот в V веке до нашей эры, являются некоторым напоминанием того, что когда-то было свойственно большинству человеческих обществ в ранний период их истории. Некоторые исследователи называют переходный период временем «братской семьи», когда власть от старшего брата переходила к младшему, а от него – к племяннику по женской линии. Об этом говорится не только в китайских летописях, но и в надписях, оставленных самими древними тюрками в промежутке между 682-м и 735 годами. Причиной появления надписей на грандиозных памятниках было вовсе не желание навеки оставить память о себе, а прежде всего агитация и стремление привлечь сторонников своей социальной и политической позиции. То есть будучи самыми обширными по объему, содержанию и государственной и исторической важности, эти памятники были своего рода письменными лозунгами, используемыми для широкого оповещения народа. Кроме того, это свидетельство того, что среди древних тюрков имелось немало грамотных людей, которые могли становиться сторонниками той или другой позиции.

При этом надписи на памятниках сделаны на хорошем литературном языке, который мог появиться только при наличии определенных традиций. Это объясняется очень важным феноменом, который свойственен многим народам, а кочевым – в особенности: устная речь при известных обстоятельствах приобретала контрастно очерченные черты и по жанрам, и по манере изложения. Японский исследователь Масао Мори, сопоставив тексты древнетюркских надписей с лексикой и образами, которые были использованы в одном из послании тюркского кагана к китайскому императору, доказал, что штампы-обращения и самовеличания правителей существовали еще в те времена, когда о памятниках древнетюркского или какого-нибудь другого письма и не помышляли. Образы и манера обращения там абсолютно те же, что и в древнетюркских рунических надписях. То есть каноны будущей раннетюркской литературы отрабатывались еще в устное время. Казахстанский тюрколог Вениамин Юдин назвал это устно-историологической традицией, Юрий Зуев с оговорками добавлял – устно-литературная, так как понятие «литература» подразумевает под собой слово, написанное литерами – буквами.

К вопросу о том, почему древнетюркские надписи называют руноподобными. Они очень походили на скандинавские руны, которые были известны задолго до того, как на территории Монголии были найдены памятники, о которых идет речь. Одно время бытовало даже мнение, что прародина всех скандинавов находится там, где были найдены эти древнетюркские надписи.

Что касается исторической причины появления памятников, о которых идет речь, то в надписи на памятнике принцу Кюль-тегину и в китайских источниках под 716 годом зафиксированы одни и те же события: после репрессий, проведенным каганским родом по отношению к своим же соплеменникам, тюркские племена постепенно стали откочевывать к границам Китая, то есть уходили из под власти Тюркского каганата, во главе которого в то время стоял Бильге-каган. Причины репрессии внешне были связаны с убийством Капаган-кагана – родного дяди Бильге и Кюльтегина, а по сути это было проявление борьбы между ашина (отцовского) и ашидэ (материнского) родов за власть.

Иллюстрация на обложке: Базылхан Н.

Мерей Сугирбаева




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Никаких материнских родов у тюрков не было. Но выдающиеся праматери наши попали в историю и в шежире. Дело было так. При смерти кагана или хана могло случиться, что для сохранения баланса в элите власть умершего при общем согласии передавалась жене, при том, что она выходила замуж за ближайшего родственника покойного. Пример Кетебике, которая даже трижды выходила замуж и имеются три рода, пошедшие от неё. Пример родов Ашебек и Ащыбек у казахов, Ашина и Ашиде в Древнетюркском каганате, праматери Асухен и Хусухен в шежире двух родов у «монгол», откуда Шынгысхан. Это одна историческая фигура, к-я задолго до н.э. после смерти мужа стала каганом Турана, вышла замуж за его брата и благодаря своим делам осталась в истории. Аспамбет, её муж, тоже историческое лицо: «Аспамбет азан шакырды/Адай деп берді атымды» (в дастане «Адай») — в шежре рода Ашебек так и говорится, что она жена младшая Аспамбета . При засухе часть потомков в нашу эру переселилась на восток и уже в «Монголии» оставила следы. В «Авесте» это богини Аши и Анахита (Ана Кете). В журнале «Шынгысхан» лет десять назад об этом я писал.

  2. О многих праматерях писал, надо собрать в книжку. К примеру, сейчас в журнале «Акикат» на казахском статья «Томиристен алтын ордага дейн» с Томирис начинается. Есть в Интернете. года три назад книжку выпустил «Сапара Матен кызы — казахская Жанна д Арк», написал о ней киноповесть, зимой сдам в печать. Интересная тема, но все «историки» смотрят на Степь глазами чужаков, кои не имеют никакого представления о внутренней жизни Степи. Об этом немного в статье «»Убожество критики фильма «Томирис», а также в «Как 90-летняя аульчанка Канзада апа московских профессоров за пояс заткнула» и др.

  3. Если редакцию «Эксклюзива» интересует, могу присылать короткие материалы под рубрикой «праматери Степи». Многие «арьяведы» и прочие «лунато-марьсиани» в гробах перевернутся, конешно, но истина дороже. Надо ли?