Как предотвратить войну за Тайвань
Китай попытается напасть на Тайвань к 2027 году – так считает бывший глава Индо-Тихоокеанского командования США Филипп Дэвидсон. Но ждёт ли США и Китай неминуемая война за этот остров – это уже совсем другой вопрос. Хотя опасность реальна, подобный сценарий не является неизбежным.
Китай считает Тайвань сепаратистской провинцией, пережитком китайской Гражданской войны 1940-х годов. Хотя американо-китайские отношения нормализовались в 1970-е годы, Тайвань оставался камнем преткновения. И тогда была найдена дипломатическая формула, прикрывающая разногласия: китайцы по обе стороны Тайваньского пролива согласились, что существует только «один Китай». Американский отказ признавать любые декларации независимости Тайваня де-юре должен был гарантировать, что отношения острова с материком будут урегулироваться путём переговоров, а не силой. Впрочем, Китай никогда не исключал возможности применить силу.
Эта многолетняя политика США получила название «стратегическая двойственность», хотя более точным было бы название «двойное сдерживание». США хотели удержать Китай от применения силы и удержать Тайвань от провоцирования Пекина официальным объявлением независимости. Для этого Тайваню нужно было поставлять оружие для самообороны, но без предоставления официальных гарантий безопасности, поскольку такие гарантии могли бы подтолкнуть Тайбэй к провозглашению независимости.
Когда в 1995 году, будучи чиновником администрации Клинтона, я находился с визитом в Пекине, меня спросили, действительно ли США рискнут вступить в войну ради защиты Тайваня. Я ответил, что это возможно, хотя уверенности ни у кого быть не может. Я напомнил, что в 1950 году госсекретарь США Дин Ачесон объявил, что Корея находится за пределами нашего периметра обороны. Однако менее чем через год китайцы и американцы уже убивали друг друга на Корейском полуострове. Урок истории в том, что Китаю не стоит брать на себя такой риск.
Год спустя, когда я уже покинул правительство, меня пригласили посетить Тайвань в составе двухпартийной группы бывших чиновников. Мы встретились с президентом Чэнем Шуйбянем, чей «неофициальный» визит в США ранее спровоцировал кризис, во время которого Китай запускал ракеты в море, а Америка отправила авианосцы к берегам Тайваня. Мы предупредили Чэня, что, если он объявит независимость, он не сможет рассчитывать на поддержку США. В этом и заключалась политика «стратегической двойственности».
На протяжении полувека, несмотря на различия в интерпретации, формула «один Китай» и американская доктрина стратегической двойственности обеспечивали мир. Однако сейчас некоторые аналитики призывают внести стратегическую ясность в вопрос об обороне Тайваня. Они отмечают, что Китай стал намного сильнее, чем в 1971 или 1995 годах, и что теперь он намного решительней возражает против действий, подобных визиту на Тайвань Нэнси Пелоси в 2022 году (она занимала тогда пост спикера Палаты представителей). Потенциальная нестабильность усиливается, потому что президентский пост в Тайване уже второй раз подряд занимает представитель Демократической прогрессивной партии, которая официально выступает за независимость страны. Тем временем опросы общественного мнения показывают, что большинство тайваньцев не считают себя китайцами. Может ли в такой ситуации работать прежняя стратегия двойного сдерживания?
Президент США Джо Байден, со своей стороны, сделал уже четыре заявления, из которых можно сделать вывод, что он готов защищать Тайвань в случае применения Китаем силы. Однако в каждом случае Белый дом «пояснял» затем, что политика Америки не изменилась. Тем самым администрация усиливает военное сдерживание, стараясь удержать Китай от атаки, но не ставит под сомнение политику «одного Китая», чтобы не спровоцировать Пекин на более рискованные действия. Целью является сохранение статус-кво в течение неограниченного времени.
Сработает ли этот подход? Как утверждает Генри Киссинджер, способствовавший нормализации отношений в 1970-е годы, Мао Цзэдун сказал Ричарду Никсону, что Китай может ждать возвращения Тайваня сто лет. Однако нынешний лидер Китая, Си Цзиньпин, выглядит гораздо менее терпеливым. Он сосредоточен на сохранении своего контроля над Компартией Китая и контроля этой партии над Китаем. Провал вторжения на Тайвань может поставить под угрозу и то, и другое, однако в случае если Тайвань объявит независимость, Си тоже может почувствовать себя под угрозой внутри Китая, и это повышает его готовность к высоким рискам.
Заявления официальных лиц могут повлиять на это деликатное равновесие. Но в дипломатии действия говорят громче слов. Есть несколько шагов, которые США могут предпринять для усиления политики сдерживания. Остров с населением 24 млн человек никогда не сможет одержать военную победу над страной с населением более миллиарда, и поэтому Тайвань должен иметь возможность оказать настолько сильное сопротивление, что это изменит расчеты Си Цзиньпина. Си должен понять, что быстрый и безболезненный захват острова абсолютно невозможен. Для этого Тайваню нужны не только передовые самолеты и подводные лодки, но и ракетные комплексы береговой охраны, которые можно спрятать в пещерах, чтобы они сохранились после первого удара Китая. Тайвань должен превратиться в «дикобраза», которого ни одна держава не сможет быстро проглотить.
Поскольку остров Тайвань находится на расстоянии около 160 км от берегов Китая, у него есть преимущество в виде этого огромного «рва с водой», затрудняющего вторжение. С другой стороны, поскольку остров окружён морем, Китай может организовать его морскую блокаду, чтобы заставить тайваньцев подчиниться. Соответственно, Тайваню нужно увеличивать запасы продовольствия и топлива, а США и их союзникам следует чётко пояснить, что они не будут соблюдать китайскую блокаду. Это означает, что надо позиционировать в Японии, Австралии и на Филиппинах американские военные системы, которые смогут достичь Тайваня в течение недели. Такой шаг уменьшил бы двойственность в американской политике сдерживания.
В то же время США не следует отказываться от базовых элементов двойного сдерживания. Для предотвращения войны нужно показать Китаю, что США и их союзники обладают потенциалом для защиты Тайваня, а руководству острова стоит напомнить, что объявление независимости де-юре является провокационным и неприемлемым шагом. Многое изменилось, с тех пор как Никсон и Мао придумали формулу «один Китай». Однако эта формула, в сочетании с перечисленными выше мерами, всё ещё способна помочь избежать войны за Тайвань.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет