Как продажа Атырауского и Павлодарского НПЗ отразится на ценах на бензин?
Атырауский нефтеперерабатывающий и Павлодарский нефтехимический заводы, на которые приходится более 60% нефтепереработки в Казахстане, хотят отдать в частные руки. Почему правительство решило выставить на торги такие активы? За сколько и кому они могут быть проданы? И вырастут ли цены на бензин и дизтоплива в стране после приватизации заводов? Exclusive.kz попытался найти ответы на эти вопросы.
Национальный офис по приватизации, входящий в структуру Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), составил список из 473 госпредприятий, которые планируется передать в частную собственность. В перечень, утвержденный правительством, попали такие стратегические объекты, как Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ). Предприятия планируется продать полностью (100%) или их контрольные пакеты. Покупатель должен иметь опыт работы в отрасли переработке нефти.
В паспорте объектов, выставленных на торги, говорится, что основная цель продажи – «привлечение инвестиций для модернизации производства, повышения эффективности, освоения дополнительных рынков». При этом инвестор обязан провести комплексный финансовый, юридический, экологический аудит предприятий, подготовить обновленный бизнес-план с капитальными затратами и анализом рентабельности, оценить активы и обязательства заводов. Офис рекомендует продать заводы в 2028 году, через открытый двухэтапный конкурс, электронные торги, или напрямую покупателю.
Построенный по американским технологиям

Атырауский НПЗ – первый крупный НПЗ, построенный в Казахстане. Он был введен в эксплуатацию в 1945 году. Его оборудование практически полностью было поставлено США в рамках ленд-лиза – помощи американцев союзникам во время Второй мировой войны.
Основное преимущество АНПЗ – расположение в нефтегазоносной Атырауской области, дающей 62% нефти, добываемой в республике. Это означает, что проблем с нехваткой сырья у предприятия нет.
С 2003 по 2018 год завод прошел три этапа модернизации, которая, по разным оценкам, обошлась в общей сложности в $3,6 млрд. Благодаря этому мощность переработки завода увеличилась с 4,7 до 5,5 млн тонн в год, а глубина – с 70% до 86%. Предприятие начало выпускать нефтехимическую продукцию (бензол, параксилол).
Но на этом хорошие отзывы о заводе заканчиваются. С ростом его производительности увеличились и объемы выбросов вредных веществ в атмосферу – в два раза. Жители Атырау, где он расположен, периодически жалуются на едкий запах, идущий со стороны завода. Но доказать, что именно завод портит воздух, не могут.
Время от времени на заводе возникают конфликты между сотрудниками и руководством предприятия. В последний раз это было в 2024 году, когда заводчане подписали петицию с требованием уволить гендиректора ТОО «АНПЗ» Галымжана Жусанбаева, которого они обвинили в воровстве металла, выводе нефтепродуктов и т.д. Сам руководитель завода тогда заявил, что, наоборот, это он остановил воровство на заводе, что и стало причиной такого отношения к нему.
Помимо этого, на заводе часто происходят аварии и остановки производства, из-за чего снижается выпуск ГСМ в стране, и, как следствие растет их импорт.
По сравнению с атырауским заводом ПНХЗ – более современное предприятие, введенное в эксплуатацию в 1978 году. Его главная проблема – зависимость от импортного сырья. Он был построен в советское время для переработки нефти с сибирьских месторождений. Проектная мощность завода – 6 млн тонн в год. Но чаще он перерабатывает около 5,5 млн тонн нефти в год, более 80% из которых поставляется из России.
В 2024 году АЗРК провело анализ состояния конкуренции на рынке переработки нефти за 2021-2023 годы. По результатам исследования ведомство отметило «низкое качество управления государством» Атырауским и Павлодарским заводами. Оба предприятия принадлежат национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ). При этом выяснилось, что за посление пять лет в модернизацию двух НПЗ было вложено 1,9 трлн тенге.
По данным АЗРК, всего за три года на этих заводах произошло 106 внеплановых остановок, тогда как на Шымкентском НПЗ, который больше, чем наполовину принадлежит китайской CNPC, произошла 21 остановка.
В агентстве считают, что Шымкентским заводов управлеяют эффективнее. Поэтому ведомство предложило приватизировать АНПЗ и ПНХЗ, сохранив государственный контроль над предприятиями.
При этом АЗРК предлагает передать доли в эти двух НПЗ иностранным компаниям, участвующим в разработке таких крупных месторождения, как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Тем более, что добыча нефти в стране растет только на этих проектах, а на остальных снижается, а значит, такая схеама приватизации решила бы проблему нехватки сырья, которая в ближайшей перспективе станет очень актуальной.
Сколько стоит НПЗ и вырастут ли цены на ГСМ?
Между тем, часть общественности считает, что продажа НПЗ в частные руки приведет к росту цен на топливо. Кроме того, есть мнение, что такие стратегические объекты должны оставаться под контролем государства.
«То, что цены на ГСМ будут расти мы постоянно слышим от Министерства энергетики. Отсюда и ожидания. То есть цены будут расти независимо от формы собственности. И независимо от формы собственности государство может регулировать цены», – говорит Аскар Исмаилов, нефтегазовый эксперт, основатель PACE Analytics.
Таким образом, цены на бензин и дизтопливо в республике будут расти даже если заводы не будут приватизированы.
«Я, конечно же, сторонник, чтобы стратегические объекты, а АНПЗ и ПНХЗ де-юре и де-факто являются стратегическими объектами, оставались подконтрольными государству. Это связано с тем, что Казахстан пока себя полностью не обеспечивает топливом. Поэтому этот вопрос очень критичный. Если бы в Казахстане был переизбыток производства ГСМ и республика экспортировала, то вопрос этот не был бы таким критичным. На текущий момент лучше было бы не выставлять их на приватизацию. Но то, что творится в нефтепереработке, тот уровень коррупции, который мы видим, снимется после приватизации. При этом важно понимать, кому разрешать приобрести эти два завода, какой у него опыт и финансовая надежность. Расходы на поддержание НПЗ требуют огромных денежных потоков. Но не должна повториться ситуация с компаниями, которые были выведены на аутсорсинг после программы реинжиниринга процессов КМГ. В итоге, спустя более чем 8 лет почти все эти аутсорсинговые компании вернули обратно на баланс и управление АНПЗ и ПНХЗ. Посмотрите на ТЭЦ, которые передавали частным структурам, не имеющим опыта. Это показательно. Таким образом, приватизация как идея хорошая. Главное, чтоб её реализовали в правильном русле, а не как обычно», – считает эксперт.
Заводы хотят продать, чтобы привлечь инвестиции «для модернизации производства, повышения эффективности, освоения дополнительных рынков». Но о какой модернизации может идти речь и во сколько она обойдется?
«С модернизацией есть вопросы. Там нужно приводить в порядок технологическое оборудование. Его некоторая часть уже потеряла лицензионные гарантии из-за неправильного обслуживания. По освоению дополнительных рынков тоже вопросы. Казахстан себя не может пока обеспечить полностью топливом, поэтому это спорный момент. С чем соглашусь, так это с повышением эффективности. Этого не хватает казахстанским НПЗ. То есть прежде чем модернизировать, нужно в порядок привести существующие мощности», – полагает Аскар Исмаилов.
Он рассказал, что обсуждал стоимость АНПЗ с коллегами. И есть мнение, что завод может стоить $9 млрд. Но эксперт считает, что это «из области фантастики». Поэтому неясно, исходя из каких расчетов или доводов завод можно продать за такую сумму.
«Они считают по балансовой стоимости, то есть сколько всего было потрачено на завод. Это старые дедовские методы расчета. Если постоянно ремонтировать «Запорожец» и тратить на него миллионы долларов, от этого его рыночная цена не повысится. Он остается «Запорожцем». Есть рыночные методы расчетов стоимости, которые учитывают финансовые показатели по чистой прибыли. Все методы расчетов стоимости имеют право на существование, но от многих толку нет в рыночных условиях», – объясняет эксперт.
Он считает, что объективно, стоимость завода – около $1 млрд. Но выручить за него, в лучшем случае, смогут не более $500 млн, и то за 100% акций.
«Начнем с того, что в «Старом Казахстане» были попытки выкупить завод за $200 млн. Слава Богу этого не произошло. То есть будут попытки сильно занизить стоимость НПЗ. Во-вторых, заводы неликвидные и при реализации могут быть дисконты. Ну, и в-третьих, вспомните как дешево продали 40% завода KPI Inc (завод по производству полипропилена компании Kazakhstan Petrochemical Industries) – за $180 млн при стоимости проекта $2,6 млрд. Если новый завод продают по такой низкой цене, то вряд ли за миллиарды долларов продадут завод, которому недавно исполнилось 80 лет», – резюмирует нефтегазовый эксперт.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.