Как российская официальная риторика поражает таджикские медиа - Exclusive
Поддержать

Как российская официальная риторика поражает таджикские медиа

На прошлой неделе эксперты Независимой международной комиссии по расследованию нарушений в Украине признали риторику некоторых российских медиа «подстрекательством к геноциду». Это промежуточный отчет комиссии и эксперты отмечают, что будут продолжать расследования по этому вопросу.

Тем временем риторика российских СМИ, о которых идёт речь, с прошлого года активно заполоняет таджикские медиа. Из многочисленных известных и неизвестных аккаунтов в таджикском сегменте соцсетей на аудиторию льется поток информации о величии России, деградации Запада и необходимости проведения «СВО» в Украине.

В марте прошлого года в таджикском сегменте Телеграма появился новый канал под названием «ШИРИНОВ». У площадки сразу появилась довольно большая (по меркам Таджикистана) аудитория в несколько тысяч пользователей и популярность в медиасообществе. Дело в том, что фамилия «Ширинов» хорошо известна в стране – это музыкант, барабанщик и руководитель местной группы «Парем» – Олим Ширинов. У «Парема» есть несколько больших хитов, которые сможет напеть любой таджикистанец, и поэтому Олим для своих земляков популярный человек. До 2022 года он появлялся в местных медиа чаще всего в качестве музыканта, в крайнем случае звукорежиссера, однако, после начала войны в Украине Олим открыл свой канал в Телеграме и стал публиковать в нём контент созвучный с риторикой Кремля. Он следит за новостями о ходе «специальной военной операции», приветствует прилеты российских ракет по украинским городам, называет украинцев «хохлами» и иногда публикует видео, в которых сам рассказывает о различных политических событиях.

«Таджикистану стоит соблюдать осторожность в вопросах военного сотрудничества с Соединенными Штатами, во-первых, оно не заменит российское, а, во-вторых, Россия может просто уйти и тогда из Афганистана к нам придут радикальные исламисты», – предупреждал музыкант таджикские власти после саммита «Центральная Азия-США», который состоялся в сентябре 2023 года.

Активная блогерская деятельность привела Олима к тому, что спустя год после старта, в публикациях местных изданий его стали называть «политическим обозревателем» и спрашивать его мнение, например, о развитии цифровых технологий в Таджикистане. В этом материале, опубликованном на сайте местного независимого медиа SugdNews, кроме цитат Ширинова, автор перечисляет успехи нескольких российских компаний в Таджикистане и призывает повысить цифровизацию страны, в том числе за счет сотрудничества с Россией. Автора материала зовут Садаф Назарова. Это имя большинству таджикских журналистов незнакомо, однако, именно ей принадлежит целая серия материалов на русском языке пророссийского толка, которые за последние месяцы появились сразу в нескольких независимых медиа.

Кроме публикаций в SugdNews, тексты под авторством Садаф выходят и в других независимых медиа. Например, в издании «Диалог» она написала статью об ОДКБ, как о «гаранте безопасности центральноазиатского региона», а также подготовила текст про гуманитарные проекты России в Таджикистане. Для издания Pressa.tj Садаф подготовила материал с предложениями привлекать Россию для подготовки учителей в Таджикистане, а также выпустила текст о матчестве, точнее о неприемлемости этого явления для таджиков.

«Среди западных ценностей много тех, которые не принимаются нашим обществом, а там это является вполне себе нормой. От перемены рода (отчества и матчества) на самом деле не так далеко до смены пола или темы однополых браков вместо отца и матери», – говорится в её материале.

– Печально, но прокремлевской риторики в таджикских независимых медиа я стала видеть больше, чем раньше, – говорит Зебо Таджибаева, руководительница таджикского независимого медиа Your.tj. – Иногда такой контент можно увидеть даже в изданиях, которые, как кажется, не сотрудничают с российскими властями. Эти материалы, конечно, пытаются выдать за аналитику или какой-то независимый материал, и видимо по неопытности некоторые издания ведутся на это. Хотя это должен быть совсем уж неопытный редактор, потому что российская пропаганда заметна даже невооруженным взглядом.

Медиаэксперт Рустам Гулов, который также следит за увеличением российской риторики внутри таджикских медиа, говорит, что целью этих сообщений является повышение имиджа России в глазах таджикских обывателей.

– «Спутник Таджикистана» периодически делает СМС-рассылки – абонентам Мегафон предлагают следить за «новостями» через их каналы. В Таджикистане работают такие проекты как Halva.tj, «Школа молодого журналиста и блогера» при Русском доме в Душанбе. Их работа направлена на создание имиджа России в глазах аудитории как сильного государства, способного выдержать любые санкции, развивающегося, несмотря на давление, расширяющего свое сотрудничество с Таджикистаном. Это пропаганда, которая направлена на нас, находящихся внутри страны, – объясняет Рустам.

Гомофобия, традиционные ценности и развращенный Запад

Кроме пророссийских материалов в известных медиа, за последний год в таджикском сегменте соцсетей появилось множество различных аккаунтов, которые публикуют контент такой же направленности.

-Кто ведет эти страницы, как правило, не ясно, и мы можем только догадываться, – говорит Зебо Таджибаева. – Мы — это журналисты или активисты, а простой читатель это выяснять не будет, он просто потребляет контент, который выдается как независимое мнение.

С ней согласен и Бахманиёр Нодиров, редакционный директор медиагруппы «Азия-Плюс».

– К сожалению, даже после начала войны некоторые таджикские медиа продолжают публиковать контент, в котором передают только точку зрения России. Возможно, они делают это за небольшую оплату. Но крупные медиа отказываются от таких публикаций и тогда в Интернете появился контент от псевдоблогеров и псевдожурналистов, которые активно продвигают официальную позицию России. Сегодня можно найти десятки страниц в различных социальных сетях и пару «информационных сайтов», которые открыто занимаются продвижением российской повестки и поддержкой «СВО» России в Украине, – говорит Бахманиёр.

Примерами аккаунтов, о которых говорят Зебо и Бахманиёр, можно рассматривать два проекта, которые появились в таджикском сегменте социальных сетей в прошлом году. Это «Андеша Медиа» и «Мигранты Таджикистана». В обоих аккаунтах схожая тематика – комплиментарные (в худшем случае нейтральные) новости об официальных событиях в Таджикистане и России, и специфические сообщения о происходящем на Западе. Например, на странице «Андеша Медиа» только за сентябрь были опубликованы четыре сообщения (1, 2, 3, 4), касающиеся ЛГБТИК+ сообщества. Эта тема в Таджикистане табуирована и вызывает гневные реакции со стороны аудитории, при этом информацию о гей-парадах или транспереходах авторы «Андеша Медиа» противопоставляют религиозным и культурным ценностям таджикской аудитории.

Кстати, авторы контента в обоих проектах не указаны.

– Если взять один материал из одного издания и сравнить с материалом на аналогичную тему в другом, то сразу видно, что контент подготовлен одним человеком, просто он немного переупакован или переведен на таджикский язык. Подозреваю, что если и есть у кого-то из авторов самостоятельная позиция, то таких немного, остальные все размещают, уверена, за деньги. Есть откровенно платные материалы, которые берут даже те, кто против войны, но размещают это, как рекламу. Остальные пытаются завуалировать под какую-то независимую аналитику, подписанную неизвестными авторами, – объясняет Зебо.

Российская пропаганда сдает позиции?

Другой таджикский медиаэксперт Абдумалик Кадыров считает, что несмотря на появление прокремлевских аккаунтов и материалов неизвестного авторства, российская сторона в информационном пространстве Таджикистана всё-таки сдаёт свои позиции.

– Например, раньше та же «Азия-Плюс» в своих материалах использовала информацию «Спутника», сейчас встретить ссылку на российское государственное медиа в их контенте почти невозможно. То же самое происходит и в других таджикские серьезных медиа. При этом государственные СМИ получили негласное распоряжение вообще не лезть в тему войны в Украине, и они молчат. По сути, площадками для российской пропаганды остаются небольшие медиа и неизвестные аккаунты в социальных сетях, – говорит Абдумалик.

Впрочем, кроме небольших медиаплощадок, о которых говорят эксперты, прокремлевскую повестку в Таджикистане продвигает и российское государственное телевидение, которое пользуется большой популярностью среди таджикской аудитории. Например, по данным опроса, проведенного Центром социальных исследований «Зеркало» и «Медиа Консалтинг» в феврале 2022 года, телевидение остается главным источником информации для 96 % населения Таджикистана. Среди 2500 респондентов 92 % полагаются на таджикские телеканалы, 32 % — на российские, 27,4 % — на узбекские и 24,95 % — на иранские. Самые популярные российские телеканалы у таджикской аудитории – «Первый канал» и НТВ.

Рустам Гулов считает, что воинственная риторика, которая звучит на российских госканалах, направлена на внутреннюю аудиторию в самой России, в том числе и на трудовых мигрантов.

– Российская пропаганда, пытающаяся укоренить милитаризм в сознании всех россиян, делает недвусмысленные предложения и мигрантам. Если сначала в пропагандистских посланиях звучали призывы пойти на войну тем, кто получил российский паспорт, то сейчас уже говорят обо всех трудовых мигрантах, – говорит Рустам.

Однако, Абдумалик Кадыров утверждает, что постепенно трудовые мигранты, которые в большинстве своём поддерживали официальную позицию Кремля в войне с Украиной, меняют свою точку зрения.

– Несмотря на то, что пропаганда продолжает свою работу, к таджикским трудовым мигрантам приходит отрезвление и они понимают, что единственная цель у российской стороны – это вовлечь их в войну и решить свои задачи за счет их жизней. На такие жертвы они не готовы, – говорит Абдумалик.

Большинство журналистов внутри Таджикистана, к сожалению, до начала войны крайне редко занимались международной повесткой.

«Наши (таджикские – прим. авт.) медиа очень редко обращались к международной тематике, мы не следили за Украиной, мы не анализировали геополитическую ситуацию. Нам казалось, что нас это не касается, и мы отдали международную повестку на аутсорс российским государственным СМИ. И теперь каждый день аудитория в Таджикистане слушает аргументы безумных журналистов» – говорил в начале войны в Украине Марат Мамадшоев, главный редактор Представительства института по освещению войны и мира (IWPR) в Таджикистане.

Эксперты отмечают, что на отсутствие объективного контента о зарубежных событиях в Таджикистане, влияет в том числе и ограниченный доступ к информации внутри страны. Журналисты не раз жаловались на невозможность получить информацию из официальных источников, а также на нежелание независимых экспертов давать комментарии прессе из-за опасений за свою собственную безопасность. Власти в Таджикистане зачастую сами не высказываются по важным событиям (например, они до сих пор не высказали свою точку зрения о ситуации в Украине) и заставляют хранить молчание всех остальных. Но независимые эксперты уже много лет предупреждают, что из-за такой позиции информационная безопасность страны ставится под угрозу. Например, еще в 2020 году, Шерали Джурабаев, управляющий директор SkyCentralAsia/Tajikistan говоря о том, что большая часть населения в Таджикистане предпочитает получать информацию на зарубежных площадках, объяснял: «Если бы, не дай Бог, между Таджикистаном и Россией произошла бы такая же ситуация, как между Россией и Украиной, то население Куляба знало бы позицию России лучше, чем позицию Таджикистана».

Лола Ходжаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.