Как теперь в Казахстане будут защищать права потребителей - Exclusive
Поддержать

Как теперь в Казахстане будут защищать права потребителей

В начале октября депутаты Мажилиса Парламента начали работу над проектом Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции. Необходимость и своевременность нового законопроекта подверждается данными «Национальной Лиги потребителей» — о них рассказала президент этой общественной организации Светлана Романовская.

За период с 2018 по 2021 годы в страну было завезено контрафактной продукции на 30 миллиардов тенге. И этот объем увеличивается ежегодно на 10 процентов – такие данные она приводила летом этого года.

А уже осенью глава РОО озвучила новые данные статистики: только благодаря работе горячей линии РОО «НЛП» за период с 01.01.2023 г. по 01.10.2023 г. получила 9 954 обращений потребителей, общая сумма ущерба которых составила 2 458 379 537 тенге. За девять месяцев – почти 2,5 млрд. тенге – и это без учета средств, которые граждане страны вернули самостоятельно или по суду. Это тоже, скорее всего, миллиарды тенге. По самым скромным оценкам, сказала Романовская, доля поддельных товаров на рынке Казахстана составляет более 30 процентов.

Очевидно, что старый Закон не работает. И это хорошо понимают в Мажилисе. При первом обсуждении поправок в законопроект в сентябре, выступая перед депутатами, вице-министр торговли и интеграции Кайрат Балыкбаев отметил, что «при разработке законопроектов приняты во внимание результаты анализа и мониторинга обращений граждан, предложения общественных институтов по защите прав потребителей, итоги социологических исследований, а также международный опыт». По словам вице-министра, законопроектом предлагается изменить действующий четырехступенчатый последовательный бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей. Чиновник напомнил, что на первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении его потребительских прав. «Если переговоры не увенчались успехом, и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратиться к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в государственный орган. Административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, так как частный спор разрешается исключительно судами по рассмотрению гражданских дел. Такое положение создало волокиту для рядовых граждан», — сказал Кайрат Балыкбаев. Законопроектом предлагается исключить нелогичную и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. При принятии данных поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд или, при наличии состава административного правонарушения, в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

Об этой же процедурной волоките говорила и Светлана Романовская. По- сути, потребитель, отстаивающий свои права, тормозится уже на первой ступени, потому что для недобросовестного поставщика товаров и услуг в наших законах сохранены сотни «лазеек», позволяющих ему заволокитить дело и уйти от ответственности. Например, затянуть с экспертизой, которая должна идти 30 дней, а в реальности порой длится месяцами. Как в случае с вредоносными конфетами, которые еще в начале года обнаружили на прилавках Казахстана эксперты РОО. В них вовсю кишели кишечные палочки и был превышен уровень дрожжей. Минздрав делал экспертизу несколько месяцев, а нарушители отделались грошовыми штрафами, а вредные конфеты в этот период все равно продавались!

РОО «НЛП» на протяжении 32 лет защищает права потребителей в РК. В его рядах — 76 215 человек, из них 29 000 волонтеров. РОО «НЛП» способствует предотвращению конфликтов между потребителями и предпринимателями и повышению безопасности, улучшению качества жизни народа Казахстана. Но движение за цивилизованный, безопасный и качественный рынок товаров и услуг в нашей стране все еще не приобрело достаточного общественного размаха. К примеру, в соседнем Узбекистане в организационную структуру общества защиты прав потребителей входит 8 тысяч человек, а с учетом волонтеров движение насчитывает 600 тысяч членов! Естественно, порядка на рынке соседей гораздо больше, а контрафакта – в разы меньше. Что, кстати, не мешает многим узбекским производителям успешно реализовывать на рынках Казахстана свою фальшивую, более дешевую, продукцию.

Законопроектом, как рассказала Светлана Романовская, предусматривается введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. Размер штрафа составляет от 10 до 50 процентов от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа.

Эта норма, по мнению Светланы Романовской, поможет решить острейшую проблему оплаты услуг юристов, привлекаемых для защиты прав потребителей. Сегодня юристы за такие дела берутся неохотно, потому что забот с ними – полный рот, а заработок мизерный, да еще и негарантированный. Солидные штрафы дадут возможность оплатить услуги хороших юристов, а с другой стороны – «привести в чувство» завзятых недобросовестных производителей, ударив их по карману.

Светлана Романовская рассказала, что они в РОО тщательно мониторят и анализируют ситуацию с обращениями по поводу некачественных товаров и услуг. В основном жалобы касаются магазинов, которые осуществляют свою деятельность на различных маркетплейсах, и предпринимателей, реализующих свои товары, услуги и/или работы через социальную сеть «Instagram» (доставка не того товара, отказы в обмене/возврате, непредоставление информации об адресе нахождения и данных руководителя и другие нарушения). Поэтому она горячо поддерживает поправки в новый Закон, которые касаются онлайн-торговли. По официальным данным правительства, за шесть месяцев 2023 года количество жалоб потребителей на сегмент электронной торговли увеличилось на 411 процентов (4795), по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (937). Новые поправки в законопроект предлагают закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также приравнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров, к «торговым объектам». Это позволит привлекать к административной ответственности субъектов бизнеса по части 1 статьи 193 КоАП за нарушение законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности. Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, законы о транспорте, туристской деятельности, регулировании торговой деятельности, о доступе к информации и о естественных монополиях.

— Также в последнее время наблюдается постоянный рост цен на продукты питания, технику, товары народного потребления, услуги и работы, – сказала Светлана Романовская. — Этот тревожный тренд сопровождается ухудшением качества предоставляемых товаров и услуг, что негативно сказывается на потребителях. Вместе с тем, отсутствуют утвержденные методики проведения проверки качества, необходимая техника для обеспечения должного контроля, и/или, наконец, компетентные специалисты.

Одной из главных причин настоящего разгула недобросовестного предпринимательства в нашей стране Светлана Романовская считает многолетний мораторий на проверки бизнеса. Принятый много лет назад из благих целей – защиты бизнеса от излишнего контроля и коррупции, он привел к обратному результату. Сегодня махинаторы и поставщики «фальшака» чувствуют себя на казахстанском рынке куда вольготнее, чем добросовестные предприниматели. И последние стали задумываться: а стоит ли быть такими уж правильными и законопослушными, если за фальшивки никто не несет наказания, а прибыль у таких компаний выше, потому что налогов не платят?

Мораторий надо срочно отменять и налаживать проверки недобросовестных компаний, считает глава «Национальной Лиги Потребителей».

Светлана Романовская рассказала, что в целях более качественной работы РОО «НЛП» в регионах были зарегистрированы представительства на базе местных вузов, которые возглавили преподаватели, прошедшие обучение в сфере защиты прав потребителей.

— Открытие представительств делает студентов более конкурентоспособными, так как они уже будут иметь необходимые для работы опыт и знания, — считает глава РОО. — Более того, преподаватели и студенты имеют возможность оказывать услуги потребителям, что позволит более оперативно реагировать на обращения потребителей из разных регионов и предоставлять им квалифицированную помощь. Деятельность представительств нацелена на решение социально значимых экономических и политических проблем каждого региона РК для улучшения жизни граждан, установления социальной справедливости и уважения прав человека, а также разумного управления ресурсами (людскими, материальными), создания честного рынка и эффективной экономики. В рамках данного направления деятельности РОО «НЛП» открыто к сотрудничеству с желающими присоединиться к движению по защите прав потребителей вузами. Сегодня наступает новый важный этап в развитии цивилизованного потребительского рынка в Казахстане, считает Светлана Романовская. «Национальная Лига Потребителей» призывает к обсуждению Законопроекта о защите прав потребителей государственные органы, бизнес-сообщество и общество в целом для объединения усилий в целях обеспечения качества и безопасности товаров, услуг и работ, представленных на рынке Казахстана.

Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.