Как встречать Наурыз в условиях города? - Exclusive
Поддержать

Как встречать Наурыз в условиях города?

Впервые Наурыз официально и на государственном уровне в Казахстане начали отмечать в 1988 году. Однако обрядность восточного Нового года в нашей стране до сих пор не разработана. Казахстанцы более или менее знают только его гастрономическую составляющую: варится мясо, приходят гости и начинается обычное застолье.

Популяризатор государственного языка и знаток казахских обрядов Канат Тасибеков считает, что Наурыз надо модернизировать, поскольку горожан становится все больше, а селян, наоборот, все меньше.

– Меня удивляет, почему маркетологи до сих пор обходят вниманием этот праздник, – говорит он. – Если была бы разработана соответствующая обрядность и под нее налажено производство, предположим, стандартизированного наурыз-коже, то этот товар уходил бы с лету, а сейчас его готовят кто как может. Не думаю, что я один так думаю, но за все годы ни у кого руки не доходят раскрутить этот праздник так, чтобы он занял подобающее ему место.

Историки говорят, что возраст одного из самых древних праздников человечества, уходящего корнями в седую старину, исчисляется пятью тысячами лет. Его «родителями» они называют степняков-кочевников. Радуясь возрождению к жизни всего сущего на земле, люди, жившие в гармонии с природой, и сами обновлялись. Чистили свои жилища и все вокруг него, вывешивали на солнце свои одежды и нехитрое убранство дома, устраивали скачки, прыгали через высокий костер, юноши и девушки взлетали в небо на качелях, а в каждом доме был накрыт щедрый дастархан для всех.

Но потом Наурыз на долгих 70 лет ушел в подполье. Народу его вернули в разгар перестройки в СССР, но если сравнивать со встречей искусственно созданного Нового года, то Наурыз пока сильно проигрывает. Но ведь и Новый год, который так любят в странах постсоветского пространства, далеко не сразу стал праздноваться в том формате, в котором мы его знаем. Он является изобретением советских идеологов.

На самом деле, со второй половины XIX такой сказочный персонаж, как Дед Мороз, чья календарная приуроченность связывалась с Рождеством, дарил детям подарки, но никакой Снегурочки рядом с ним не было, хотя в народной мифологии она присутствовала. В литературу дочку деда Мороза и Весны-Красны, для которой лучи бога солнца Ярилы были смертельны, привел драматург Александр Островский, написав по народным мотивам пьесу «Снегурочка». Затем этот же персонаж был увековечен в одноименной опере Римского-Корсакова и в картине Васнецова, но символом Нового года она стала только в 1937 году, в самый разгар репрессий.

В1929 году Рождество Христово, а вместе с ним и Дед Мороз, как чуждый для советских детей буржуазный элемент, были упразднены. Пионеры распевали в те годы «Не морочьте нам голову, нам не надо попа и елку».

Но через несколько лет Иосиф Сталин решил, что советскому народу нужен какой-то объединяющий праздник. В 1935 году в газете «Правда» была опубликована статья первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева, где он призывал отмечать новый пролетарский праздник – Новый год. «Елка является прекрасным развлечением для детей», – написано было в той статье. Через год Дома пионеров получили образцы сценария для его празднования и в канун 1937 года в московском Доме Союзов состоялась образцовая всесоюзная елка, где Дед Мороз в окружении девочек-снегурочек приветствовал лучших учеников страны. Сталинские идеологи смогли за короткий даже не возродить, а создать фактически новый праздник, превратив жестокого некрасовского Деда Мороза, которого советские дети знали по урокам литературы, в доброго деда. Еще одним атрибутом советского Нового года стало «Советское шампанское». Когда куранты пробили полночь, Дед Мороз зажег огни на елке в Доме Союзов своей волшебной палочкой и поднял бокал с этим напитком, который был создан в 1928 году, но его массовый выпуск в Советском Союзе начали в том же 1937 году, после того, как распоряжение об этом подписал Сталин.

Вот так родилась новая советская традиция, которую народ встретил с радостью. Всего за несколько лет новоявленный Дед Мороз стал любимцем советской детворы, а его помощница Снегурочка постепенно стала превращаться из маленькой девочки в сексапильную блондинку в голубой мини-шубке.

Поскольку все мы родом из советской шинели, я тоже люблю Новый год. В детстве он всегда был связан с запахом хвои, апельсинов-мандаринов, звуками хлопающего шампанского, шитьем новогодних костюмов, хороводами вокруг елки, подарками. Так как наша семья жила тогда в одном из лесхозов Целиноградской области, то в последние дни декабря я отправлялся вместе братьями в лес за елочкой – тогда это не запрещалось. Дерево долго и придирчиво выбирали, затем торжественно несли домой, где устанавливали на огромную крестовину, которая тоже целый год ждала своего часа в кладовке. А потом начиналось самое волнительное – мама доставала коробку с игрушками, и мы всей семьей наряжали елку, иногда к нам присоединялся даже отец, если ему удавалось пораньше вырваться с работы. Мне казалось тогда, что все люди в ожидании новогоднего чуда становились добрее и внимательное друг к другу. Да нет, не казалось – так и было. В новогоднюю ночь в студенческие годы даже на улицах больших городов незнакомые люди обнимались и обменивались добрыми пожеланиями.

А вот наш славный Наурыз, вернувшись к нам в конце 80-х из большевистского забвения, все еще не занял подобающего ему места. Это прямое упущение идеологов, если они у нас, конечно, есть. Но мне хотелось бы, чтобы он стал в Казахстане таким же волнующим, объединяющим людей разной национальности и культурных традиций праздником, как встреча Нового года. Но пока мы его пока только любим – горячо и всей душой, а вот с достойной ему оправой – обрядностью – вышла заминка.

Никто меня не может переубедить, что этот светлый праздник весны и возрождения жизни нерационально и неразумно встречать в квартирах. Я помню, как на один из первых наурызов организовали театрализованное представление и люди на конях и верблюдах ждали на площади высокое начальство, для которого был накрыт стол в вип-юрте. Но животные не стали считаться с планами организаторов: они, недолго думая, справили свои нужды на до блеска отмытый асфальт.

Так как его придумали люди, не слазившие с коня, то Наурыз нужно проводить на ипподромах, где можно проводить игры кочевников. Например, начинать с конного шествия из центра города, к которому по дороге будут присоединяться люди. Но для этого надо расписывать сценарий, разработать образ популярного у восточных народов мифического персонажа – Кызыр-ата. Этот сказочный старик, одетый в длинную шубу, от соприкосновения с которой тает даже камень, согласно мифам, в ночь с 21 на 22 марта обходит все дома. Считалось, что он приносит в дом радость, счастье, согласие, исполняет мечты. Люди, ожидая его, не гасили на ночь свет в доме. Сейчас он мог бы стать потенциальным кандидатом на главное действующее лицо праздника, но вначале его надо визуализировать – расписать длину бороды, детали чапана-шубы, сапог -саптама. Его может сопровождать Ак-аже или внучка Шолпан – утренняя звезда.

Если создать правильную обрядность и атрибутику, то Наурыз может и должен иметь немалую коммерческую составляющую. Все это будет раскупаться со скоростью света. Удивляюсь, почему бизнесмены не раскрутили эту фишку. У меня у самого есть много наработок, но пока я больше занят популяризацией государственного языка. Однако в будущем, возможно, вплотную займусь этим вопросом.

Кстати, что касается Павла Постышева, чьими устами была озвучена идея организовать для советских людей новогодний праздник, то он в феврале 1939 года был расстрелян как японский шпион…

Иллюстрация на обложке из открытых источников.

Мерей Сугирбаева




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. НАВРУЗ, это прежде всего ритуальное блюдо СУМАЛЯК. Его готовят все народы, кто издревле отмечает и празднует НАВРУЗ. На моей памяти со времен СССР, самый вкусный СУМАЛЯК был в Киргизии. Не понятно, каким боком здесь казахи? Нет никаких исторических письменных источников, о праздновании Навруза казахами. Мало того в казахском языке слово СУМЕЛЕК, — нарицательное! Куда же вы со своим рылом в калашный ряд?
    Казахи не знают своих праздников, или стесняются их, т.к. они имели скотоводческий характер. Взяли и прицепились к празднику земледельцев. Истинный казахский праздник, — ОТАМАЛЫ. Но казахи давно о нем забыли, и понятия о неи не имеют.