Как защититься от распространения новых вирусов - Exclusive
Поддержать

Как защититься от распространения новых вирусов

В конце этого лета мир столкнулся с массовым распространением вируса «оспы обезьян» и очередных мутаций коронавируса. Минздрав Казахстана, как и во всех других странах мира, неизбежно обязан реагировать на эти вызовы. Что можно предпринять для защиты от возможных угроз? Для начала нужно повторить уроки пандемии COVID-19.

В середине августа 2024 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила распространение вируса mpox (так называемой «оспы обезьян») чрезвычайной ситуацией международного значения. 

– Появление новой разновидности вируса «оспы обезьян», её быстрое распространение на востоке Демократической Республики Конго и сообщения о случаях заболевания в нескольких соседних странах вызывают большую тревогу. С учётом вспышек других клад вируса «оспы обезьян» в Демократической Республике Конго и других странах Африки становится очевидно, что для прекращения этих вспышек и спасения жизни людей требуются согласованные международные меры реагирования, – выступил с заявлением генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.

Как отмечает ВОЗ, mpox – это инфекционное заболевание, которое вызывает болезненную сыпь, увеличение лимфатических узлов, лихорадку, головную боль, мышечную боль, боль в спине и упадок сил. Сыпь, как правило, начинается на лице и распространяется по всему телу, охватывая ладони рук и подошвы ног. Болезнь передаётся от человека к человеку при тесном контакте («кожа к коже», «рот-рот», «рот к коже», «лицом к лицу») и от загрязнённых предметов. У многих людей заболевание протекает в тяжёлой форме и при несвоевременной диагностике или ослабленном иммунитете может приводить к гибели.

И хотя о пандемии сейчас речи не идёт, за информацией о данном вирусе необходимо следить, поскольку он уже начал распространяться в странах, которые посещают казахстанские туристы. Если раньше mpox фиксировался преимущественно лишь в странах Африки, то в середине августа случай заболевания был впервые выявлен в Европе, а в конце августа – в Таиланде. Причём в Таиланде он был зафиксирован не у местного жителя, а у европейского путешественника. А в конце сентября первый случай заражения новым штаммом mpox сlade 1В был зарегистрирован в Индии. Там данным вирусом заразился 38-летний мужчина, который вернулся в страну из Объединенных Арабских Эмиратов. 

Это заставляет задуматься: может ли Казахстан также столкнуться с этой угрозой в будущем? Готова ли страна к потенциальному появлению новых инфекций, и какие решения уже есть для их предотвращения? Для ответа на эти вопросы вспомним, как Казахстан реагировал на пандемию коронавируса.

Пандемия коронавируса: первые меры и уроки

Когда в конце 2019 года мир узнал о появлении в Китае нового вирусного заболевания, получившего тогда название COVID-19, и начал осознавать масштабы угрозы, Казахстан, как и многие другие страны, оказался в сложной ситуации. Какие действия необходимо предпринять для системного реагирования и полной остановки распространения болезни по миру, – никто не знал. 

Несмотря на то, что практически все страны мира на постоянной основе взаимодействуют друг с другом, обмениваясь информацией о зоонозных инфекциях, имеют общие договорённости и межгосударственные соглашения, а также предоставляют рекомендации, полученные от изучающих опасные болезни учёных, единой линии по противостоянию коронавирусу не оказалось.

– На глобальном уровне был полный хаос. Страны закрывали границу, мешали друг другу, в каком-то смысле соперничали, кто раньше и кто жёстче введёт карантин, кто покажет свой характер. Кто-то вообще отказался от ограничений, кто-то, наоборот, всех закрывал. В общем, кто в лес, кто по дрова. Единого руководства не было и не могло быть.

– вспоминает Елжан Биртанов, занимавший в момент начала распространения пандемии коронавируса пост министра здравоохранения Казахстана.

По словам Биртанова, информация поначалу поступала только по закрытым каналам от Всемирной организации здравоохранения. Первые сигналы о новой инфекционной болезни COVID-19 санитарная служба Казахстана получила ещё в конце 2019 года.

– Когда возникла ситуация в Ухани, наша санитарная служба, естественно, начала получать информацию о болезни намного раньше, чем она пришла в Казахстан. В конце декабря 2019 года мы получили по линии ВОЗ сначала неподтверждённую информацию о данном вирусе, а уже в начале января 2020 года она подтвердилась. И тогда мы официально вышли в народ. На тот момент главный государственный санитарный врач Жандарбек Бекшин провёл первую пресс-конференцию и начал говорить о том, что есть риск пандемии и мы к ней начинаем готовиться. Уже в январе 2020 года у нас в республике проводились обучение людей, подготовка к появлению вируса и оснащение лабораторий, исходя из той информации, которая была у ВОЗ.

– рассказывает экс-министр. 

В феврале 2020 года началась активная работа правительственной межведомственной комиссии, которая обсуждала и распространяла информацию о том, какие действия необходимо предпринимать не только на уровне министерства здравоохранения. Задействованы были также МЧС, МВД, КНБ, погранслужбы, акиматы и другие госорганы. Санитарная служба в соответствии с международными стандартами разработала протоколы, касающиеся изоляции и диагностики больных. А 11 марта 2020 года ВОЗ официально объявила режим пандемии, после чего повсеместно были введены жёсткие карантинные меры. 

– Если человек вернулся из какой-либо страны и у него возникли какие-либо признаки опасного заболевания, то сразу даётся экстренное извещение, приезжает специалист соответствующий и далее начинается сценарий диагностики этой болезни, имеет место она или нет, нужна ли изоляция и так далее. Это всё отработанные механизмы. Когда у нас была пандемия, мы действовали по этому сценарию. Например, как вы помните, когда первые люди возвращались в Казахстан из зоны распространения COVID-19, мы всех привозили в отдельном самолёте и изолировали как контактных людей. На тот момент инструкции ВОЗ были такие: нужна изоляция людей, чтобы прервать цепочку передач.

– объяснил Биртанов.

Эксперты в области здравоохранения отмечают, что разрыв контактов – это самый проверенный метод прекращения распространения любой зоонозной инфекции, от гриппа до коронавируса. Именно на это и были направлены всевозможные превентивные меры. 

Но, несмотря на это, ситуация усложнялась. Во всех странах мира начинали фиксироваться смерти из-за последствий коронавируса. Также её усугубляли возникшие проблемы с закупкой медицинских товаров и средств индивидуальной защиты.

– В условиях чрезвычайной ситуации мы, при всём желании, не могли купить ничего, так как все границы были закрыты, а основные страны-партнёры, такие как Россия, Китай и Турция, к тому моменту уже запретили экспорт товаров медицинского предназначения. Достаточно долго деньги на закупки были, но купить медтовары мы не могли.

К примеру, я помню, как в мае 2022 года мы купили аппарат ИВЛ, но единственная возможная ближайшая поставка его была лишь в ноябре. И что с этим делать? В то же время, казахстанские частники отказывались продавать нам даже те же самые маски по старым ценам. Они просто не выходили на тендер. Ведь зачем им продавать государству маски по официальной закупочной цене 15 тенге, если аптекам они в это время могли продать по 200, а за рубежом – вовсе за 500? Но новую цену мы попросту не могли установить, так как это нарушало бы законодательство страны о госзакупках и расценивалось бы как уголовно наказуемое деяние.

Нам приходилось искать альтернативные способы их производства, кое-как смогли поднять контрактную цену хотя бы до 50 тенге. Выше не могли, ведь это уже было трёхкратное увеличение бюджета для нас.

– рассказал бывший глава Минздрава. 

Инфографика: Статистика COVID-19 в Казахстане.

Тем не менее, коронавирус в силу естественных причин постепенно эволюционировал и видоизменился, создав новые штаммы и став менее агрессивным. 

– Изначально у нас был Уханьский штамм. Затем очень сильно нашумел Дельта-вариант SARS-CoV-2, который был, наверное, самым опасным штаммом, потому что при его появлении увеличилась и заразность, и летальность. Большинство смертностей во время пандемии коронавируса происходило как раз-таки из-за варианта Дельта. Но затем всё полностью заменил Омикрон.

Вирусу не очень выгодно, когда человек умирает. Ему выгодно, чтобы хозяин жил и очень легко передавал инфекцию другим. Заразность для вируса – это наиболее важная стратегия. И именно поэтому вырвался вперёд Омикрон. В результате коронавирус стал очень заразным, но менее летальным.

– объясняет популяризатор доказательной медицины, PhD в области молекулярной биологии, консультант по вопросам иммунизации и глобального здоровья, волонтёр проекта Medsupportkz Асель Мусабекова.

Инфографика: Древо мутаций SARS CoV-2

Источник: COVID Data Tracker | Centers for Disease Control and Prevention

Помимо этого, благодаря появлению вакцин и наращиванию коллективного иммунитета вирус перестал представлять такую опасность, которую он создавал изначально. В результате 5 мая 2023 года ВОЗ официально объявила об окончании пандемии коронавируса.

О том, что происходит с коронавирусом сейчас, и о текущем противостоянии вирусу mpox читайте в следующем материале.

Данный материал создан в жанре журналистики решений в рамках проекта Solutions Journalism in Medicine (SJMED). Мнения, выраженные в данном материале, принадлежат авторам и не обязательно отражают официальные точки зрения Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз», Представительства ЮНИСЕФ в Казахстане и Агентства США по международному развитию (USAID).


Автор материала: Максим Елизаров. Менторы при создании работы: директор аналитического центра Central Asia Cronos Анатолий Иванов-Вайскопф и врач-резидент NUSOM, директор ОФ Medsupportkz Ботагоз Каукенова.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *