Кантар-2022. Что пошло не так в январском недопервороте или все так было задумано? - Exclusive
Поддержать

Кантар-2022. Что пошло не так в январском недопервороте или все так было задумано?

До сих пор никто не понял, что случилось в январе на самом деле. Официальная риторика только усугубляет сомнения. Возможно, дело в том, что Кантар – это уже третья попытка госпереворота. В последний раз его должно было спровоцировать убийство Алтынбека Сарсенбаева.

Несмотря на все старания власти, общество не может забыть Кантар. Режим строгой секретности по январским событиям только снижает доверие к Акорде, несмотря на обещания о беспристрастности расследования. Между тем в судах уже начали рассматривать дела «топ-менеджеров» неудавшегося государственного переворота. Поэтому мы решили сами попытаться понять, кем могли быть действующие лица и исполнители недопереворота.

Лет десять назад независимая пресса описывала возможный сценарий переворота с целью смещения с власти Елбасы и замены его неким «демократом-путчистом». Если коротко, то должен был быть какой-то повод для того, чтобы вывести народ на улицы. Причем, спровоцированный повод. Например, «загадочная смерть» какого-то общественного деятеля.

Еще раньше, в середине «нулевых», были разработаны определенные алгоритмы, которые могли бы собрать за короткий срок большие массы людей. При этом «движущей силой» должны были стать заранее подготовленные молодые люди из числа так называемых «спортиков», бывших уголовников и тех, кого принято называть последователями деструктивных течений. Они могли действовать, согласно поставленным задачам, исходя из обстановки. Это, например, погромы на барахолке и в торговых домах, факельные шествия с выкрикиванием националистических лозунгов, применения огнестрельного оружия в общественных местах. То есть, нагнетание обстановки и прогрессирующее чувство страха среди горожан.

Напомним, что перед президентскими выборами 2005 года, которые должны были пройти 4 декабря, по Алматы стали распускать слухи о возможных нападениях на ту же барахолку. А буквально накануне дня голосования эти слухи превратились чуть ли не в достоверную информацию о поджоге ТД «Адем», расстреле маршрутки у «Саяхата», бесчинствующей молодежи, идущей вниз по улице Жарокова и так далее. Причем, как показало тогда небольшое журналистское расследование, источником распространения фейков были силовые органы и медучреждения. В итоге, в день выборов значительная часть горожан предпочла выехать «от греха подальше», улицы мегаполиса опустели, а те, кто пришел на избирательные участки искренне проголосовали «за стабильность».

Другим направлением «движущей силы» было создание видимости массового недовольства действующей властью или же просто возмущением каким-либо действием (бездействием) правительства и Акорды. Безусловно, тогда протестное движение было достаточно организованным, но потенциально скованным в количестве и контролируемым оппозицией. Максимально число протестующих собиралось дважды – в феврале 2006 года – в день похорон Алтынбека Сарсенбаева и последующем через неделю траурном митинге. Во втором случае власти буквально спровоцировали людей (их было около 4 тысяч) на то, чтобы они двинулись на центральную площадь Алматы.

Кстати, в свое время полковник КНБ в отставке Арат Нарманбетов утверждал, что убийство Сарсенбаева, кроме прочего, должно было подтолкнуть оппозицию к массовым митингам с «ответной реакцией» режима – а именно, силовой разгон и расстрел. После этого назрел бы серьезный политический кризис, который планировалось перевести в «дворцовый переворот». Действующий президент был бы отправлен в отставку (с некоторыми вариантами, начиная от «горбачевского» и заканчивая «как Чаушеску»), а временное правительство возглавил был некий спаситель. Его роль, как тогда предполагалось, должен был сыграть Рахат Алиев, которого поддержал бы один клан (тогда его называли «южане», которые контролировали практически весь силовой блок). Правда, по некоторым данным, самого Рахата Мухтаровича тоже был убрали «под шумок», но это совершенно другая история.

Возможно, все это может показаться выдумками или домыслами, но повторимся – этот сценарий был описан еще задолго до того, как операция «Преемник» стала обретать реальные черты. Да и одно из ответвлений этого сценария вполне могла предусматривать и своеобразный транзит власти. В общем, мы ничего не выдумываем (может быть даже кое-что и подзабыли), а доказательством этому служит то, что произошло в январе 2022-го.

Добавим еще несколько штрихов, о которых также упоминала независимая пресса (в частности, журнал ADAM bol) в те годы. Так, прорабатывались методы управления толпой (именно толпой), которые, в принципе, уже давно прописаны: некий лидер должен возглавить массы и вести «толпу» хоть на акимат, хоть на «сулпак», хоть на здание РОВД. Но прежде следовало нейтрализовать реальных и потенциальных оппозиционных политиков, гражданских активистов и общественных деятелей – чтобы они не мешали. Это делается очень просто – превентивные аресты на 15 суток, запугивание, блокада у дома, «отправка на больничный» и так далее. В принципе, это не так сложно, тем более, со временем общество лишилось таких лидеров, а с остальными можно было разобраться силами участковых.

Кроме этого, предусматривалось бездействие полиции. Город нужно было отдать на растерзание провокаторов, которые действовали мобильными группами, вскрывали торговые дома и банки, оставляя их на разграбление. На этом фоне легко было разжечь несколько социальных и межнациональных конфликтов, но на такое тогда никто не решился, поскольку тогда сохранить ситуацию под контролем было бы очень трудно.

Надо учитывать, что наделенные всей полнотой власти сценаристы такого переворота должны были сделать так, чтобы ни у кого не возникло сомнений в реальности происходящего, но при этом постараться не допустить реальной революции масс. Для этого, безусловно, режим предпринимал и предпринимает целый комплекс мер для самозащиты. И это особенно видно по тому, что произошло в январе. Например, 12-15 лет назад в Алматы начали строить дорожные развязки. Дело хорошее и нужное, но независимые специалисты по урбанистике говорили о нелогичности некоторых моментов – в частности, о том, что в мегаполис по-прежнему трудно попасть с его западной (особенно западной) и восточной частей.

Секрет, как оказалось, прост. Этими самыми развязками, а немногим позже введенной в строй объездной дорогой можно было относительно небольшими силами перекрыть въезд в центр города. Если поставить блокпосты на ключевых перекрестках, то можно было долгое время сдерживать поток, который мог бы хлынуть из пригородов. По крайней мере, сдержать до тех пор, пока сюда не прибудут десантники из Капшагая и спецназ по разгону митингов из Каракемера. Увидели ли мы такое в январе? Нет.

Январь-2022

Понятно, что теория всегда отличается от практики, даже если проводишь учения, приближенные к боевым. Не только мы говорили, что Кантар-2022 – это Желтоксан-2011 в расширенном и более кровавом масштабе. Многое из описанного выше мы наблюдали в Жанаозене за 10 лет до этого. Подчеркнем – наблюдали, но особого участия в этом не принимали. Между тем, в Жанаозене тогда полиция тоже внезапно куда-то пропала, первоначально раззадорив бастующих людей. Вместо них появились «люди в черном» и неопознанные лица в новеньких спецовках, которые физически не могли быть у бастующих много месяцев (многие были уволены) нефтяников. Они громили постройки на площади, штурмовали административные здания, в том числе и КМГ (попутно уничтожив документы по зарплатам), разбивали «сулпаки», отдав их на разграбление толпы.

Вернемся к началу этого года. Мы не станем повторять то, что и так ясно – «заговорщики» имели две цели: дискредитировать протест и воспользоваться им. При всем нашем уважении к Жанболату Мамаю и его последователям, он никак не мог он собрать несколько тысяч человек, которые в течение короткого времени (буквально за час-полтора) прибыли к «Алматы-Арена». Безусловно, среди тех, кто там был вечером 4 января было немало его сторонников и тех, кто узнал о митинге по «узын кулаку». Но можно констатировать, что значительная часть собравшихся даже не слышала о Жанболате и прибыла на место совершенно по другим мотивам.

Заметим, что «Алматы-Арена» находится в западной части Алматы. Район этот, хоть и обжитой в настоящее время, все же считается окраиной, куда трудновато добраться, если ты не живешь где-то поблизости. Еще ранее, днем 4 января, попытки собраться были и вовсе у рынка «Алтын-Орда», что изначально могло показаться странным, зная о том, кому он принадлежит. Но позже, когда прошло время, этот факт, наоборот, стал лишним доказательством того, кто мог стать истинным организатором. Нет, не мирных митингов против повышения цен на газ, выражения солидарности с мангыстауцами и выражения потаенного до этого момента «Шал, кет!». Не этого всего, а провокаций с полицией, погромов магазинов, подвоз оружия, штурма административных зданий.

А пока у «Алматы-Арены» творилась современная история. Прибывший сюда Жанболат Мамай был локализован и вывезен в неизвестном направлении, как и другие потенциальные лидеры, которые старались не допустить агрессии в отношении правоохранительных органов. Поэтому топла стала неуправляемой или, напротив, легко управляемой, и стала продвигаться в центр города – сразу в сторону двух главных площадей. По пути начались столкновения с полицией и солдатами нацгвардии.

Позже президент Токаев выступил с обращением к народу, в котором, кроме прочего, сказал: «Власть не падет, но нам нужен не конфликт, а взаимное доверие и диалог», что вызвало некоторое недоумение, так как никто о свержении власти не говорил. В это время людей на площади Республики встретили слезоточивым газом, заодно подставив под удар провокаторов молодых безоружных нацгвардейцев. Еще немногим позже глава государства объявил о введении режима чрезвычайного положения в Алматы и Мангыстау.

В ближайшее время, опираясь на общеизвестные факты и официальную информацию, мы попробуем разобраться, кто из ныне арестованных и привлекаемых к ответственности мог действительно участвовать в перевороте, какую роль они выполняли, а также о тех, кого мы не увидели не только среди подсудимых, но даже подозреваемых.

Продолжение здесь.

Мирас Нурмуханбетов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *