Ya Metrika Fast


English version

Казахская сказка: почему Азиз Бейшеналиев не хочет возвращаться в Россию?

Культурная среда — 9 декабря 2025 14:00
1
Изображение 1 для Казахская сказка: почему Азиз Бейшеналиев не хочет возвращаться в Россию?

В онлайн-кинотеатрах Казахстана вышел в прокат, снятый в жанре хоррор киносериал «Казахские страшные сказки» Адильхана Ержанова. Одну из главных ролей в нем сыграл актер-космополит, как он себя называет, Азиз Бейшеналиев: долгое время жил и работал в России, десять лет назад переехал в Казахстан и сейчас живет на две страны – получил два года назад американскую грин-карту. Азиз последовал туда вслед за сыном, который имеет, также, как и он сам, расстройства аутистического спектра.

Тень отца

Изображение 2 для Казахская сказка: почему Азиз Бейшеналиев не хочет возвращаться в Россию?

Актер не скрывает это, как и то, что своего знаменитого отца, народного артиста СССР Болота Бейшеналива, он видел всего четыре раза в жизни за те 14 лет, что прошли после развода родителей.

Актерской профессии он учился в Ташкенте. В годы его студенчества (90 годы) на «Узбекфильме «была снята, да и то по заказу президента Ислама Каримова, всего одна лента – исторический фильм «Великий эмир Тимур». А потом киноиндустрия была практически парализована.

Чингиз Айтматов

– Я понимал, что ни в Ташкенте, ни в Бишкеке не смогу найти себе работу, – рассказывает актер. – А я к тому времени я был уже женат, у меня рос сын. Нужно было уезжать туда, где мог бы найти работу. Решил переехать в Москву, но «Мосфильм» тоже не ждал меня с распростертыми объятиями. Пришлось на несколько лет забыть об актерской профессии. Был секретарем правозащитной организации, курьером, экспедитором, помощником менеджера в фирме, которая торговала оптом и в розницу офисной техникой… Последнее место работы перед тем, как уйти в кино, – грузчик. Однажды на склад, где я работал, позвонили с «Мосфильма» и попросили встретиться с режиссером Александром Прошкиным. С ним не срослось, но появились другие проекты – с Эльдором Уразбаевым. Романом Балаяном и другими режиссерами. А с 2003 года начали приглашать в Казахстан. Я понимал, что у меня достаточно говорящая фамилия. Памятуя об отце, режиссеры делали мне как бы большой аванс. Его нужно было оправдывать.

Ваши родители рано развелись, и все же – какую роль сыграл отец в вашей жизни?

Мне было около пяти лет, когда это случилось, и я почти не помню того времени, когда жил в полной семье. Особенно, если учесть, что меня полуторагодовалым отправили в Туркменистан, к бабушке, маме моей матери. После этого я бывал во Фрунзе у родителей больше в гостях, так же, как и они, у нас с бабушкой в Чарджоу. После развода отец переехал в Москву, и я виделся с ним лишь эпизодически. По-настоящему встретился с ним, когда мне было уже 19. В то время я жил в Ташкенте, а отец вернулся после многих лет жизни в России на родину, в Бишкек.

Главный урок, который я вынес, общаясь с ним – любовь и забота о тех, кого любишь, не обязательно должна сочетаться с давлением на человека из желания «причинить ему добро», нужно ограждать его от нежелательных последствий. То есть обязательным спутником любви должно быть уважение. Любовь без уважения к тому, кого любишь, зачастую приводит к тому, что ты «из любви» позволяешь себе нарушать границы этого человека.

– Сатыбалды Нарымбетов на роль Мустафы Шокая в своей одноименной картине выбрал из многих вас. Каково было вам, кыргызу, играть великого казаха?

– Великого, неважно, какой он национальности, всегда играть непросто. Конкуренты, может быть, были даже мощнее по фактуре, по профессиональному и жизненному опыту, но Сакен-ага (Сатыбалды Нарымбетов. Ред.) искал, как он говорил, «свежее» лицо. А что касается Мустафы, то он не делил туркестанцев на государственные квартиры. Мне кажется, устраивать такое разделение – казах – не казах, кыргыз – не кыргыз, будет предательством его памяти, это противоречит принципам Мустафы, который говорил, что все мы – дети одной земли, а потому должны быть вместе.

– Сегодня вы гражданин даже не Кыргызстана или Узбекистана, а Казахстана, но ваше имя почему-то упорно связывают с Россией. 

– Да, я встречал такую характеристику в мой адрес – «российский киноактер». Так меня большей частью меня называют те, кто не видел моих работ в казахском кино или не знают о моем кыргызском происхождении. Так вот, я кыргыз, который долго жил и много работал в России, еще больше работал в Казахстане и последние десять лет живу в Алматы. Поэтому предпочитаю считать себя кыргызским, казахским и российским киноактером, причем определение «российский» для меня больше говорит о моем прошлом, которое вряд ли будет иметь продолжение. После того, как в 2022 году закончились все мои рабочие обязательства в российских проектах, в которых я принимал участие на тот момент, я принял для себя решение больше туда не ездить, в том числе для новых работ.

Казахстан для окончательного переезда в 2015 году я выбрал из-за того, что стал брать с собой подросшего сына в Алматы, где после съемок в блокбастере «Кочевник» в 2003 году стал сниматься довольно часто и стабильно.

Сынок у меня родился в Москве, но начиная детского сада, а потом в школе, имел там большие проблемы в общении со сверстниками из-за азиатской внешности. Оказавшись же в Алматы, он, впервые в свои десять лет, почувствовал себя комфортно. «Как дома», – помнится, сказал он. И после этого долго уговаривал меня переехать сюда. В конце концов, мы это сделали и ни он, ни я ни разу об этом не пожалели. Но все же гражданство у меня кыргызстанское.

Истоки мигрантофобии


– В России сейчас усилились мигрантофобские настроения. Или так было и раньше, просто не так выражено?

– Не думаю, что это произошло только сейчас – в той или иной степени я сталкивался с этим в Москве, с тех пор, как помню этот город – с 1997 по 2015. Могу предположить, что пренебрежительное отношение к «инородцам» у тамошнего коренного народа сложилось из-за уверенности в лидирующей роли русского этноса, в которой не было сомнений ни до 1917 года, ни после.

– Но проживающие там кыргызы, казахи и прочие азиатские народы, гордясь тем, что они граждане России, порой ведут себя более великороссами, чем сами русские. Чем это можно объяснить?

– У приехавших в Россию людей из «кыргызов, казахов и прочих азиатских народов» лично я не встречал гордости от наличия у них российского гражданства. И того, что они «часто ведут себя еще более великороссами, чем сами русские» я, честно говоря, не видел ни разу – возможно, мне просто повезло. Но у представителей автохтонных на российской территории нерусских народов такое по отношению к нерусским из России встречать доводилось. Например, у казахов, живущих на местах коренного проживания казахского этноса в России по отношению к казахам из Казахстана. Не уверен, что это основная черта их отношения к казахстанским казахам, но думаю, она объясняется тем же, о чем я уже сказал – из-за прививаемой поколениями уверенности в лидирующей роли русского этноса.

– Сегодня вы вновь живете на две страны – в Казахстане и из-за сына – в Америке. И, кажется, там себя вы тоже нашли, благодаря успешно заявившему о себе в американском кинематографе бывшему казахстанцу Еркину Ялгашеву.

– Не уверен, что уже нашел себя, но то, что пока не потерялся, – уже хорошо. Я знаю много историй о том, как людям бывает невыносимо тяжело в иммиграции. Я рад, что у меня эта история проходит попроще. У Еркена Ялгашева, моего старинного приятеля, в Америке я начал сниматься уже после того, как он узнал, что я туда приехал. Так что тут все с точностью до наоборот: моя работа с ним в Штатах – это следствие моего приезда в Америку, а не причина. Поехать же туда я смог благодаря усилиям найденной для меня друзьями американской иммиграционной адвокатессы, которая успешно доказала, что по совокупности моих работ я имею право на получение американской профессиональной грин-карты в категории «За выдающиеся профессиональные способности». Мы работали с ней по подготовке моих документов и защите моего кейса почти два года – начали в январе 2022-го и закончили в ноябре 2023-го.

И мой совет тем, кто желает поменять страну. Переезжать туда лучше в молодости, когда больше сил, задора, куража и времени для достижения своих целей на новом месте. В свое время я делал именно так: в 26 переехал из Ташкента в Москву, в 44 – из Москвы в Алматы. И если бы я мог переехать в Америку на какое-то количество лет раньше, то, может быть, у меня было бы больше шансов быстрее достичь там чего-то серьезного. Но лучше попробовать позже и в худшем случае не справиться, чем не попробовать вообще и жалеть об упущенном шансе. Это – как в старом анекдоте: «Ты хоть лотерейный билет купи!». – «Купил вот. Что будет – посмотрим».

– Одна из ваших последних работ – ностальгирующий по СССР бывший военный в фильме «Особенный доктор». После премьеры вы сказали, что ваш сын – аутист, а вы – отец-одиночка. Как вы справляетесь со своей проблемой?

– Простите, но речь тогда шла не об аутизме, а о расстройстве аутистического спектра. Это не совсем одно и то же. Мне помогло то, что у меня самого тот же диагноз. Поэтому я, опираясь на свой опыт, мироощущение и мировосприятие, хорошо понимаю и чувствую своего сына. Так что «проблемы», с которой мне нужно справляться, для меня нет. Мы с ним думаем одинаково.

– Поделитесь своим опытом: что нужно делать, чтобы «особенные дети» чувствовали себя комфортно в своей стране?

– То же, что и по отношению ко всем остальным людям: создавать в стране условия, при которых им захочется быть гражданами этой страны. Когда все будут реально, а не декларативно равны, люди не захотят это равенство терять и не позволят его отнимать.

– Скоро в онлайн-кинотеатрах Казахстана выйдет в прокат киносериал «Казахские страшные сказки», где вы играете врача-негодяя. Что вы можете сказать о своем герое?

– То, что он – продукт принятого в обществе мышления – «то, что стыдно перед другими – не стыдно перед собой» и «можно позволить себе все, что угодно, по отношению к тому, кто слабее тебя». Результат – на людях человек один, в семье и наедине с самим собой – другой.

– Что скажете о фильме «28 панфиловцев», где вы тоже снимались? Она была бы актуальна сегодня?

– Летом 2011 я снимался в Питере в сериале Кима Дружинина «Странствия Синдбада». Мы с режиссером сдружились во время съемок и через два года он попросил меня сняться в его новом его фильме «28 панфиловцев». В то время для меня не имело значения, вымышленная эта история или нет. Как и все советские и постсоветские люди, я не подвергал тот бой у разъезда Дубосеково сомнению. Осенью 2013 мы с Кимом провели пробы грима и костюма, а в марте 2014 я приехал на киноплощадку в Ивановскую область и за один день снялся в двух сценах этого фильма.

Уже после того, как картина стала крупным инфоповодом, который минкульт РФ использовал в качестве военно-исторической и политической пропаганды, оправдывающей милитаризм, факт фальсификации истории боя у разъезда Дубосеково стал общеизвестным. Сейчас я не стал бы работать на таком фильме даже по просьбе друга. Но то, что он все-таки вышел на экраны и был потом широко распиарен, парадоксальным образом способствовало вспышке общественного интереса к этой истории. В результате стали появляться доказательства того, что тот бой во многом вымысел военного журналиста. Впрочем, как и многое другое, в стране, в которой мы жили…


Мерей Сугирбаева

Поделиться публикацией
Комментариев: 1

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.

  1. Qazeke: 09.12.2025 в 15:48

    бір қызығы осы актер КСРОның жаман жерлерін жақсы біледі, Ресейдегі нацизмнен қашты…Қырғызстан мен Өзбекстанда да сыймағаннан кейін мәңгүрттенген орыс тілді Қазақстанға тұрақтады…бірақ нанын тауып берген қазақты сыйлап бір ауыз қазақша үйренбепті…оған баяғы өзіміздің орысқұл қазағымыз кінәлі