Казахский и узбекский газ: голод во время изобилия
Туркменистан может стать крупным поставщиком природного газа в Европу. Азербайджан и Турция хотят помочь ей в транспортировке, но проект может заблокировать Россия. Хотя, кажется, у Эрдогана есть предложение, от которого Путин не сможет отказаться. И какая роль в этом отведена Казахстану и Узбекистану?
14 декабря президенты Туркменистана, Азербайджана и Турции провели саммит, итогом котором стало подписание меморандума о взаимопонимании по развитию сотрудничества в области энергетики. Он предусматривает в том числе транспортировку туркменского газа в Турцию и Европу. Для Евросоюза, который ищет замену российскому газу, покрывавшему около 45% потребностей блока, Туркменистан наиболее подходящий поставщик энергоресурсов. Однако, это не нравится России. И хотя официально Москва никак не отреагировала, российская пресса, эксперты и даже представители Совета Федерации заявляют о недопустимости такой сделки.
Четвертый в мире
Туркменистан по запасам природного газа занимает четвертое место в мире после России, Ирана и Катара. По оценкам Argus, запасы природного газа в этой стране могут достигать 25 трлн куб. м.
В прошлом году в Туркменистане, по сведениям властей, был добыт рекордный объем природного газа – 83,8 млрд куб. м. На экспорт отправлено 45 млрд куб. м, что более чем на треть выше показателя предыдущего года.
Сейчас основной покупатель туркменского газа Китай. В прошлом году в КНР было поставлено около 35 млрд куб. м газа. Поставки идут по газопроводу «Центральная Азия – Китай», который также проходит по территориям Узбекистана и Казахстана. Сейчас пропускная способность трех действующих ниток газопровода – 55 млрд куб. м. В 2014 году началось строительство четвертой нитки, которая даст еще 30 млрд куб. м мощностей.
Летом 2021 года Туркменистан заявил о погашении китайских кредитов, которые были взяты для строительства газопроводов и освоения новых месторождений. Это значит, что страна впервые за многие годы начнет получать оплату за газ в полном объеме.
Кроме Китая небольшие объемы газа приобретает российский «Газпром» – в пределах 4-5 млрд куб. м в 2019-2020 годах.
С этого года Ашхабад возобновил прерванный в 2018 году экспорт газа в Иран. Продажи сырья были приостановлены из-за долгов иранской стороны в пределах $1,8 млрд. Они образовались из-за международных санкций, которые ограничили возможность осуществления финансовых операций с этой страной. До 2018 года в Иран поставлялось 14 млрд куб. м газа. С января этого года Иран начал транспортировку туркменского газа в Азербайджан. Объем поставок – 1,5-2 млрд куб. м газа в год.
На стадии реализации проект газопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ). Его строительство началось в 2015 году. Туркменистан завершил свой участок трубопровода. Но из-за ситуации в Афганистане дальнейшее строительство было отложено. В этом году афганские власти заявили о заинтересованности в возобновлении проекта. Мощность магистрального газопровода протяжённостью свыше 1,7 тыс. км составляет 33 млрд куб. м газа в год.
Чувствительный Каспий
Но самым перспективным направлением экспорта становится Европа. Евросоюз отказывается от 140 млрд куб. м российского трубопроводного газа. Такой объем мог бы восполнить Туркменистан, обеспечив для начала часть потребностей ЕС. Но для этого необходимо найти наиболее быстрый путь доставки энергоресурсов. Есть несколько вариантов. Например, по суше – через Иран, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. Но здесь Иран может не согласиться из-за ее плохих взаимоотношений с Западом. Предлагался вариант транспортировки в виде сжиженного природного газа сначала в Азербайджан и далее по трубопроводу. Но это нерентабельно. Выгоднее транспортировать газ путем строительства трубопровода напрямую из Туркменистана в Азербайджан, проложив газопровод по дну Каспия. Проект подводного Транскаспийского трубопровода обсуждался и ранее. Предполагаемая протяженность его составляет 300 км, мощность – 30 млрд куб. м в год. Из Азербайджана газ может поступать в Турцию по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) и далее в Европу – по Трансадриатическому газопроводу (TAP) – через Грецию, Албанию, Адриатическое море, Италию. Но тут Россия может заблокировать прокладку газопровода по дну Каспия. Через день после объявления планов о поставках туркменского газа в Европу, член Совета Федерации Александр Башкин заявил, что Россия не допустит строительства Транскаспийского газопровода. Его слова опубликовало издание «Астраханские новости».
Помимо прочих нелестных отзывов в адрес европейцев, он написал, что согласно документу по статусу Каспия, подписанному пятью прикаспийскими государствами, согласие на реализацию проектов, чувствительных в сфере экологической безопасности, должны давать все государства «каспийской пятерки».
«В силу возможной угрозы экологической безопасности Каспийскому морю, представляемой подводной частью газопровода, Россия не сможет дать согласие на его строительство», – говорит Башкин. По его мнению, изменение схемы распределения газовых потоков на евразийском континенте чревато разбалансировкой всего рынка газа и, в первую очередь, механизма ценообразования.
Москва постарается максимально воспользоваться этой ситуацией. Когда у нее все было в порядке с поставками в ЕС, она бы даже обсуждать не стала экспорт туркменского газа в Европу. Но теперь, когда европейский рынок для нее закрыт, и ей нужно перенаправлять куда-то высвободившиеся объемы, она рассматривает разные варианты. Не зря же она предложила Казахстану и Узбекистану создать, так называемый, «тройственный газовый союз». Здесь ее главная цель – использовать инфраструктуру этих стран, чтобы подключиться к газопроводу в Китай, а также наладить поставки дальше в Индию. Это два самых крупных на сегодняшний день потребителя энергоресурсов. Если в КНР можно будет попасть через Казахстан и Узбекистан, то в Индию наиболее приемлемым маршрутом мог бы стать газопровод ТАПИ. Российские нефтегазовые эксперты уже обсуждают такой вариант. Они считают, что Россия смогла бы договориться с властями Афганистана, а также инвестировала бы в строительство газопровода, который оценивается, по разным подсчетам, в $8-10 млрд.
Взамен, как считает эксперты, а не Газпром или Кремль, Россия могла бы предложить Казахстану, Узбекистану и Туркменистану, свои газопроводы для экспорта газа в Европу, и даже может дать согласие на строительство трубопровода через Каспий.
Азербайджан пытается
Большие надежды в вопросах на поставки газа ЕС возлагает на Азербайджан, который обещал к 2027 году удвоить экспорт газа в Европу, но ему не хватает собственных ресурсов, чтобы его выполнить. Кроме того, ему нужны инвестиции в расширение трубопроводной системы, и он хочет заключения долгосрочных контрактов о закупке сырья.
В июле президент Ильхам Алиев и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписали меморандум об энергетическом сотрудничестве, который предполагает увеличение ежегодных поставок до 20 млрд куб. м к 2027 году через Южный газотранспортный коридор, в который входят газопроводы: Южно-Кавказский газопровод (Баку-Тбилиси-Эрзрум), TANAP и TAP.
Экспорт газа из Азербайджана в прошлом году составил 19 млрд куб. м, из них на Евросоюз пришлось 8,2 млрд куб. м, а остальное – на Турцию и Грузию. По итогам этого года Баку рассчитывает поставить в Европу около 11,3 млрд куб. м газа. При этом стране нужны инвестиции в размере около $14 млрд для увеличения добычи. Но ресурсная база Азербайджана достаточно ограниченная по сравнению с теми же Россией или Туркменистаном.
В первом полугодии произведено 23,4 млрд куб. м газа, из них больше половины пришлись на морской проект Шах-Дениз, где уже почти достигнут потолок добычи, а на других действующих месторождениях не ожидается серьезного прироста. Нужны инвестиции в геологоразведку, чтобы найти новые запасы. Кроме того, наблюдается рост внутреннего спроса.
Деньги нужны и на расширение Южного газотранспортного коридора. Для увеличения пропускной способности магистрали необходимо построить по меньшей мере шесть дополнительных компрессорных станций. Только на расширение TANAP может потребоваться около $4 млрд, а TAP – $2-3 млрд, пишет российский РБК. Часть этих денег может выделить Евросоюз, поскольку TAP – общеевропейский проект.
У Европы не так много вариантов по замене российского газа. Добыча в Норвегии тоже находится на пике, импортировать сжиженный природный газ дорого, к тому же здесь нужно конкурировать с покупателями из Азии.
Турецкий хаб
Турция проявляет большую заинтересованность в поставках туркменского газа в Европу. При этом президент Эрдоган договаривается об увеличении импорта российского газа. В октябре президент РФ Владимир Путин предложил создать в Турции крупнейший в Европе газовый хаб, куда можно перенаправить утраченный объем транзита через «Северный поток». Через этот хаб, как предполагается, топливо будет поступать в третьи страны, прежде всего европейские, если они будут в этом заинтересованы.
Турция импортирует почти весь потребляемый газ. В прошлом году она закупила около 59 млрд куб. м газа. Из них почти 45% или 26,4 млрд куб. м поступило из РФ, 8,8 млрд куб. м – Азербайджана, 9,4 млрд куб. м – Ирана, остальной объем в виде СПГ – из Алжира, Нигерии и других стран.
Российский газ поступает по трубопроводу «Турецкий поток», запущенный в начале 2020 года. Он состоит из двух ниток общей мощностью 31,5 млрд куб. м газа в год. Первая нитка предназначена для поставок турецким потребителям, вторая – для снабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. При этом в «Газпроме» не исключают строительства еще одного такого газопровода.
Если Турции удастся наладить поставки туркменского газа, то турецкий газовый хаб станет одним из крупных поставщиков топлива в Европу.
Идея, скорее всего, состоит в том, что в единый газовый центр будут стекаться большие объемы газа из разных стран (России, Азербайджана, Ирана и Туркменистана), а оттуда его можно будет перенаправлять уже в обезличенном виде в любую страну Европы. Турция будет зарабатывать на транзите, станет регулировать и где-то диктовать цены на газ на континенте, и увеличит свой политический вес. Россия, теряющая свое политическое влияние в Европе, а также громадный рынок сбыта своей продукции, восстановит хотя бы часть утраченных позиций. При таком раскладе транспортировка туркменского газа в Европу, даже с прокладкой газопровода через Каспий обретает реальные очертания. Москва будет вынуждена пойти на уступки, поскольку сама заинтересована в этом газовом хабе. Российский газ может поступать в Турцию, как напрямую, так и через Азербайджан.
Транзитные страны?
В Казахстане в прошлом году было добыто 53,8 млрд куб. м газа или на 2,3% меньше, чем годом ранее. Выпуск товарного газа снизился на 3,6%, до 29,4 млрд куб. м. Экспорт сократился на 32,7%, до 7,2 млрд куб. м.
В июне этого года министр энергетики Болат Акчулаков заявил, что по запасам газа республика занимает 22 место в мире и третье – среди стран СНГ после России и Туркменистана. Потребление газа внутри с 2017 по 2021 годы потребление выросло на 34,7% с 13,8 до 18,6 млрд куб. м. Общая добыча газа в стране превышает потребление, однако, все же, есть риск столкнуться с его дефицитом, предупредил министр. Он считает, что основным сдерживающим фактором развития газовой отрасли является политика сдерживания цен. Из-за чего цена товарного газа, реализуемого в Казахстане, убыточна.
При этом есть планы по газификации, уровень которой на сегодня составляет 57,6%. Запасы газа в РК оцениваются в 3,8 трлн куб. м. В основном они расположены в Западном Казахстане – на Тенгиз, Кашаган и Карачаганак приходится около 80% ресурсов. Для газификации Восточного и Северного Казахстана правительство рассматривает за счет российского газа. Хотя есть возможность доставки и с запада республики. По прогнозу IHS Markit, страна к началу 2040 года станет чистым импортером газа.
Похожая ситуация и в Узбекистане, который уже к 2025 году собирается отказаться от экспорта газа, поскольку растет внутренний спрос, в том числе за счет предприятий по углубленной переработке газа. Запасы газа в республике оцениваются в 1,8 трлн куб. м. За прошлый год произведено 53,6 млрд куб. м природного газа. При этом внутреннее потребление составило 44 млрд куб. м. Основной объем экспорта идет в Китай, а также в Таджикистан. В середине декабря Узбекистан на фоне нехватки газа для выработки электроэнергии и тепла договорился с Туркменистаном о поставках 1,5 млрд куб. м газа в течение ближайших трех месяцев.
В разворачивающемся глобальном переделе газового рынка обеим странам, скорее всего, отведена роль транзитных территорий, которые в качестве бонуса могут получить возможность по относительно приемлемой цене покупать газ, покрывая внутренний дефицит. Несмотря на то, что оба государства имеют сравнительно большой запас газа, в сложившейся ситуации, они становятся его импортерами, а не экспортерами.
Комментариев пока нет