Казахстан может сыграть особую роль в лиге нейтральных государств - Exclusive
Поддержать

Казахстан может сыграть особую роль в лиге нейтральных государств

Казахстан, отметивший в декабре 2021 года 30-летие Независимости, некоторые западные эксперты называют Швейцарией Центральной Азии. Страна добилась значительных успехов в экономическом развитии – не в последнюю очередь благодаря целенаправленной реализации многовекторного внешнеполитического курса. Тем не менее, год назад, на Коллегии МИД РК в ноябре 2021 г., президент Токаев подверг критике отсутствие национальной стратегии в работе ведомства. Это заявление можно расценивать как знак того, что прежняя основная доктрина – многовекторность – нуждается в пересмотре и необходимы новые идеи.

Отправной точкой для новой архитектуры внешней политики должны стать учет географического положения и характер основных принципов функционирования экономики Казахстана и его политико-правовой системы.

Сначала о географии и почему этот фактор крайне важен для определения основного принципа взаимоотношений с внешним миром?

Обострение противоречий между основными центрами силы на современном этапе (НАТО, Россия и Китай) является серьезным вызовом для нашей страны, имеющей протяженные сухопутные границы с Россией и Китаем. Из-за этих геополитических реалий Казахстан находится в центре внимания великих держав. Кроме того, Казахстан подвержен сильному влиянию западного капитала вследствие либеральной инвестиционной политики с 1990 года. Среди постсоветских стран Казахстан является лидером в области экономических преобразований, первым приняв Закон об иностранных инвестициях в 1990 году, еще до распада Советского Союза. С долей в 46% Казахстан продолжает занимать лидирующие позиции по притоку иностранных инвестиций в Центральной Азии. Основными инвесторами являются Нидерланды, США, Швейцария, Россия, Китай, Бельгия, Великобритания, Южная Корея, Турция и Франция.

Страна также добровольно отказалась от четвертого по величине в мире арсенала ядерного оружия. Политическое руководство Казахстана определило многовекторность внешней политики как «развитие дружественных и предсказуемых отношений со всеми государствами, играющими значительную роль в мировых делах и представляющими практический интерес для нашей страны». Страна воздерживалась от участия в каких-либо военных конфликтах (за исключением миротворческих операций на основе мандата ООН) с момента обретения независимости, несмотря на то, что она является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Уроки мировой истории, особенно если вспомнить Венский конгресс 1815 г., когда Россия и другие европейские державы гарантировали нейтральный статус Швейцарии, показывают, что нейтралитет особенно важен для стран, где мировые державы соревнуются за влияние. Швейцария была тогда буферным государством между Францией и германскими землями, между которыми периодически вспыхивали вооруженные конфликты. Другим известным примером является Австрия, находящаяся географически между Восточной и Западной Европой. В западной юридической литературе бытует мнение, что Швейцария и Австрия являются «действительно» нейтральными странами, так как их нейтралитет основан на международном праве и имеются договорные обязательства супердержав перед сообществом государств. Весной 1955 года было согласовано решение по статусу Австрии между Советским Союзом и западными державами, которые долгое время скептически относились к нейтралитету как к решению, продвигаемому тогда Москвой. По мере того, как шли дискуссии о позиции, которую Австрия должна занять для баланса сил между Востоком и Западом, идея нейтралитета была выдвинута тогда скорей как продукт практического разума, а не морального убеждения. Нейтралитет, связанный в коллективной памяти с окончанием десятилетней оккупации, стал неотъемлемой частью нового национального самосознания австрийцев.

После заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО в мае 2022 года воздержание Австрии от нейтралитета стало главным предметом обсуждения оппозиционными партиями и экспертами, критиковавшими нежелание правительства пересмотреть свою позицию. «Австрия была нейтральной, является нейтральной и остается нейтральной», — заявил канцлер Австрии Карл Нехаммер 17 мая 2022 года во время визита в Прагу к чешскому коллеге Петру Фиале. «У нас также другая история, чем у Швеции и Финляндии», – добавил при этом глава австрийского правительства. Статья 1 Федерального конституционного закона о нейтралитете Австрии, принятого Национальным Советом 26 октября 1955 г. под давлением Советского Союза, устанавливает три основных положения.

Первое: в целях постоянного обеспечения своей независимости от внешних сил и в целях неприкосновенности своей территории Австрия как свободная страна заявляет о своем вечном нейтралитете. Второе: для обеспечения этой цели Австрия не будет впредь участвовать ни в каких военных союзах и не допустит создания на своей территории военных баз иностранных государств. Третье: Австрия берет на себя обязательство не начинать войну.

Анализ швейцарского конституционного права показывает, что, в отличие от Австрии, в нем нет аналогичной нормы для более чем 200-летней внешней политики, основанной на нейтралитете. Причина, по всей видимости, в том, что посчитали достаточным закрепление нейтралитета Швейцарии в международном праве без трансформации во внутреннее законодательство, что соответствует господствующей в Европе концепции монизма. В 1815 г. на Венском конгрессе Россия и другие европейские державы согласились признать и гарантировать «вечный нейтралитет» Швейцарии и неприкосновенность ее территории. Это решение было закреплено в международно-правовом акте, подписанном в Париже в том же году.

Другим всем известным примером нейтральной страны является Швеция. С 1814 г. страна не участвовала в вооруженных конфликтах и ​​объявила о нейтралитете сразу после начала Второй мировой войны. В то время как нейтралитет Швейцарии основывается на международном праве, а Австрия закрепила его во внутреннем конституционном законодательстве, нейтралитет Швеции представляет собой третью форму нейтралитета, не основанную на формально-правовом акте, реально функционирующую без каких-либо письменных юридически обязывающих документов.

Несмотря на разные юридические формы и даты принятия европейскими странами решения о нейтралитете как основе внешней политики, его причина становится очевидной при изучении предыстории, и она одна: избавить население от ужасов войны, сохранив при этом суверенитет.

Нейтралитет – это естественное право государства не участвовать в войнах. По этой объективной причине можно предположить, что концепция нейтралитета как стратегии и позиции в отношении войны и мира начала функционировать с момента появления первых государств. Впервые нейтралитет как термин международного права нашел отражение в Гаагской конвенции 1907 г. (Конвенция состояла из 13 договоров, подписана 18 октября 1907 г. и вступила в силу 26 января 1910 г.), а именно в Пятой (Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны) и Тринадцатой Гаагской конвенции (Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне), регулирующих нейтралитет государства в случае войны между другими вооруженными силами.

Конвенция давала нейтральным странам определенные права и обязанности в случае войны. В случае конфликта нейтральное государство должно соблюдать все «гражданские» соглашения, то есть, кроме военных отношений, с воюющим государством, чтобы они могли продолжаться на тех же условиях, что и до начала войны.

Слово нейтралитет имеет латинские корни (neuter – ни то, ни другое), а нейтралитет как философия – это стремление не принимать сторону в конфликте и примеров такой позиции в истории и современности немало. В 1792 году Соединенные Штаты объявили о своем нейтралитете, когда вспыхнула война между революционной Францией и европейскими монархиями. Ирландская Республика, выходя из Соединенного Королевства, предупредила другие страны, что новое государство будет проводить миролюбивую и нейтральную политику. В 1981 году правительство Мальты утвердило декларацию, в которой говорилось, что «страна является нейтральным государством и отказывается от участия в военных блоках». В 2007 году высший законодательный и конституционный орган Сербии объявил вооруженный нейтралитет.

Несмотря на все существующие инструменты достижения мира, кровавые конфликты продолжаются. Вот почему принцип нейтралитета так важен в наши дни. В ходе переговоров между Российской Федерацией и Украиной после начала боевых действий в феврале 2022 года одним из условий достижения мирных договоренностей был вопрос о нейтралитете Украины. В связи с этим в западных публикациях проводилась параллель между финской версией нейтрального статуса и нынешней позицией Украины. Финский нейтралитет был установлен советско-финским договором 1948 г. не в форме конституционного нейтралитета, а как часть соглашения о том, что Финляндия не будет вступать в союз с Западом против Советского Союза или разрешать советским войскам входить в Финляндию.

Военное противостояние, начавшееся в феврале 2022 года, НАТО и Украина, с одной стороны, и Россия и ее союзники с другой, представляют собой серьезный и актуальный вызов для политиков, дипломатов и экспертов по безопасности. Разделение государств на военно-политические блоки и национальный эгоизм создают серьезные угрозы глобальной безопасности и становятся серьезным вызовом заложенному в 1945 г. в документах ООН механизму предотвращения войны.

Хотя это прямо не провозглашено, одной из главных целей ООН является достижение нейтралитета. Статья 1 Устава устанавливает, что целями Организации Объединенных Наций являются, среди прочего, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений между народами. Учитывая, что основной целью нейтралитета является также мир, становится очевидным: цель и задачи ООН и концепция нейтралитета совпадают. Иными словами, если все государства воздержатся от применения военной силы в международных отношениях и участия в военных блоках, т. е. станут нейтральными, то основная цель Организации Объединенных Наций будет полностью выполнена.

Настало время рассмотреть вопрос о создании лиги нейтральных государств как субъекта международного права, который мог бы объединить нейтральные государства во всем мире. Казахстан как страна, отказавшаяся от ядерного оружия, могла бы сыграть свою особую роль в этой будущей структуре. Чем больше государств присоединится к этой организации, тем больше у человечества шансов на мир, чтобы предотвратить локальные и глобальные войны и создать условия для устойчивого экономического развития во всем мире.

Часто цифры красноречивей слов. Согласно исследованию Всемирного банка, экономические результаты нейтральных стран традиционно высокие. Средний ВВП в мире на душу населения в 2021 году составил 18 722 доллара США, в то время как нейтральные государства существенно опережали других по уровню жизни: Швейцария (77 324 доллара США), Швеция (59 324 доллара США), Австрия (58 428 долларов США).

Бахытжан Шенгелбаев

Доктор юридических наук




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.