Казахстан может сыграть особую роль в лиге нейтральных государств
Казахстан, отметивший в декабре 2021 года 30-летие Независимости, некоторые западные эксперты называют Швейцарией Центральной Азии. Страна добилась значительных успехов в экономическом развитии – не в последнюю очередь благодаря целенаправленной реализации многовекторного внешнеполитического курса. Тем не менее, год назад, на Коллегии МИД РК в ноябре 2021 г., президент Токаев подверг критике отсутствие национальной стратегии в работе ведомства. Это заявление можно расценивать как знак того, что прежняя основная доктрина – многовекторность – нуждается в пересмотре и необходимы новые идеи.
Отправной точкой для новой архитектуры внешней политики должны стать учет географического положения и характер основных принципов функционирования экономики Казахстана и его политико-правовой системы.
Сначала о географии и почему этот фактор крайне важен для определения основного принципа взаимоотношений с внешним миром?
Обострение противоречий между основными центрами силы на современном этапе (НАТО, Россия и Китай) является серьезным вызовом для нашей страны, имеющей протяженные сухопутные границы с Россией и Китаем. Из-за этих геополитических реалий Казахстан находится в центре внимания великих держав. Кроме того, Казахстан подвержен сильному влиянию западного капитала вследствие либеральной инвестиционной политики с 1990 года. Среди постсоветских стран Казахстан является лидером в области экономических преобразований, первым приняв Закон об иностранных инвестициях в 1990 году, еще до распада Советского Союза. С долей в 46% Казахстан продолжает занимать лидирующие позиции по притоку иностранных инвестиций в Центральной Азии. Основными инвесторами являются Нидерланды, США, Швейцария, Россия, Китай, Бельгия, Великобритания, Южная Корея, Турция и Франция.
Страна также добровольно отказалась от четвертого по величине в мире арсенала ядерного оружия. Политическое руководство Казахстана определило многовекторность внешней политики как «развитие дружественных и предсказуемых отношений со всеми государствами, играющими значительную роль в мировых делах и представляющими практический интерес для нашей страны». Страна воздерживалась от участия в каких-либо военных конфликтах (за исключением миротворческих операций на основе мандата ООН) с момента обретения независимости, несмотря на то, что она является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Уроки мировой истории, особенно если вспомнить Венский конгресс 1815 г., когда Россия и другие европейские державы гарантировали нейтральный статус Швейцарии, показывают, что нейтралитет особенно важен для стран, где мировые державы соревнуются за влияние. Швейцария была тогда буферным государством между Францией и германскими землями, между которыми периодически вспыхивали вооруженные конфликты. Другим известным примером является Австрия, находящаяся географически между Восточной и Западной Европой. В западной юридической литературе бытует мнение, что Швейцария и Австрия являются «действительно» нейтральными странами, так как их нейтралитет основан на международном праве и имеются договорные обязательства супердержав перед сообществом государств. Весной 1955 года было согласовано решение по статусу Австрии между Советским Союзом и западными державами, которые долгое время скептически относились к нейтралитету как к решению, продвигаемому тогда Москвой. По мере того, как шли дискуссии о позиции, которую Австрия должна занять для баланса сил между Востоком и Западом, идея нейтралитета была выдвинута тогда скорей как продукт практического разума, а не морального убеждения. Нейтралитет, связанный в коллективной памяти с окончанием десятилетней оккупации, стал неотъемлемой частью нового национального самосознания австрийцев.
После заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО в мае 2022 года воздержание Австрии от нейтралитета стало главным предметом обсуждения оппозиционными партиями и экспертами, критиковавшими нежелание правительства пересмотреть свою позицию. «Австрия была нейтральной, является нейтральной и остается нейтральной», — заявил канцлер Австрии Карл Нехаммер 17 мая 2022 года во время визита в Прагу к чешскому коллеге Петру Фиале. «У нас также другая история, чем у Швеции и Финляндии», – добавил при этом глава австрийского правительства. Статья 1 Федерального конституционного закона о нейтралитете Австрии, принятого Национальным Советом 26 октября 1955 г. под давлением Советского Союза, устанавливает три основных положения.
Первое: в целях постоянного обеспечения своей независимости от внешних сил и в целях неприкосновенности своей территории Австрия как свободная страна заявляет о своем вечном нейтралитете. Второе: для обеспечения этой цели Австрия не будет впредь участвовать ни в каких военных союзах и не допустит создания на своей территории военных баз иностранных государств. Третье: Австрия берет на себя обязательство не начинать войну.
Анализ швейцарского конституционного права показывает, что, в отличие от Австрии, в нем нет аналогичной нормы для более чем 200-летней внешней политики, основанной на нейтралитете. Причина, по всей видимости, в том, что посчитали достаточным закрепление нейтралитета Швейцарии в международном праве без трансформации во внутреннее законодательство, что соответствует господствующей в Европе концепции монизма. В 1815 г. на Венском конгрессе Россия и другие европейские державы согласились признать и гарантировать «вечный нейтралитет» Швейцарии и неприкосновенность ее территории. Это решение было закреплено в международно-правовом акте, подписанном в Париже в том же году.
Другим всем известным примером нейтральной страны является Швеция. С 1814 г. страна не участвовала в вооруженных конфликтах и объявила о нейтралитете сразу после начала Второй мировой войны. В то время как нейтралитет Швейцарии основывается на международном праве, а Австрия закрепила его во внутреннем конституционном законодательстве, нейтралитет Швеции представляет собой третью форму нейтралитета, не основанную на формально-правовом акте, реально функционирующую без каких-либо письменных юридически обязывающих документов.
Несмотря на разные юридические формы и даты принятия европейскими странами решения о нейтралитете как основе внешней политики, его причина становится очевидной при изучении предыстории, и она одна: избавить население от ужасов войны, сохранив при этом суверенитет.
Нейтралитет – это естественное право государства не участвовать в войнах. По этой объективной причине можно предположить, что концепция нейтралитета как стратегии и позиции в отношении войны и мира начала функционировать с момента появления первых государств. Впервые нейтралитет как термин международного права нашел отражение в Гаагской конвенции 1907 г. (Конвенция состояла из 13 договоров, подписана 18 октября 1907 г. и вступила в силу 26 января 1910 г.), а именно в Пятой (Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны) и Тринадцатой Гаагской конвенции (Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне), регулирующих нейтралитет государства в случае войны между другими вооруженными силами.
Конвенция давала нейтральным странам определенные права и обязанности в случае войны. В случае конфликта нейтральное государство должно соблюдать все «гражданские» соглашения, то есть, кроме военных отношений, с воюющим государством, чтобы они могли продолжаться на тех же условиях, что и до начала войны.
Слово нейтралитет имеет латинские корни (neuter – ни то, ни другое), а нейтралитет как философия – это стремление не принимать сторону в конфликте и примеров такой позиции в истории и современности немало. В 1792 году Соединенные Штаты объявили о своем нейтралитете, когда вспыхнула война между революционной Францией и европейскими монархиями. Ирландская Республика, выходя из Соединенного Королевства, предупредила другие страны, что новое государство будет проводить миролюбивую и нейтральную политику. В 1981 году правительство Мальты утвердило декларацию, в которой говорилось, что «страна является нейтральным государством и отказывается от участия в военных блоках». В 2007 году высший законодательный и конституционный орган Сербии объявил вооруженный нейтралитет.
Несмотря на все существующие инструменты достижения мира, кровавые конфликты продолжаются. Вот почему принцип нейтралитета так важен в наши дни. В ходе переговоров между Российской Федерацией и Украиной после начала боевых действий в феврале 2022 года одним из условий достижения мирных договоренностей был вопрос о нейтралитете Украины. В связи с этим в западных публикациях проводилась параллель между финской версией нейтрального статуса и нынешней позицией Украины. Финский нейтралитет был установлен советско-финским договором 1948 г. не в форме конституционного нейтралитета, а как часть соглашения о том, что Финляндия не будет вступать в союз с Западом против Советского Союза или разрешать советским войскам входить в Финляндию.
Военное противостояние, начавшееся в феврале 2022 года, НАТО и Украина, с одной стороны, и Россия и ее союзники с другой, представляют собой серьезный и актуальный вызов для политиков, дипломатов и экспертов по безопасности. Разделение государств на военно-политические блоки и национальный эгоизм создают серьезные угрозы глобальной безопасности и становятся серьезным вызовом заложенному в 1945 г. в документах ООН механизму предотвращения войны.
Хотя это прямо не провозглашено, одной из главных целей ООН является достижение нейтралитета. Статья 1 Устава устанавливает, что целями Организации Объединенных Наций являются, среди прочего, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений между народами. Учитывая, что основной целью нейтралитета является также мир, становится очевидным: цель и задачи ООН и концепция нейтралитета совпадают. Иными словами, если все государства воздержатся от применения военной силы в международных отношениях и участия в военных блоках, т. е. станут нейтральными, то основная цель Организации Объединенных Наций будет полностью выполнена.
Настало время рассмотреть вопрос о создании лиги нейтральных государств как субъекта международного права, который мог бы объединить нейтральные государства во всем мире. Казахстан как страна, отказавшаяся от ядерного оружия, могла бы сыграть свою особую роль в этой будущей структуре. Чем больше государств присоединится к этой организации, тем больше у человечества шансов на мир, чтобы предотвратить локальные и глобальные войны и создать условия для устойчивого экономического развития во всем мире.
Часто цифры красноречивей слов. Согласно исследованию Всемирного банка, экономические результаты нейтральных стран традиционно высокие. Средний ВВП в мире на душу населения в 2021 году составил 18 722 доллара США, в то время как нейтральные государства существенно опережали других по уровню жизни: Швейцария (77 324 доллара США), Швеция (59 324 доллара США), Австрия (58 428 долларов США).
Комментариев пока нет