Казахстанцы продолжают кормить неэффективных госслужащих - Exclusive
Поддержать

Казахстанцы продолжают кормить неэффективных госслужащих

Во время первого послания в 2019 году Касым-Жомарт Токаев поставил задачу сократить к 2024 году количество госслужащих на 25%. С тех пор тема неэффективности государственного управления так или иначе звучала в каждом его послании, и этот год не стал исключением. Но выполнить поставленную задачу по сокращению так и не удалось. 

Вопрос количества государственных служащих в Казахстане – тема, вызывающая множество критики со стороны экономистов и политологов. Во время последнего послания президент Казахстана в очередной раз сказал: «проблема повышения компетенций госслужащих не снимается с повестки дня». И хотя он заявил, что, благодаря реформам, ситуация улучшается, позабыл об одной детали: о содержании своего первого послания, итоги которого пришла пора подвести.

– Начиная с 2020 года, мы приступим к постепенному сокращению численности государственных служащих, а высвободившиеся средства направим на материальное стимулирование наиболее полезных работников. К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократить на 25 процентов, – говорил Касым-Жомарт Токаев в сентябре 2019 года.

А теперь посмотрим на цифры. Согласно данным агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, штатная численность госслужащих в нашей стране по состоянию на 1 января 2024 года – 90583 человек. Находим соответствующие данные 2019 года, и видим количество 98700. То есть снижение произошло только на 8,8%. Поставленная президентом задача не выполнена.

Сейчас в Казахстане госслужащих примерно столько же, сколько было в 2015 году. А если бы задачу выполнили – было бы как в начале 2000-х, когда госаппарат был намного эффективней. 

Несмотря на это, национальный доклад о состоянии государственной службы РК в начале 2024 года пестрит заявлениями о необходимости наращивания кадрового потенциала госслужбы и даже недостаточном их количестве в стране.

– Наблюдается рост потребности по специальностям: право (3,8%), экономика (3,9%), технические науки (2,1%), здравоохранение (4,2%), сельское хозяйство (4,5%), услуги (0,8%), образование (2,9%), гуманитарные науки (1,6%) и ветеринария (1,9%). По данным госорганов, в регионах наиболее востребованными являются специалисты в области технических наук (строители, архитекторы, электроэнергетики, теплоэнергетики), сельского хозяйства (землеустройство, лесное хозяйство, водное хозяйство, кадастр, агрономия), здравоохранения, жилищнокоммунального хозяйства, пассажирского транспорта, в районных подразделениях – по ветеринарным, а в отдаленных сельских округах – бухгалтерским специальностям, – говорится в докладе.

Высокая численность госслужащих в стране не только никак не улучшает эффективность госуправления, но и создаёт серьёзную нагрузку на бюджет. По данным бюро национальной статистики, средняя заработная плата руководителей и госслужащих в Казахстане по итогам 2023 года составила 691 тыс. тенге у мужчин и 505 тыс. тенге у женщин. В апреле 2024 года министр финансов Мади Такиев озвучивал, что общая цифра затрат на госслужащих, включающая оплату за коммунальные услуги, заработные платы и премии, составляет 1 трлн тенге. 

Это приводит к сокращению средств, которые можно было бы направить на развитие инфраструктуры и инноваций. Если бы Казахстан всё же сократил количество госслужащих, как об этом говорил президент, то освобождённые средства можно было бы направить на модернизацию экономики, – тем более, с учётом того, что бюджет у нас из года в год оказывается дефицитный и неотёсанно распланированный. 

Другая проблема высокого числа государственных служащих – бюрократизация управления. Чем больше чиновников вовлечено в принятие решений, тем сложнее становится процесс выполнения задач. В результате страдают граждане и бизнес, которые вынуждены проходить через многочисленные этапы утверждения и согласования. Глава государства также об этом неоднократно говорил.

– На системном уровне нужно искоренить чрезмерную бюрократизацию, которая серьезно тормозит развитие страны, – поручал он в марте 2022. 

Но по итогу проблема осталась без конкретного системного решения. Лишь незначительные отдельные меры, не улучшающие ситуацию глобально.

– Агентством в рамках полномочий по мониторингу и анализу по дебюрократизации госаппарата проведена работа в 8 сферах госуправления (образования, здравоохранения, труда и соцзащиты, торговли и интеграции, финансов, сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов, иностранных дел). В результате выработано более 550 бюрократических кейсов по разным отраслям экономики, которые внесены в Администрацию Президента и в Аппарат Правительства. Работа по их исполнению запланирована до конца 2024 года. В целях дальнейшего совершенствования мер по дебюрократизации госаппарата разрабатывается методика в части внедрения механизма по самостоятельному проведению анализа госорганами, – говорится в национальном докладе о состоянии государственной службы.

Чтобы понять, насколько государственный аппарат в Казахстане, действительно, «раздут», пересчитаем количество госслужащих на число граждан. По данным на начало 2024 года, общая численность населения Казахстана составляет 20 033 842 человека. Из этого следует, что на одного госслужащего приходится 221 казахстанцев. 

В то же время Китай известен тем, что в этой стране самое большое количество госслужащих в мире. Согласно доступным открытым данным от 2020 года, госдолжности там занимает 7 млн человек. Казалось бы, на этом фоне показатель Казахстана – это капля в море. Но в то же время Китай – страна с самым большим количеством населения, и при прямом пересчёте получается показатель, очень близкий к Казахстанскому, – на одного госслужащего приходится 205 граждан КНР. 

Подходы, при этом, в Казахстане и Китае сильно различаются. Эффективный госаппарат там смогли построить за счёт чёткой организации понятной карьерной лестницы.

– В Китае, чтобы подняться по карьерной лестнице партийно-государственного аппарата, нужно продемонстрировать весомые результаты на нижних ступенях, прежде всего в регионах. При этом понятие «успешный опыт работы» имеет весьма чёткие признаки: темпы экономического роста, цифры привлеченных инвестиций – частных и иностранных. Конечно, для успешной карьеры работают ещё политические факторы и личные связи, их никто не отменял, но главное – результаты работы на предыдущем месте. В Китае человека со связями, который ничего не достиг, никто не будет продвигать наверх. Тем самым задается понятная система карьерного продвижения: если я добиваюсь таких-то и таких-то результатов, я могу рассчитывать на дальнейший рост по службе. И одновременно есть жёсткие санкции за нарушения действующих правил, – прокомментировал в 2020 году журналу «Огонёк» директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев.

Администрация Токаева пыталась внедрить похожие решения, и, казалось, начала двигаться в верном направлении, но от непотизма, патернализма, коррупции и компрадорства, которые глава государства критиковал на сессии Ассамблеи народа в 2022 году, это страну так и не защитило.

Другой яркий пример – количество министерств в стране. В США – 15 министерств. Администрация президента США насчитывает всего лишь 500 чиновников. Аналогичная ситуация и в Японии. В Швейцарии Кабмин состоит из семи министерств. Все три страны входят в топ-20 лучших государств по качеству и уровню жизни. А в Казахстане, напомним, 21 министерств и почти 100 тысяч госслужащих.

В целом, экономически успешные страны поддерживают более сбалансированное соотношение между государственным и частным секторами. В странах с более либеральной экономикой наблюдается активное развитие частного сектора. Это позволяет снижать нагрузку на государство и повышать его эффективность. 

Зависимость от государственных рабочих мест ограничивает возможности развития предпринимательства и инноваций. Особенно важно это учитывать развивающимся странам, которые стремятся выйти из сырьевой зависимости и создать более устойчивую экономику. 

Казахстану определённо следует рассмотреть возможность проведения ряда реформ для оптимизации госаппарата. Международно признанные меры – ускоренная цифровизация (внедрение современных технологий и автоматизация процессов на госслужбе), развитие частного сектора (привлечение частных инвестиций и создание благоприятной среды для бизнеса для снижения зависимости от госслужбы как источника занятости) и сокращение бюрократии (пересмотр административных процедур и упрощение системы принятия решений для повышения эффективности государственного управления).

В противном случае, если этого не сделать, Касым-Жомарт Токаев и будущие президенты так и будут из послания в послание повторять одни и те же фразы о необходимости «кардинально повысить эффективность государственного управления», а ситуация в стране улучшаться не будет. 

Максим Елизаров




19 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Моя жена простая гос служащие гл эксперт работает пашет просто. Зп небольшая. Это нужно первое руководство сокращать, а то всегда попадают обычные служашие

  2. Смешно, зарплата гос.сл. территориальных главных специалистов зп чисто на руки 205 000 теңге если это блок А, а про блок Б вообще молчу. Исполняет все не руководитель а специалисты простые. И премиальные не ах-ти. говорят так многословно, премия. По факту с 9 утра до 9 вечера как минимум пахают, а их все равно заваливают заданиями никчемными

  3. 1 начальник получает 800 000, и 4 специалиста 200 000, но всю работу выполняют они, плюс ещё есть щам начальника который тоже получает 600 000, вот и все расходы

  4. В первую очередь необходимо упразднить или полностью закрыть Агентство по делам госслужбы, которые просто тратят деньги в пустую, и разводить бюрократию. Один госслужащий министерства из пустого места создаёт ненужную работу для других госслужащих

  5. Это наши правители-вершители так рабочие места создают.У них же есть дети,родственники, друзья-быстро создать какое-нибудь министерство,или департамент,или комитет- для них не проблема.А ещё какой нибудь фонд заботы и благосостояния.А то что и следующий президент будет об этом говорить,я думаю ни для кого не секрет

  6. С тех пор как произвели это дискриминирующее деление на корпусы А, В и С, сокращают и «оптимизируют» только корпуса В и С с их мизерными окладами, а численность корпуса А растет. Сокращйте заместителей акимов областей, численность аппаратов акимов, именно раздуты областные структуры и министерства. Каждый раз когда хотят сократить, численность сокращают за счет районов и городов. Там уже работать некому.

  7. Реальный случай! Когда было сообщено о сокращении, в нашей организации сократили как, срециалистов сделали руководителя отделов. И так, у нас 4 человека работает, 3 из них руководители. Обманули систему)))))

  8. В районе в одной организации не буду говорить в каком, численность штата сократили, но когда надо было устроить на работу дочь акима, через два месяца вернули все деньги и взяли ее в штат

  9. Неэффективная работа и необходимость в кадрах — потому что сидят бестолковые, которые не могут принять решение без указания сверху, которые боятся взять ответственность на себя

  10. У меня только один вопрос, вы название пишите исходя из чего? Я госслужащая и налоги опоачиваем: подоходный, пенсионные отчисления, осмс. Каким образом нас содержат! Ставят миллион задач и их выпоняем! Работаем много, о чем речь? Кто меня содержит?

  11. Считаю что в первую очередь надо упразднить Агенство госслужбы, это ненужное звено с большим госаппаратом и большими зарплатами. Они как посредники и создают ИБД

  12. В советское время в ЖКХ ЮКО работало 12 служащих. И всё успевали. И подготовка предприятий к работе в осенне-зимний период, и текущий ремонт, и борьба с природными катаклизмами, и зарплату не повышали. Только премии.
    ,

  13. После того как произвели дискриминирующее разделение на корпусы А, В и С, бесконечно сокращают корпусы В и С, потому что именно там работают, извините меня, случайно уцелевшие кадры, за которых и постоять некому. На госслужбе уже нормальных бухгалтеров нет. Когда объявляют сокращения также сокращают штатные единицы районов и городов, за счет их сокращения сохраняют ненужные рабочие места да еще и открывают вакансии в областных структурах, в особенности в аппаратах областных акимов. Не там сокращаете господа! Поэтому и расходы ненужные не уменьшаются!