Казахстанские частные школы оказались на грани выживания
В послании народу Казахстана президент рассказывал, что государство выделяет огромные средства на поддержку частных школ, и подчёркивал важность этой помощи для системы образования. Но прошло всего полгода, и министерство просвещения почему-то решило резко изменить свой курс: подушевое финансирование будет сокращено и для частных учебных заведений введут жёсткие ограничения. Из-за таких решений многие школы рискуют закрыться, но государство не видит в этом никакой проблемы.
Подушевое нормативное финансирование организаций образования было введено с 2018 года. Оно позволило привлекать в образование частные инвестиции. Государство компенсировало часть затрат на обучение детей в частных школах, обеспечивая их доступность для более широкого круга семей.
До сих пор система ПНФ позволяла школам получать финансирование в зависимости от количества учеников: в среднем на каждого ребенка выделялось около 500-800 МРП в год, что покрывало значительную часть расходов на зарплаты учителей, учебные материалы и коммунальные услуги. Благодаря этому частные школы могли предлагать конкурентные образовательные программы, обеспечивать индивидуальный подход к ученикам и развивать инклюзивное образование.
– Только в текущем году частным школам, в которых обучается более 250 тысяч детей, из бюджета выделено 134 млрд тенге. Родители должны знать о конкретной помощи государства частным школам. С этой целью следует показывать выделенные по нормативу суммы на каждого ребенка. Это даст обществу правдивую картину средств, выделяемых на социальные программы, – объявлял Касым-Жомарт Токаев в сентябрьском послании в 2024 году.
Изначально система действительно работала эффективно и помогала частным школам развиваться. Однако в последние годы условия финансирования стали ужесточаться. Как говорится в доступном в распоряжении Exclusive.kz коллективном письме различных частных школ первому вице-министру Наталье Жумадильдаевой, «договоры на размещение госзаказа дополнялись новыми обязанностями школ и правами оператора, финансирование стало поступать с перебоями и задержками к концу финансового года, в ряде случаев частным школам необоснованно отказывали в подписании актов оказанных услуг».
В конце января этого года министерство просвещения опубликовало проект НПА, согласно которому государство вводит в систему госзаказа в частных организациях образования три ключевых ограничения.
Во-первых, предельный размер родительской платы в частных школах, участвующих в госзаказе, снижается с 1200 МРП для школ со стандартными образовательными программами и 2400 МРП для международных школ до 250 МРП, – то есть сразу в 5-9 раз. Это означает, что даже крупные частные школы, работающие по международным программам, окажутся в тяжёлом финансовом положении, так как их затраты значительно выше нового установленного порога.
Во-вторых, школы с численностью менее 200 учеников теряют право на участие в ПНФ. Потенциально это может привести к закрытию небольших частных школ, особенно в отдалённых регионах, где количество учеников может быть ниже этой планки. Хотя изначально система ПНФ вводилась именно для расширения количества доступных мест для обучения.
В-третьих, финансирование будет недоступно для учебных заведений, в которых стоимость обучения для части учеников превышает 250 МРП. Это автоматически лишает поддержки многие специализированные образовательные проекты.
В пояснительной записке министерство просвещения утверждает, что принятие этих изменений «не повлечет отрицательных социально-экономических, правовых и (или) иных негативных последствий». Необходимость изменений оно обосновывает «приведением в соответствие с законодательством Республики Казахстан».
– Увеличение числа частных школ с 2019 года позволило достичь необходимого баланса между государственным и частным сектором в сфере образования. Частные школы предоставляют разнообразие образовательных программ, могут оперативно внедрять инновации, а также предлагают более гибкие условия для обучения. С учётом роста численности населения и увеличения количества школьников, количество частных школ в стране, достигшее стабильного уровня, становится оптимальным для удовлетворения потребностей в дополнительном количестве учебных мест. Вместе с тем, в настоящее время в целях развития конкурентоспособной образовательной системы, повышения качества учебного процесса и обеспечения равных возможностей для детей из разных социальных групп приоритетными являются частные школы с обучением на безвозмездной основе или с минимальной родительской платой, – говорится в официальном пресс-релизе об НПА.
Если проект примут, он начнёт действовать по отношению к новым и вновь создаваемым частным школам сразу же в этом году, по отношению ко всем действующим – с 1 января 2026 года.
Владельцы и педагоги частных школов, узнав об этих планируемых изменениях, тут же стали предупреждать государство о катастрофических последствиях принимаемых решений.
В коллективном письме, направленному предпринимателями в НПП «Атамекен», говорится, что если изменения вступят в силу, то большая часть частных школ лишится ПНФ, что неизбежно приведёт к росту родительской платы, значительным финансовым потерям для предпринимателей и, в конечном счёте, закрытию частных школ. Хотя, казалось бы, именно с этими бедами ПНФ должен был бороться.
Помимо этого, в официальном возражении к проекту, которое было направлено министрам просвещения, финансов и нацэкономики, Республиканская ассоциация частных организаций образования обоснованно отмечает, что «250 МРП – это крах системы частного образования, а не повышение доступности».
Публичное обсуждение проекта шло на портале «Открытые НПА» до 13 февраля. За это время было оставлено 354 комментария, каждый из которых указывал на проблемы в принятых решениях.
Несмотря на это, профильное министерство продолжает быть убеждённым в том, что изменения «повысят доступность частного образования», отвечая на претензии шаблонным образом: мол, решение провести такую реформу связано с тем, что сейчас стоимость обучения в большинстве частных школ остаётся слишком высокой и только в 43% есть обучение без родительской платы.
– Частное образование в последние годы становится все более востребованным, однако стоимость обучения в частных школах зачастую остаётся высокой и недоступной для многих семей. Предлагаемое снижение предельного размера родительской платы позволит расширить круг получателей образовательных услуг, предоставляемых частными школами. Это создаст возможности для большего числа детей, независимо от материального положения их родителей, получать качественное образование в частных школах, – утверждает министерство просвещения.
Как доступность в новой системе будет повышена, если участвующие в системе госзаказа школы потеряют необходимый им уровень поддержки, который до этого был закреплён на протяжении нескольких лет и как раз-таки помогал снижать размер стоимости обучения, министерство не объясняет. Хотя вполне очевидно, что при снижении финансовой помощи инвесторы будут вынуждены менять свою бюджетную модель.
Если в ответ на эти изменения госполитики частные школы не будут повышать стоимость обучения, которая, по мнению Минпросвещения, и так слишком высокая, то тогда инвесторы будут вынуждены регулировать другие издержки: сокращать зарплаты учителям, ухудшать условия труда, увольнять штат сотрудников, отказываться от модернизации учебного процесса. А это уже и есть те самые отрицательные социально-экономические последствия, которые министерство в пояснительной записке к НПА отвергает.
Любопытно, что ещё одно обоснование осуществления изменений, – это слова президента на расширенном заседании правительства «о необходимости создания целостной экосистемы, которая усилит поиск, поддержку и защиту инвесторов на всех уровнях». Но ведь резкое снижение поддерживаемого в течение нескольких предыдущего лет уровня госпомощи и игнорирование позиции инвесторов – это прямая противоположность этому требованию.
При этом, министерство просвещения в своих ответах на портале «Открытые НПА» ещё и обрезает выступление главы государства, цитируя из его выступления слова, что «к инвесторам, получившим господдержку, должны выдвигаться встречные обязательства», но не указывая из него важное слово «разумные» и обрезая завершение предложения, которое указывает на то, что речь на самом деле шла о конкретных вариантах требований: «по сохранению рабочих мест, модернизации производства, соблюдению экологических требований». Таким образом, складывается впечатление, что Минпросвещения попросту подставляет президента и противоречит в своих действиях его политике.
Частные школы в своих многочисленных обращениях призывают государственные органы сохранить прежний уровень госфинансирования, убрать ограничение по числу учеников и ввести адресные субсидии только для малоимущих семей. Просьбу обратить на проблему внимание ОЮЛ «Республиканская ассоциация частных организаций образования» направила также президенту.
Комментариев пока нет