Казахстанские дети рискуют не дожить до среднего возраста
В Казахстане риск ожирения у детей сегодня составляет 50%. Что можно предпринять, чтобы остановить опасную тенденцию и как улучшить питание казахстанских детей в школах и детских садах? Об этом размышляли специалисты на недавнем брифинге в Алматы.
Серия отравлений в казахстанских школах заставила чиновников всерьез заняться контролем за качеством школьного питания – об этом говорил даже президент Касым-Жомарт Токаев. Но проблема не только в этом: еду в школьных столовых не всегда можно назвать полезной, а если она и полезная, то чаще всего не вкусная. Из-за этого дети хронически недополучают нужные микроэлементы и питательные вещества.
Министр здравоохранения Акмарал Альназаровой недавно заявила, что к началу следующего учебного года в Казахстане будут внедрены новые подходы к школьному питанию. Инициативу готова поддержать казахстанский нутрициолог и предприниматель Альмира Орлова, которая более семи лет занимается вопросами питания детей в частных садиках и школах Казахстана.
– В прошлом я юрист, но 15 лет назад решила заняться нутрициологией, – говорит Альмира. – К этому шагу меня подтолкнуло трагическое событие в семье – в возрасте 65 лет у моего отца случился инсульт. Как пояснили врачи, одним из факторов, способствующих его развитию, стало неправильное питание, начавшееся еще в детстве. В основном инсульт был обусловлен дефицитом клетчатки. Когда мы вернулись из Израиля, где отец проходил курс восстановление, я решила посвятить свою жизнь пропаганде здорового питания. И после двухлетнего обучения в мединституте приступила к практической деятельности.
Альмира занялась разработкой собственных рецептов. Два года она проводила эксперимент с участием детей разных национальностей. Каждый изобретенный ею рецепт тестировался, и если хоть один ребенок говорил, что это не вкусно, его убирали. Таким образом набралось более 100 рецептов, с которыми Альмира пошла в садики и школы. Это брауни с фасолью, вафли из гороха и бананов, тыквенная и малиновая каши… Свое меню Алмира стала предлагать частным садикам и школам. Сегодня по ним успешно готовят в двадцати частных детских садиках и пяти школах. В целом более 6 тысяч детей питаются в столовых учебных учреждений, где готовят по рецептам Альмиры Орловой.
Время показало, что питаться правильно это не только полезно, но и экономически выгодно. Дети в таких учебных и дошкольных учреждениях реже болеют, показывают хорошие результаты в развитии, родителям не приходится пропускать работу.
– В условиях тяжелой экологической ситуации, в частности в Алматы, казахстанские дети рискуют не дожить до среднего возраста, – считает нутрициолог. – У нас канцерогенный регион, не хватает йода, недостаточное количество клетчатки и плохой воздух. Более 30% детей в Алматы страдают аллергией. Плюс к этому – снижение физической активности. Самая большая проблема заключается в том, что большинство современных детей мало едят овощей и цельной пищи, отдавая предпочтение традиционным блюдам из теста и мяса, продуктам с высоким содержанием сахара и трансжиров. Овощи, предлагаемые в школьном рационе, как правило, готовятся невкусно, а это влияет на высокий индекс несъедаемости или, проще говоря, выброшенной еды. Перегруженные работой родители не в силах уделять достаточное время для приготовления пищи. Плюс к этому дети не получают качественную воду.
По словам Орловой, 70% еды современный ребенок потребляет вне дома, а это значит, что улучшение питания в садиках и школах может существенно укрепить иммунитет и сформировать привычки, которые могут спасти детям жизнь.
Главные противники здорового питания… родители
Руководство частного садика «Индиго», который одним из первых стал включать меню Альмиры, столкнулось с тем, что родители оказались против начинания.
– Когда стала внедрять проект «Индиго» в нашем садике, то понимала, что главное для наших детей – питание правильной и здоровой едой, – говорит основатель детского садика «Индиго» Самал Тукеева. – Но мы столкнулись с тем, что родители стали сопротивляться питанию, насыщенному клетчаткой. Они говорили, что их дети не наедаются, и мы не оправдываем их финансовые ожиданий: вместо того, чтобы покупать коробку апельсинов, покупаем коробку болгарского перца. Они требовали, чтобы детям давали котлеты с подливом и макаронами. Вторая проблема, с которой мы столкнулись – сами дети, которые буквально плевались едой. Они привыкли есть пиццу и фри, запевая ее кока-колой. У нас оставалась масса несъеденной ими пищи. Но примечательно, что эту еду с удовольствием кушали детишки ясельной группы, которым родители еще не успели привить вредных пищевых привычек.
Сегодня в садике «Индиго» дети привыкли к здоровой пище и с удовольствием ее едят. Здесь пережили этап недоверия со стороны родители, которые приходили, смотрели, как говорится пища. Научно доказано, что на прием еды также влияет окружающая атмосфера. В столовой садика стены желтого цвета, теплый свет ламп, комфортная температура. Во время приема пищи здесь также включают малышам классическую музыку.
Самал считает, что в садиках важно в игровой форме привлекать детей к правильному питанию, разговаривать с ними на понятном языке, с использованием образов любимых героев комиксов и мультфильмов. Например, воспитатель говорит детишкам по время обеда: «Сегодня, чтобы стать супер-сильными мы будем есть зеленый суп Халка». И ребятишки с удовольствием кушают такой суп.
Мы есть то – что едим
Еще одной проблемой стало то, что сегодня в садиках и школах не хватает хороших поваров. Все профильные заведения, которые готовят поваров, настраивают их на работу в ресторанах, где престижнее. Хотя на самом деле садики и школы готовы платить своим поварам, столько же, сколько платят и рестораны. При этом нагрузка повара в садике меньше. По мнению нутрициолога, прежде всего, нужна государственная политика в плане повсеместной и постоянной пропаганды здорового питания.
Второй этап – работа непосредственно с детьми. В школах можно проводить уроки по домоводству, где учить девочек готовить здоровую пищу.
– 80% иммунного потенциала находится в кишечнике и от того, что находится в кастрюле, в буквальном смысле слова зависит жизнь ребенка, – говорит Орлова. – На уровне министерства образования РК необходимо внедрять уроки по здоровому питанию. Для этого можно привлекать тех же учителей по химии, которые смогут доступно, на уровне бактерий в кишечнике, объяснить, насколько сильно иммунитет ребенка зависит от достаточного количества клетчатки в рационе. Важным моментом станет внедрение уроков по физиологии и пищеварению для поваров. Орлова вместе со своими сподвижниками уже разрабатывает такой урок, встречается с педагогами и детьми.
Заведующая кафедрой педиатрии с курсом неонатологии Казахстанского медицинского университета «ВШОЗ» Алтынбаева Гульмира уверена, что правильное и рациональное питание – главный фактор физического и интеллектуального развития с детского возраста на всех этапах жизни.
– Несбалансированное и избыточное питание на сегодняшний день является фактором, ведущим к неинфекционным заболеваниям, – говорит Гульмира. – Актуальная болезнь нынешнего века – метаболический синдром – это абдоминальное ожирение, липидные, углеводные нарушения и сердечно-сосудистые патологии. Этот смертельный квартет приводят к осложнениям, которые в итоге ведут к летальному исходу. Поэтому важно формировать культуру питания еще до рождения ребенка. Это правильное грудное вскармливание и в дальнейшем добавки в рацион ребенка здоровой пищи.
Согласно статистике ВОЗ, сегодня два миллиарда человек страдают метаболическим синдромом. Среди них от 27% до 40% в зависимости от стран – дети. Если раньше метаболический синдром считался болезнью среднего возраста, то последние десять лет темп ожирения растет и касается уже и детей. От 7 до 11 лет – 20% детей – с ожирением, с 12 до 17 им страдают уже 40% детей. Тревожит, что в стационары Казахстана стало поступать все больше и больше маленьких пациентов с кардиологическими проблемами, чего не было раньше.
Согласно прогнозам ВОЗ, в Казахстане в 2030 году ожидается более 500 тысяч детей в возрасте от 5 до 12 лет, которые могут страдать ожирением. Этому способствует агрессивная реклама сетей, которые производят вредный фастфуд и сахаросодержащие продукты. Это, по мнению Алтынбаевой, говорит о том, что нужно срочно принимать профилактические меры на государственном уровне. Они должны касаться, прежде всего, здорового питания.
С ней согласна депутат Маслихата, предприниматель и журналист Карашаш Джузеева.
– Мы то, что мы едим, – уверена, Карашаш Джузеева. – Дети не понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому важно с детства прививать им правильные пищевые привычки и предпочтения, которые сформируют культуру здорового образа жизни. В состав наших межведомственных рабочих групп входят депутаты маслихата, члены общественного совета, эксперты, представители НПО. Они проводят мониторинги школ. Выяснилось, что в Алматы учащиеся начальных классов не съедают в столовой 56% еды. В ходе мониторингов были даны рекомендации по изменению меню в школах. Мы должны понимать, что здоровое питание должно быть не только полезным и вкусным, но правильно подаваться. Нужно также работать над снижением коррупционных рисков в выборе поставщиков питания в школы, которые также есть. Радует, что перемены все же есть. Сегодня в двух школах Алматы №199 и 201 меняют систему питания, внедряют шведские столы, увеличивают порции клетчатки, соблюдают баланс жиров, белков и углеводов.
Альмира Орлова уверена, что за 3 месяца можно улучшить питание в любом учреждении, за две недели научить любого ребенка есть овощи, бобовые и крупы. Такой обед обойдется в 800 тенге, а в целом питание в день по рецептам нутрициолога стоит около 2 тысяч тенге. Пока Альмира работает с частными садиками и школами, но ее мечта внедрить свой опыт и в государственных учебных заведениях.
Комментариев пока нет