Казахстанские города: как будем строить и жить дальше? - Exclusive
Поддержать

Казахстанские города: как будем строить и жить дальше?

Представьте себе Алматы или Астану, где все необходимое – от услуг до развлечений – находится в шаговой доступности, а значит, не нужно использовать автомобиль, улицы заполнены пешеходами, а воздух чист и свеж. Утопия? Архитектор Нурлан Камитов, основатель INK Architects, почетный член Королевского института британских архитекторов и AIA (Американского института архитекторов) считает, что нет – несмотря на все сегодняшние проблемы казахстанских городов, создать в них благоприятные условия для жизни можно. Ориентир на человекоцентричность – это сегодня главная тенденция в архитектуре городов мира. Почему бы Казахстану не присоединиться к этому тренду?

Тренд 1. Компактность и мультифункциональность

Все более востребованной среди населения в мире, включая Казахстан, становится тема пешеходности, человекоцентричности, компактности и безопасности городских пространств, считает Нурлан Камитов. 

Он отметил, что, по сравнению с ушедшими в далёкое прошлое советскими масштабами, кварталы будут становиться компактней, согласно человеческому масштабу. Это касается в том числе огромных советских площадей, которые должны быть отформатированы в соответствии с новыми реалиями и потребностями людей в эффективном планировании пространств. 

В качестве примеров таких пространств можно привести исторические районы городов Европы, которые создавались в доавтомобильную эпоху. В Алматы это район так называемого «Золотого квадрата», в Астане – историческая часть правого берега, где наблюдается больше пешеходных переходов и т.д. По словам Нурлана Камитова, комфортные для жизни кварталы предполагают оптимальные параметры застройки для удобства местных жителей и гостей, к примеру, ширина двора – не меньше высоты дома, чтобы избежать эффекта колодца. Кроме того, в таком районе больше зеленых и рекреационных зон для отдыха, камерные дворы, где есть общественные и приватные зоны для общения людей и создания сообществ, обеспечена пешеходная доступность к объектам застройки, предусмотрена развитая социальная инфраструктура с объектами обслуживания и т.д.

Также, по мнению Нурлана Камитова, раньше для многих было привычно, что жизнь в мегаполисах – работа, образование и развлечения – сосредоточена преимущественно в центре города. Но в последние годы, особенно после пандемии и с развитием технологий, такая модель постепенно уходит в прошлое. 

«Децентрализация и сбалансированное распределение функций – это новый тренд, который усилился в период пандемии, – говорит архитектор. – Сегодня люди стремятся жить, работать, отдыхать и развиваться в своем районе проживания. Поэтому все чаще новые районы проектируются не по принципу советского деления на жилые микрорайоны – заводы, а по уровню многофункциональности и шаговой доступности всего, что необходимо людям ежедневно». 

Так, к примеру, в Париже активно внедряется концепция 15-минутного города – создание самодостаточных районов, где «все под рукой», то есть жители могут удовлетворить свои повседневные потребности, не тратя при этом много времени на передвижение. В таких районах создается более экологичная, безопасная и удобная городская среда, вводятся ограничения для въезда автотранспорта, дается больше пространства для велосипедистов, а также для парков и зеленых зон. Кроме того, зеленые и спортивные площадки, доступные для всех местных жителей, появляются в школах. Также в Барселоне на месте бывших проезжих улиц, которые закрыли для авто, оборудуют игровые зоны и пешеходные маршруты, площадки для отдыха, скамейки, высаживают больше деревьев и т.д.

Другим примером может послужить создание удобных для жителей полицентров в Алматы – когда можно работать, учиться и отдыхать в своем районе, без необходимости выезжать каждый раз в центр города. Согласно новому плану детальной планировки города, в Алматы будут сформированы пять полицентров: «Восточные ворота», «Исторический центр», «Север» и другие. Над проектом части полицентров работает и компания Ink Architects. Предполагается, что в новых районах будет развитая инфраструктура со знаковыми объектами, включая школы, детские сады, клиники, парки, спортивные центры, коммерческие объекты, рынки, аптеки, кафе и другие точки питания и т.д. Особенно это актуально для пригородов южной столицы, нуждающихся в более развитой социальной инфраструктуре, рабочем пространстве с возможностями для трудоустройства, хорошем жилье для разных типов семей, шаговой доступности мест для работы, отдыха и развлечений, создании улиц, удобных для пешеходов и велосипедистов.

Тренд 2. Идентичность

Как отметил эксперт, сейчас люди нуждаются в узнаваемой и понятной пространственной единице, с которой они могли бы себя идентифицировать. Однако, нередко современное проектирование может, наоборот, разрушать чувство общности – через создание безликих пространств.

«В реальности же районы должны быть компактными, соразмерными селу. При этом каждый район должен обладать своей уникальной идентичностью и названием, связанным с историей места или локальными достопримечательностями. Поэтому активно развивается навигация, архитектура с отсылками к локальным деталям и истории, орнаментализм и т.д. Наши люди все больше тянутся к культурным паттернам, все больше можно увидеть национальные узоры в городской среде», – говорит Нурлан Камитов. 

Из зарубежных примеров можно привести отдельные районы с четким разделением в крупнейших мегаполисах мира, в том числе районы Сохо и Хакни в Лондоне, Манхэттен и Бруклин в Нью-Йорке, и т.д. В Алматы это Финансовый центр, район так называемого «Золотого квадрата», спальные микрорайоны и т.д. Своя атмосфера с особым почерком проектируется и в новых полицентрах южной столицы – к примеру, в проектах Восточных и Западных Ворот Алматы, в проекте нового района Чирчик в Ташкенте и т.д.

Тренд 3. Микромобильность и Vision Zero

По мнению архитектора, в городах будет появляться все больше кольцевых перекрестков и круговых развязок, которые не только повысят безопасность дорожного движения, но и сделают его более плавным и эффективным. Также значительно расширится сеть велосипедных дорожек и выделенных полос для альтернативного транспорта, что создаст комфортные условия как для велосипедистов, так и для пользователей самокатов и других средств микромобильности. 

В целом, общественный транспорт, по мнению Нурлана Камитова, в ближайшие десятилетия станет более доступным и разнообразным: увеличится количество маршрутов, появятся новые виды транспорта, а существующие линии будут модернизированы для повышения качества обслуживания пассажиров. К примеру, такие условия проектируются в новом полицентре Алматы – Западных воротах, также предлагаются маршруты и остановки общественного транспорта в шаговой доступности. В районах города будущего поколения планируются велоинфраструктура, небольшие круговые движения на перекрестках, которые позволят избежать светофоров и простоев, и в то же время увеличивают безопасность проезда.

Вместе с тем в новых районах рекомендуется проектировать более широкие пешеходные тротуары, выделенные полосы для общественного транспорта, обособленные велодорожки.

«Продуманная уличная среда может регулировать скорость автотранспорта, самокатов и велосипедов, увеличивать комфорт и безопасность пешеходов. Как следствие, повышать рентабельность коммерции, стоимость квартир, стимулировать малый бизнес, предпринимательство вдоль пешеходных потоков. Комфортные, уютные и пешеходные районы имеют повышенную стоимость в сравнении с районами, ориентированными на автомобилистов», – подчеркнул Нурлан Камитов.

Древнегреческий историк Фунизид писал: «Город – это люди, а не стены». За прошедшие века это утверждение не утратило своей справедливости: проектировать пространства нужно, думая о людях, которые будут там жить.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *