Казахстанские власти хотят закрыть неугодные данные
Успешно осуществив перевыборы президента, правительство Казахстана немедленно приступило к работе над ошибками. А именно – удалению «ненужной информации». По крайней мере, именно такое впечатление складывается от нового законопроекта, связанного с перечнем открытых данных.
В прошлом году правительство Казахстана, стремясь к ускорению цифровизации, обязало различные государственные органы осуществить публикации определенных наборов данных. Тогда было создано постановление, которое стало первой версией единого перечня информации, размещаемой на официальном интернет-портале. Всего в таблице было 976 пунктов, связанных с различными аспектами деятельности государства: экономика, торговля, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и так далее.
Спустя год госорганы так и не начали соблюдать эти требования в полной мере. Большинство наборов были опубликованы в тот момент, когда этого потребовало правительство, но позднее перестали обновляться. Некоторые данные и вовсе остались недоступны: формально они опубликованы на государственном портале, но фактически, при попытке их открыть, выдают ошибку.
Сразу после завершения внеочередных выборов президента правительство решило вспомнить про свой указ об открытых данных и внести в него изменения. Предложенную новую версию перечня опубликовали на портале «Открытые НПА» в конце ноября. В пояснительной записке формулировка о целях и результатах осуществления законопроекта звучит следующим образом:
– Повышение востребованности открытых данных государственных органов со стороны населения, СМИ и бизнеса. Результат будет достигнут после размещения государственными органами закрепленных за ними наборов открытых данных на портале.
Однако, изучив законопроект и новый перечень внимательнее, становится понятно, что правительство, указывая такое обоснование, мягко говоря, лукавит. Дело в том, что вся суть осуществляющихся изменений свелась к сокращению этого перечня. В предыдущей версии, как мы уже сказали ранее, было указано 976 наборов данных. В новой предлагаемой версии их станет 951. Едва ли это способствует «повышению востребованности».
Почему произошло сокращение перечня? Со стороны правительства официальных объяснений нет, как и в пояснительной записке и пресс-релизах. Можно предположить, что уменьшение числа наборов данных логично было связать с удалением оттуда неактуальных, изначально мало кому нужных таблиц, – но, к сожалению, это не так.
Если сравнить старый и новый перечень, можно заметить, что пропали наборы данных, преимущественно связанные с наиболее острыми проблемными вопросами: коррупция, сотовая связь, теплоэнергетика, электронная промышленность, удовлетворенность здравоохранением. Это именно то, в чем наша страна явно не преуспевает. Поэтому сокращение перечня можно объяснить лишь желанием «решить» трудности при помощи закрытия неприятных числовых значений.
Суммарно в новом перечне пропадет 28 наборов данных. Лишь несколько из них сохранятся в виде переноса информации в другие наборы – но это уже как раз-таки те таблицы, которые не являются общественно-значимыми. Так, например, «Общая численность студентов на начало учебного года по возрастам» будет объединена с информацией «Общая численность студентов на начало учебного года». Данные из старых таблиц «Перечень объектов телемедицинской сети» и «Статистика по количеству телемедицинских консультаций и видеоконсультаций областных больниц и республиканских клиник» перенесут в новый набор «Сведения по числу оказанных дистанционных медицинских услуг в разрезе регионов». Но в основном данные, не оказавшиеся в новом перечне, пропадут полностью.
Еще девять таблиц, связанных с промышленностью, изменят тип публикуемых данных. Так, если раньше, согласно прошлому постановлению правительства, министерство индустрии и инфраструктурного развития должно было публиковать полный перечень информации о выданных документах и лицензиях с подробными деталями (кому, по какому поводу, с какой целью), то теперь, после принятия НПА, они будут выкладывать лишь одно сухое число – только суммарное количество осуществленных работ.
Тем не менее, есть у нового перечня открытых данных и положительные стороны. Обновляя постановление, правительство решило прописать, какая именно информация должна публиковаться в таблицах. Если в прошлой версии были указаны только названия наборов данных, то теперь к ним добавились и описания столбцов. Так, например, раньше в списке было сказано «Статистика результатов Единого национального тестирования», теперь же появилась конкретика, что эта таблица содержит сведения «Отчетный период; Наименование региона; Общее количество выпускников школ; Общее количество участников ЕНТ; Количество набравших проходной балл; Общее количество участников ЕНТ в городах; Количество набравших проходной балл; Общее количество участников ЕНТ в селах; Количество набравших проходной балл; Средний балл Единого национального тестирования».
Такое нововведение дает государственным органам, аналитикам открытых данных и разработчиков приложений четкие представления о содержании наборов. Появление в перечне указания на внутреннее наполнение наборов помогает ускорить поиск необходимой информации и избежать двусмысленных трактовок. Это сделает публикацию данных более строгой.
Также в новую версию перечня, взамен 28 удаленным, добавила три новых набора, связанных с судебной системой. Теперь на государственном портале должна появиться статистическая информация с отчетами о рассмотренных в разных инстанциях административных делах. Их ежеквартально будет обновлять генеральная прокуратура.
Но пока что плюсы новой версии перечня не затмевают его минусы. Удаление информации по таким значимым темам, как борьба с коррупцией и теплоэнергетика, приносит множество вопросов к открытости страны и вызывает риск окончательного подрыва доверия к власти. Также эти изменения никак не решают имеющиеся проблемы портала открытых данных, которые мы подробно разбирали в материале «Как Казахстан остается закрытым, несмотря на попытки быть открытым».
Открытые данные так до сих пор и остались закрытыми для неграждан Казахстана (доступ к их просмотру и скачиванию возможен только через авторизацию в egov). Определения открытых данных так и не было добавлено. Каких-либо санкций за непубликацию, псевдо-публикацию и необновление информации не установлено. Также, судя по имеющемуся списку, правительство не проводило инвентаризацию как уже опубликованных, так и до сих пор неопубликованных, но востребованных населением, наборов.
Все эти недочеты делают перечень неработающей инициативой и никоим образом не дают исполнить указанную в пояснительной записке цель. Отметим, что сейчас документ находится на публичном обсуждении при помощи комментариев на государственном портале «Открытые НПА». Оно будет длиться до 13 декабря.
Фото на обложке из открытых источников.
1 Комментарий
[…] декабре 2022 мы разбирали в материале «Казахстанские власти хотят закрыть неугодные данные» НПА, согласно которому предлагалось уменьшить […]