Китай создает альтернативный мировой порядок - Exclusive
Поддержать

Китай создает альтернативный мировой порядок

Бушующие сегодня кризисы, конфликты и войны показывают, насколько глубоко изменился геополитический ландшафт за последние годы: соперничество великих держав вновь занимает центральное место в международных отношениях. Поскольку войны в Газе и Украине усиливают глобальные разногласия, вполне возможна даже более глубокая геополитическая реконфигурация, в том числе переход к новому мировому порядку.

Эти две войны подчёркивают риск начала третьей – из-за Тайваня. Никто (и уж тем более не председатель КНР Си Цзиньпин) не может не задумываться о том, что, передавая огромное количество артиллерийских боеприпасов, «умных» бомб, ракет и другого оружия Украине и Израилю, Америка истощает своей арсенал. С точки зрения Си, который назвал включение Тайваня в состав Китайской Народной Республики своей «исторической миссией», чем дольше будут длиться эти войны, тем лучше.

Президент США Джо Байден понимает, что ставки высоки, и пытается уменьшить напряжённость в отношениях с Китаем. Этот процесс, как бы его ни называли, будет менять мировой финансовый порядок, а также структуру инвестиций и торговли. Уже сейчас торговые и инвестиционные потоки меняются так, что можно сделать вывод о вероятном расколе мировой экономики на две блока. Например, Китай сегодня торгует больше со странами Глобального Юга, чем с Западом. Несмотря на высокие издержки подобной экономической фрагментации, Китай старается уменьшить свою уязвимость перед возможным давлением в будущем, и поэтому он потихонечку сокращает связи своей экономики с Западом.

В значительной мере Америка должна винить саму себя за возникновение нынешней ситуации. Активно способствуя экономическому подъёму Китая в течение сорока лет, Америка помогла создать величайшего врага, с которым она когда-либо сталкивалась. Сегодня Китай может похвастаться самым крупным в мире флотом и береговой охраной; он открыто бросает вызов западному доминированию в мировой финансовой системе и в международных организациях. Более того, Китай активно занимается созданием альтернативного мирового порядка, в центре которого будет находиться он сам.

Хотя нынешнюю систему часто называют нейтрально звучащими терминами (например, «глобальный порядок, основанный на правилах»), нет сомнений, что в её центре находятся США. И дело не только в том, что в основном именно США пишут правила, на которых базируется этот порядок. Америка явно считает, что ключевые правила и нормы к ней не относятся, в том числе запрет на вмешательство во внутренние дела других стран. Международное право оказывается сильным против бессильных, но оно бессильно в отношении могущественных стран.

В создании альтернативного мирового порядка Китаю может очень помочь нынешняя обстановка в мире, раздираемом конфликтами. Именно война привела к возникновению мирового порядка во главе с США, в том числе международных организаций, лежащих в основе этого порядка – Международного валютного фонда, Всемирного банка и ООН. Реформирование этих организаций сколь-либо значимым образом в мирное время оказалось крайне трудной задачей.

Это, несомненно, относится к ООН, которая, похоже, переживает необратимый упадок, при этом её роль в международных делах становится всё более маргинальной. Безысходно тупиковая ситуация в Совете Безопасности ООН привела к тому, что больше ответственности было возложено на Генеральную Ассамблею ООН. Например, она была вынуждена принять резолюцию о войне в Газе с призывом к «гуманитарному перемирию» и прекращению израильской осады. Но Генеральная Ассамблея фундаментально слаба, и, в отличие от Совета Безопасности, её резолюции не являются юридически обязывающими.

По мере ослабления организаций, в которых лидируют США, слабеет и авторитет самой Америки за пределами её границ. Даже Израиль и Украина, зависящие от Америки, которая стала для них главным источником военной, политической и экономической помощи, периодически отвергают американские советы. Израиль проигнорировал совет Америки сократить масштабы военных атак и стараться минимизировать количество жертв среди гражданского населения в Газе, где гуманитарная ситуация уже была довольно мрачной. Кроме того, американские власти винят Украину в том, что она слишком широко распылила свои силы, что привело к остановке контрнаступления.

Помимо изменений в мировом порядке, причиной которых становится китайско-американское соперничество, возможны также важные сдвиги на региональном уровне. Если конфликт в Газе затянется, это может привести к геополитической реорганизации на Большом Ближнем Востоке. Почти все крупные державы этого региона (за исключением Египта, Ирана и Турции) представляют собой созданное Западом, прежде всего, британцами и французами, творение ХХ века. Израильская война уже усиливает геополитическую роль богатого газом Катара – этого регионального «слепня», который превратился в международного «одичавшего слона», финансирующего вооружённых джихадистов, включая ХАМАС.

Если конфликт распространится за пределы Газы, геополитические последствия будут весьма серьёзными. Что бы ни случилось в дальнейшем, Украине вполне может оказаться в числе тех, кто потеряет больше всех. Как признаёт президент Украины Владимир Зеленский, война в Газе уже «отвлекает внимание» от борьбы его страны с Россией, причём ровно в тот момент, когда Украина не может себе позволить сокращение объёмов западной помощи.

Впрочем, есть и другие силы и тенденции (в их числе растущая милитаризация экономики России, торможение экономического роста в Китае, повышение экономического веса стран Глобального Юга), которые увеличивают вероятность фундаментальных изменений в международном порядке. Между тем мир с трудом справляется с проблемами роста неравенства, подъёма авторитаризма, быстрого развития преобразующих технологий (таких как, например, искусственный интеллект), деградации окружающей среды и изменения климата.

Хотя невозможно предугадать все детали, фундаментальная глобальная геополитическая ребалансировка сейчас выглядит практически неизбежной. Призрак затяжного конфликта между Западом и его соперниками (в первую очередь, Китаем, Россией и исламским миром) виднеется очень отчётливо.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Брама Челлани

Профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (Нью-Дели), научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор книги «Вода, мир и война: Как справиться с глобальным водным кризисом» (издательство Rowman & Littlefield, 2013).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *