Китайский фактор в московской миссии Моди - Exclusive
Поддержать

Китайский фактор в московской миссии Моди

Первый за последние пять лет визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Россию подчеркивает стратегическую важность, которую Индия придаёт отношениям с Москвой. Индийское руководство считает эти отношения абсолютно необходимыми для сбалансированной внешней политики (особенно сейчас, когда Индия, по мнению некоторых экспертов, подспудно склоняется к Западу) и для обеспечения стратегического противовеса Китаю.

Россия и Индия начали проводить ежегодные саммиты в 2000 году. После того, как в 2021 году президент России Владимир Путин съездил в Нью-Дели, наступила очередь Моди посетить Москву в 2022 году. Однако из-за полномасштабного российского вторжения в Украину, вынудившего США и их партнёров ввести беспрецедентные санкции против России, Моди постоянно откладывал свой визит. (Он всё же встретился с Путиным в 2022 году – в кулуарах регионального саммита в Узбекистане, где заявил российскому лидеру, что сейчас не время для войн).

Сегодня очевидно, что Россия не попала в международную изоляцию и не захромала в экономической сфере – несмотря на все усилия Запада. И поэтому, получив, благодаря победе с небольшим перевесом на июньских выборах, третий срок у власти, Моди объявил, что совершит давно откладывавшийся визит в Москву. Цель не в том, чтобы встать на сторону России; напротив, на июньской встрече «Большой семёрки» в Италии Моди поддержал президента Украины Владимира Зеленского и провёл с ним двусторонние беседы. Нет, Моди стремится подтвердить сохраняющуюся независимость внешней политики Индии и одновременно извлечь стратегическую выгоду, укрепляя связи с Россией.

Отношения Индии с Россией восходят к 1971 году, когда Индия находилась в крайне опасном положении. Пакистанская армия – всеми средствами – пыталась подавить движение за независимость в тогдашнем Восточном Пакистане, который сейчас называется Бангладеш. Среди гражданского населения почти три миллиона бангладешцев (в основном индусов, которых особо выделяла мусульманская армия Пакистана) были убиты, около 200 тысяч женщин были отправлены в лагеря для изнасилования, а около десяти миллионов человек бежали в Индию.

США были не просто соучастниками этой кровавой бойни. Администрация президента США Ричарда Никсона не дала никакого отпора военному диктатору Пакистана генералу Яхье Хану; наоборот, она сохраняла с ним дружественные отношения ради продвижения интересов США в Азии. Пока армия Хана осуществляла геноцид в Восточном Пакистане, Никсон отправил своего советника по национальной безопасности Генри Киссинджера из Пакистана в Пекин с секретным визитом, который сейчас стал столь знаменитым. Именно он привёл к визиту самого Никсона в Китай в феврале 1972 года.

На одном из заседаний в Белом доме Киссинджер хвалил Хана за успех своей дипломатии «плаща и кинжала» в отношениях с Китаем и бессердечно пошутил: «У Яхьи не было такого веселья со времён последней резни индусов!» На представленном Киссинджером меморандуме об этом кризисе Никсон начертал: «Всем: Не давите сейчас на Яхью».

Но это ещё не все. Пытаясь предотвратить обретение Бангладеш независимости, Никсон требовал от Китая открыть боевой фронт против Индии. Согласно рассекреченным аудиозаписям и документам Белого дома, задача Киссинджера заключалась в том, чтобы подстрекать китайцев к переброске войск к индийской границе. Никсон зашёл настолько далеко, что в разговоре с Киссинджером заявил о необходимости «массового голода» в Индии.

Столкнувшись с такой враждебностью, тогдашний премьер-министр Индии Индира Ганди заключила договор о дружбе с Кремлём. Пункты этого договора, касавшиеся безопасности, помогли удержать Китай от открытия фронта против Индии, когда в дальнейшем индийские войска совершили интервенцию с целью помочь Бангладеш добиться независимости. Это была быстрая операция, продлившаяся всего 13 дней.

Очевидно, что Никсон был крайне недоволен. Демонстрируя свою силу с целью принудить Индию ограничить участие в делах Бангладеш, Америка направила военно-морскую оперативную группу с ядерным оружием к южной оконечности Индии. Такая дипломатия боевых кораблей заставила Индию провести в 1974 году первое подземное ядерное испытание. В ответ США ввели технологические санкции против Индии, которые действовали почти тридцать лет. Одновременно США и Китай помогли Пакистану создать собственную ядерную бомбу.

Сегодня Индия поддерживает с США более глубокие и широкие связи, чем с Россией, однако никсоновская политика «открытия Китая» до сих пор омрачает двусторонние отношения. На протяжении десятилетий Америка проводила политику содействия экономическому подъему Китая, и в результате она не только создала себе величайшего стратегического противника, с которым она когда-либо сталкивались, но и «подарила» Индии сильнейшего военного врага, который агрессивно стремится к региональному господству. Одним из проявлений этого стремления стало индийско-китайское военное противостояние в Гималаях, продолжающееся уже пятый год.

В этом и заключается ключевая мотивация индийских усилий по укреплению отношений с Россией, которые, по мнению Индии, способны уравновесить Китай. Россия не только растянулась на 11 часовых поясов, но и обладает огромными запасами природных ресурсов, колоссальным ядерным арсеналом, большими космическими возможностями, а также правом вето в Совете Безопасности ООН. Кроме того, Россия и Китай являются естественными соперниками, а их интересы резко расходятся в Центральной Азии, Северо-Восточной Азии и в Арктике – то, что обе страны считают своими стратегическими задворками.

И всё же Россия и Китай в последние годы постепенно сближаются – и виноваты в этом в основном США. Этот брак по расчёту (Путин и председатель КНР Си Цзиньпин назвали его «партнёрством без границ») грозит не только ускорением сравнительного упадка страдающей от перенапряжения Америки, но и снижением безопасности Индии. Китай уже активно пользуется своей ролью спасательного круга для экономики России с целью получить доступ к передовой российской военной технике, которая ранее продавалась только Индии. Более того, ни одна страна не получает больше выгод от войны в Украине, чем Китай.

Кто-то должен вбить клин между Россией и Китаем. Америка не хочет брать на себя инициативу, поэтому задача Индии в том, чтобы убедить Россию не сближаться слишком тесно с Китайской Народной Республикой. К счастью, эта задача не является полностью нереалистичной: хотя российское обещание предоставить Северной Корее немедленную военную помощь в случае войны трудно назвать хорошей новостью, этот новый договор об обороне с изолированным государством, которому покровительствует Китай, говорит о готовности Путина идти собственным курсом.

Первым шагом для Индии должна стать попытка посредничества в переговорах о прекращении войны в Украине. Это позволило бы США сосредоточиться на укреплении безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, что повысит шансы Тайваня на выживание.

Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org

Брама Челлани

Почётный профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (Нью-Дели), научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор книги «Вода, мир и война: Как противостоять мировому водному кризису» (издательство Rowman & Littlefield, 2013 год).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.