Ya Metrika Fast


English version

Комитет государственных доходов уличил правительство во лжи

Общество — 1 октября 2025 14:00
0
Изображение 1 для Комитет государственных доходов уличил правительство во лжи

В прошлом году расхождения по цифрам между экспортом из Китая и импортом в Казахстан составили почти $14 млрд, из-за чего бюджет недополучил $1,5 млрд отчислений только по НДС, не считая госпошлин. Но, как выяснилось, данные по таможенной статистике не совпадают с казахстанской не только у Китая. Комитет государственных доходов (КГД) министерства финансов РК также заявляет о несовпадении между теми данными, о которых заявляет министерство промышленности и строительства РК, и реальными цифрами. В связи с этим опять об экстренно вводимой в Казахстане маркировке всех товаров.

Делается это, как пытаются нас заверить, для борьбы с теневой экономикой. Сейчас она введена пока только по обуви, табачным изделиям и лекарственным препаратам. К 2026 году маркировка планируется и по другим группам товаров. Но у тех, кто отслеживает эту тему, сложилось впечатление, что правительство ведет торг с бизнесом. Оно создает видимость, что идет навстречу предпринимателям и слышит их контраргументы, но выражается это лишь в переносе сроков маркировки, а не в отмене этого, как утверждают представители МСБ, неэффективного для борьбы с теневой экономикой инструмента. В итоге никто не предъявляет претензии таможне за увеличение контрабанды и контрафакта, и торговля ими на рынках крупных городов Казахстана продолжается. Но правительство утверждает, что, благодаря начатой без малого четыре года назад маркировке, какая-то часть импортного товара выведена из тени и якобы благодаря этому произошел прирост таможенных пошлин и налогов в бюджет. Однако Комитет КГД в своем официальном ответе на запрос юриста Айнуры Кайдаровой об алгоритме расчетов того, как маркировка повлияла на увеличение таможенных пошлин и налогов не подтвердил сведения, исходящие от правительства.

– Сам запрос родился после того, как два министерства – промышленности и строительства, торговли и интеграции – на заседании в парламенте с участием заместителя председателя мажилиса Альберта Рау озвучили цифры по увеличению поступлении в бюджет, – говорит юрист. – Источником цифр, выведенных на экран, как было заявлено, являлся Комитет государственных доходов. В ответе на мой запрос от 17 июля текущего года КГД сообщил, что им действительно были предоставлены «отдельные статистические данные по запросу указанного органа (МПС РК), не являющиеся налоговой тайной, которым, в свою очередь, полагаем, были интерпретированы и использованы данные при подготовке материала по своему видению». В переводе на обычный язык это означает, что КГД не подтверждает прирост таможенных пошлин и налогов в бюджет при импорте товаров (в данном случае – обуви) в связи с их маркировкой. Тогда возникает вопрос: каким образом правительство в лице министерств промышленности и строительства и министерства торговли пришло к выводу о том, что благодаря маркировке наш бюджет пополнился, если уполномоченный орган этого не подтверждает? Соответственно, можно предположить, что правительство отказывается отменять приказ по маркировке той же обуви, ссылаясь лишь на то, что она оправдала заявленные изначально цели – пополнение бюджета и борьбу с теневой экономикой.

По данным анализа регуляторного воздействия, подготовленного в далеком 2020 году министерством промышленности и строительства, в 2025 году теневая экономика должна была быть побеждена полностью:


Изображение 2 для Комитет государственных доходов уличил правительство во лжи

Но на деле, как мы видим сегодня, теневая экономика только выросла. Свидетельство тому – данные КГД и экономический анализ ситуации по маркировке обуви.

Изображение 3 для Комитет государственных доходов уличил правительство во лжи

Что мы имеем на сегодня после введения маркировки на определенные виды товаров? Теневая экономика и инфляция растут, производство не наращивает свой потенциал, а бизнес заставляют платить в карман Единого оператора в лице АО «Казахтелеком» и его аффилированных компаний и иных авторов маркировки из соседнего государства.

Более того, самым серьезным промахом маркировки является слив персональных данных отечественных предпринимателей и рядовых граждан в информационную систему, которая даже не принадлежит Казахстану. То есть вся конфиденциальная информация и коммерческая тайна нашего бизнеса уходят в распоряжение третьих лиц, которые, возможно, продают ее дальше. Делается это все в период, когда все информационные системы уязвимы перед атаками кибермошенников. А значит, гражданам Казахстана никто не гарантирует безопасность наших персональных данных.

Это признали и на одном из совещаний в министерствеискусственного интеллекта и цифрового развития РК: с того момента, как гражданин Казахстана применил ЭЦП в любой информационной системе, ответственность за сохранность его персональных данных несет он сам. Но тогда резонно будет спросить: зачем правительство, применяя иностранные, либо частные информационные системы, обязывает регистрироваться в них именно с помощью ЭЦП? И главный вопрос по теме – почему минимизирована роль таможни в борьбе с контрабандой, если все знают, что именно отсутствие контроля с ее стороны приводит к росту теневой экономики, чем наносится серьезный урон и бюджету, и в целом экономике страны?

Почему вице-премьер – министр национальной экономики РК Серик Жумангарин не может или не хочет расставить правильные акценты, хотя определение налоговой и таможенной политики находится именно в его руках. А коль так, то, получается, что именно он лоббирует вопрос с маркировкой товаров, уводя внимание общества и руководства страны от «дырявой» таможни. Не затем ли, чтобы оплачивать чужую войну?


Мерей Сугирбаева

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.