Кризисы КНР рассматривает как время реформ - Exclusive
Поддержать

Кризисы КНР рассматривает как время реформ

В октябре внимание мира было приковано к ХХ съезду Коммунистической партии Китая (КПК). Помимо решений, попавших в заголовки новостей (прежде всего, утверждение председателя Си Цзиньпина на третий срок), на съезде был представлен отрезвляющий доклад, в котором Си доказывал, что на фоне беспрецедентных внешних и внутренних проблем партия и народ обязаны готовиться к предстоящим трудным временам.

В течение первых двух сроков у власти Си концентрировал внимание на консолидации власти и искоренении коррупции. В сфере социальной и экономической политики его главными приоритетами стали ликвидация крайней нищеты и строительство «умеренно зажиточного общества» («сяо кан»). Однако в ближайшие пять лет Си займётся планами радикального сдвига в китайской политике, сделав первоочередной целью своей администрации национальную безопасность, а не экономическое развитие. Экономика должна будет служить национальной безопасности, помогая достигнуть самодостаточности в ключевых технологиях и компонентах (таких как, например, полупроводники) в рамках выдвинутой Си стратегии «Сделано в Китае 2025».

Да, экономика Китая столкнулась с сильным встречным ветром. В третьем квартале 2022 года темпы экономического роста оставались вялыми (3,9%), в частности, из-за политики «нулевого Covid», которая привела к закрытию на карантин многих городов и регионов. На рынке недвижимости нарастают риски, а фондовый рынок после съезда партии достиг рекордно низких показателей. Повышается безработица.

Одновременно усиливается напряжённость в международных отношениях. Введение Америкой новых широких ограничений на продажу полупроводников в Китай стало очередным этапом эскалации в торговой и технологической войне, ведущейся между двумя экономически крупнейшими странами мира. Напряжённость усугубляется из-за предупреждений со стороны высокопоставленных официальных лиц США, что Америка обязана готовиться к китайскому вторжению на Тайвань.

США решительно выступают против объявления Тайванем независимости – и для этого есть веская причина. Почти все китайцы воспримут это как объявление войны их стране. Подобное событие стало бы поистине катастрофическим для мира, поскольку оно легко может перерасти в ядерный конфликт. Именно поэтому тайваньский вопрос требует аккуратности: ни одна из сторон не должна стремиться к усилению противоречий.

Как провидчески отмечал в 2019 году политолог Чжэн Юннянь, Китай рискует попасть сразу в две ловушки: ловушку доходов среднего уровня и ловушку Фукидида. Чтобы их избежать, и чтобы построить процветающий, современный, безопасный и ориентированный на человека Китай, потребуется эффективное и мудрое руководство. Нет сомнений, что новые руководители страны объединены вокруг Си Цзиньпина, потому что многие из них работали вместе с ним в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян и в Шанхае до того, как его повысили, включив в состав центрального руководства страны.

В число новых членов Постоянного комитета Политбюро вошли Ли Цян, который вплоть до недавнего времени работал секретарём КПК в Шанхае, а сейчас считается наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра КНР, а также Дин Сюэсян, бывший руководитель аппарата у Си Цзиньпина и, вероятно, будущий первый вице-премьер. Секретари КПК в Гуандуне и Пекине, Ли Си и Цай Ци соответственно, также вошли в эту высшую группу партийного руководства.

Руководители, сохранившие членство в Постоянном комитете, тоже тесно связаны с Си. Ван Хунин, который, вероятно, станет председателем Народного политического консультативного совета Китая, работал доверенным политическим советником не только у Си, но и у его предшественников, Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао. Чжао Лэцзи, который, скорее всего, станет председателем предстоящего Всекитайского собрания народных представителей, руководил борьбой с коррупцией во время второго срока Си.

Карьерное повышение на национальном и провинциальном уровнях зависит от избрания в Центральный комитет КПК, который состоит из 203 членов и 168 кандидатов. Хотя число членов ЦК, получивших высшее образование за границей (или работавших в финансовом секторе за рубежом) сократилось, его нельзя назвать пренебрежимо малым. Например, Инь Юн, бывший заместитель управляющего Народным банком Китая, учился в Гарвардском университете. Хэ Лифэн, который сейчас возглавляет государственное ведомство, отвечающее за планирование, и, скорее всего, станет вице-премьером, учился в Китае и в США.

Всё это говорит о том, что руководство Китая понимает важность улучшения отношений с зарубежной экономикой и финансовыми игроками. Более того, на фоне неблагоприятных внешнеэкономических условий (укрепление доллара США и надвигающаяся глобальная рецессия) новая команда руководителей будет потакать бизнесу, а также иностранным инвесторами и торговыми партнёрами, пытаясь повысить темпы экономического роста. Ли Цян, которому ставят в заслугу привлечение компании Tesla в Шанхай, где она открыла завод, обладает большим опытом управления внешнеэкономическим отношениями.

Одновременно руководство Китая будет активней поощрять местных чиновников и частных предпринимателей за стимулирование развития китайского бизнеса и повышение занятости. И оно займётся снижением издержек, возникших из-за стратегии нулевого Covid, которая особенно сильно ударила по малым и средним предприятиям, сектору индивидуальных услуг, а также коммерческой недвижимости.

Для восстановления потребительской и деловой уверенности нужно будет активней применять бюджетные и монетарные инструменты с целью оживления торговли и инвестиционной деятельности, увеличения доходов и потребления. К счастью, Китай обладает необходимым бюджетным и монетарным пространством, чтобы справиться с потенциальными шоками, негативно влияющими на спрос и рост экономики. Кроме того, нужно будет срочно заняться решением долгосрочных структурных проблем, в числе которых увеличение спроса на пособия по здоровью и старости, императив зелёного развития, финансовые трудности местных властей.

Исторически Китай проводил свои самые важные реформы в периоды кризиса. ХХ съезд выдал руководству страны однозначный мандат на принятие трудных решений, которые требуются в трудные времена. И вне зависимости от того, добьётся оно успеха или нет, последствия почувствует весь мир.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Сяо Гэн, Эндрю Шэн

Председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор Института политики и практики Шэньчжэньского финансового института при Китайском университете Гонконга в Шэньчжэне.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *