Кто пришел руководить администрацией президента? - Exclusive
Поддержать

Кто пришел руководить администрацией президента?

Несмотря на то, что экс-глава администрации Мурат Нуртлеу Токаева «блестяще» с точки зрения интересов Акорды провел парламентские выборы, президент сменил его на силовика Олжаса Бектенова. Но значит ли это, что теперь фокус сместится с политических реформ на реформу силового блока, борьбу с коррупцией и возврат капиталов?

После взбучки, которую устроил правительству Касым-Жомарт Кемелевич, особенно было странно то, что он оставил премьер-министра. Наблюдатели пророчили на этот пост Серика Жумангарина, чье перемещение с позиции вице-премьера было вполне логичным. Но Акорда усиливает свой контроль над правительством, которое все более утрачивает свою самостоятельность и поэтому фигура премьера сегодня не является определяющей, в отличие от того, кто руководит АП.

Итак, карьера 43-летнего Олжаса Абаевича внешне выглядит довольно последовательно. Закончив с отличием Казахскую государственную юридическую академию в 2001 году, он проработал несколько лет главным специалистом отдела в Управлении юстиции Алматы. Потом у него начался вертикальный взлет: в 2005-2006 годах – эксперт, главный эксперт юридического отдела канцелярии правительства, три года работы в АП. Потом он спустился в «поле» – с 2009 по 2012 годы был заместителем председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи минюста. И вот после этого он почти десять лет (с небольшими перерывами) начал бороться с коррупцией, начав в 2012 году с начальника департамента в центральном аппарате Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) и в конце концов его возглавил, получив чин генерал-лейтенанта.

Из нашумевших дел в его активе дело экс-замаакима Алматинской области Багдата Манзорова, мутная история с ЛРТ, кульбит с Куандыком Бишимбаевым и малообъяснимое дело с арестом журналиста Махамбета Абжана, в котором замешаны люди, формально не имеющие отношения к чиновникам.

Будучи первым заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции он инициировал поправки в законодательства, предусматривающие ограничение применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления. При нем же в качестве метода борьбы с коррупцией за счет оптимизации и сокращения 25 процентов личного состава вдвое выросли зарплаты сотрудников ведомства. Правда, его надежды на масштабирование такого опыта в других госорганах, увы, не оправдались.

Тогда же Агентство начало материально поощрять тех, кто сообщал о фактах взяток и хищений, обещая им пресловутые 10% в виде вознаграждения за бдительность и смелость. Правда, результаты работы сall-центра «1424» оказались скромнее ожидаемых и «стучали» в лучшем случае на сотрудников акиматов или инспекторов дорожной полиции.

При этом, планировалось, что чиновников-взяточников будут привлекать к общественным работам в своем же ведомстве, чтобы их коллеги видели и знали, какое преступление он совершил и за что наказан. Но пока мало что известно о том, были ли случаи, когда чиновники мыли полы или туалеты своего ведомства. Было у Олжаса Бектенова и другое креативное предложение в борьбе со взяточничеством – применить кратность штрафов в зависимости от суммы выявленной взятки.

В конце прошлого года Бектенов гордо доложил Токаеву о том, что Агентствоза 11 месяцев возвратило государству незаконно приобретенных имущественных активов и денежных средств на сумму свыше 600 млрд тенге и обещал вернуть недвижимости, автомобилей и денег на общую сумму свыше 360 млрд тенге. Таким образом, по его словам, страна уже смогла вернуть активы сумму около 1 млрд.

Агентство также проанализировало сферы транспортного контроля, недропользования, государственного оборонного заказа, а также деятельности миграционной службы, социально-предпринимательских корпораций и АО «Қазақстан Темір Жолы» и подготовило «более 2 тысяч предложений по устранению коррупционных рисков».

Одновременно Антикор пытался активно защищать права предпринимателей. Для этого был даже запущен проект «Дорогу бизнесу». 

С изумлением Бектенов выяснил, что за «серыми» схемами в Казахстане стояли влиятельные лица, которые прятали доходы за рубежом. Он мужественно возглавил этот крестовый поход, вернув под контроль государства «свыше 600 железнодорожных подъездных путей стоимостью 57 млрд тенге», а тарифы для железнодорожных перевозчиков снизились в 14 раз – с 2 200 тенге до 147 тенге. Он же вывел на чистую воду «Оператора РОП», предотвратив хищение более 180 млрд тенге, «которые полностью возвращены государству и расходуются на социальные цели». Что касается дорожного строительства, то Бектенов заявил, что поименно знает всех подрядчиков и тех, кто за ними стоит.

Поэтому в парламент был разработан и внесен законопроект, предусматривающий введение ответственности за необоснованное обогащение, а в агентстве создано соответствующее подразделение.

Глава Антикора принял приглашение Совета Европы присоединиться к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

«Со стороны Совета Европы в Казахстан поступило официальное письмо-приглашение присоединиться к Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Теперь мы займемся процедурами, необходимыми для вступления в Конвенцию. Она расширяет наши возможности по возвращению коррупционеров и похищенных активов из-за рубежа». Правда, для этого Казахстан должен обеспечить полноценную «независимость судебной системы, надлежащий общественный контроль, усилить статус антикоррупционного органа с расширением доступа к данным».

Однако, самым чувствительным для председатель Агентства РК по противодействию коррупции стало расследование Январских событий, к расследованию которых были привлечены «самые опытные следователи».

«Основная сложность состоит в том, что события носят нерегулярный и массовый характер. Заявители показали полицейских в масках и касках, то есть даже не видели лиц мучителей. Они даже не знают их имен. Расследованию помешала неисправность многих камер видеонаблюдения. Правильная организация следственной работы позволила восстановить хронологию событий по 347 уголовным делам. Строго соблюдались требования Стамбульского протокола о расследовании пыток», – оправдывался он.

Итак, судя по всему, главная миссия Бектенова – продолжение процесса «шелковой люстрации». А значит, пригодится его «поименное» знание серых схем и тех, кто за ними стоит.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.